Н. В.Гоголь.
Анализ
1 действия комедии
«Ревизор».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Учимся понимать текст
Задачи:
Развивать навыки анализа текста;
познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I действия комедии;
формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
углубить представление учащихся о личности Н.В.Гоголя;
продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать интерес к творчеству писателя.
I
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Сообщения о Н.В.Гоголе.
1-й ученик: Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
Сообщения о Н.В.Гоголе.
2-й ученик: В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире.
Сообщения о Н.В.Гоголе.
2-й ученик: В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).
Сообщения о Н.В.Гоголе.
3- й ученик: Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь едет в Петербург.
В конце 1829 года начинает служить в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел.
С апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (сначала писцом, потом помощником столоначальника).
Сообщения о Н.В.Гоголе.
4-й ученик:
В июне 1834 года был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете.
Одновременно пишет повести, составившие впоследствии два его сборника «Миргород» и «Арабески»(1835)
В 1835 году заканчивает преподавательскую деятельность и занимается только литературной работой.
Сообщения о Н.В.Гоголе.
5-й ученик:
В 1835 году начинает работать над «Ревизором».
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет).
За границей Гоголь работает над поэмой «Мёртвые души».
Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин
Роды литературы
Лирика
Драма
Эпос
История создания комедии
Создать «Ревизора» побудил Гоголя Пушкин, рассказав ему историю, приключившуюся в одном провинциальном городе с его приятелем; представить ее нетрудно по комедии Гоголя, только Хлестаков здесь ни при чем. Ведь, оказавшись на месте Хлестакова, пушкинский приятель повел себя совершенно иначе, чем гоголевский герой: поспешил оставить не в меру гостеприимный город, вырваться из объятий радушных чиновников.
Замысел комедии
Словарная работа:
- Ревизор – должностное лицо, производящий ревизию.
- Ревизия – обследование чьей – нибудь деятельности для установления правильности и законности действий.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Городничий – начальник уездного города.
Словарная работа:
Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ
Смотритель – должностное лицо, которому поручался надзор за каким – нибудь учреждением.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - судья
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
Артемий Филиппович Земляника –попечитель богоугодных заведений .
Богоугодные заведения – больницы, приюты, дома для престарелых.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
почтмейстер
Почтмейстер – начальник почтовой канторы.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Иван Алексеевич Хлестаков
Бобчинский и Добчинский
Словарная работа:
- Частный пристав – полицейский чиновник, в ведении которого находится одна из частей города.
- Резонёр – человек, любящий вести пространные рассуждения нравоучительного характера.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
- Ботфорты – высокие сапоги с раструбами выше колен.
- Инкогнито – тайно.
- Присутственное место – казённое учреждение; здесь: уездный суд.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
-Какой это город?
Уездный – районный город.
-Почему? Докажите.
-Кто правит в городе?
-Кого пригласил к себе домой городничий?
-Почему он их пригласил?
Учимся понимать текст
- Какую роль играет первая фраза комедии?
Эта фраза является завязкой комедии.
Учимся понимать текст
- Какую роль играет первая фраза комедии?
Эта фраза является завязкой комедии.
Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд – «пренеприятное известие».
Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора
Учимся понимать текст
Как слова городничего влияют на всех присутствующих?
Сообщение о приезде приводит в движение интересы, страсти, помыслы действующих лиц. Чиновников охватывает страх.
Учимся понимать текст
-Как воспринимают это известие собравшиеся?
Такие важные и солидные «отцы города», и вдруг всего несколько робких, бессвязных слов смогли произнести, словно дар речи потеряли: «Как ревизор?» Как же жалок и смешон этот страх чиновников!
Учимся понимать текст
- Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?
- Какова роль этого персонажа?
-Почему чиновники боятся ревизора?
– Что говорят о причине приезда ревизора присутствующие?
Учимся понимать текст
-Что является экспозицией комедии?
Приготовления чиновников к приезду ревизора, их разговоры о том, что и кому необходимо сделать, становятся экспозицией, из которой мы узнаем о состоянии дел в городе.
Учимся понимать текст
- Как характеризуют чиновников советы городничего?
-Какова самохарактеристика чиновников?
- Какие должностные преступления совершал почтмейстер?
Учимся понимать текст
- Выразительное чтение по ролям явления 3.
- Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Добчинского и Бобчинского о ревизоре?
-Как описывают они молодого человека, остановившегося в гостинице?
Учимся понимать текст
Составьте описание Хлестакова.
Молодой человек, лет … или …, … наружности, в … платье. Молодой человек, чиновник, едущий из …, по фамилии …, едет в … губернию, ведёт себя престранно: … не хочет платить.
-
Учимся понимать текст
- Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал?
- Что мы узнаём о полиции и городских властях из явлений 4 и 5?
- Все ли персонажи пьесы охвачены страхом?
- Выразительное чтение по ролям явления 6.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить монологические высказывания о суде, больнице, училище.
2. Прочитать 2 действие.
3. Законспектировать статью «Виды драматических произведений»
и выучить.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!