СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события,  образы героев I действия комедии;
  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
  • углубить представление учащихся о личности Н.В.Гоголя;
  • анализировать образы героев  комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;
  • углубить знания литературоведческих понятий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».»

Н. В.Гоголь. Анализ 1 действия комедии «Ревизор».  Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Н. В.Гоголь.

Анализ

1 действия комедии

«Ревизор».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Учимся понимать текст

Учимся понимать текст

Задачи:  Развивать навыки анализа текста;  познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I действия комедии; формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся; углубить представление учащихся о личности Н.В.Гоголя; продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать интерес к творчеству писателя. I

Задачи:

Развивать навыки анализа текста;

познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I действия комедии;

формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

углубить представление учащихся о личности Н.В.Гоголя;

продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать интерес к творчеству писателя.

I

 Добрый день!   Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок пошёл каждому впрок,  Активно включайся в работу, дружок!

Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

Сообщения о Н.В.Гоголе.  1-й ученик:  Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)  Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика.  Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

Сообщения о Н.В.Гоголе.

1-й ученик: Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

Сообщения о Н.В.Гоголе.  2-й ученик:  В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире.

Сообщения о Н.В.Гоголе.

2-й ученик: В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире.

Сообщения о Н.В.Гоголе.  2-й ученик:  В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

Сообщения о Н.В.Гоголе.

2-й ученик: В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

Сообщения о Н.В.Гоголе.  3- й ученик:  Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь едет в Петербург.  В конце 1829 года начинает служить в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (сначала писцом, потом помощником столоначальника).

Сообщения о Н.В.Гоголе.

3- й ученик: Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь едет в Петербург.

В конце 1829 года начинает служить в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел.

С апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (сначала писцом, потом помощником столоначальника).

Сообщения о Н.В.Гоголе. 4-й ученик:  В июне 1834 года был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете. Одновременно пишет повести, составившие впоследствии два его сборника «Миргород» и «Арабески»(1835) В 1835 году заканчивает преподавательскую деятельность и занимается только литературной работой.

Сообщения о Н.В.Гоголе.

4-й ученик:

В июне 1834 года был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете.

Одновременно пишет повести, составившие впоследствии два его сборника «Миргород» и «Арабески»(1835)

В 1835 году заканчивает преподавательскую деятельность и занимается только литературной работой.

Сообщения о Н.В.Гоголе. 5-й ученик:  В 1835 году начинает работать над «Ревизором». В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). За границей Гоголь работает над поэмой «Мёртвые души».

Сообщения о Н.В.Гоголе.

5-й ученик:

В 1835 году начинает работать над «Ревизором».

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет).

За границей Гоголь работает над поэмой «Мёртвые души».

Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин

Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин

Роды литературы Лирика Драма Эпос

Роды литературы

Лирика

Драма

Эпос

История создания комедии  Создать «Ревизора» побудил Гоголя Пушкин, рассказав ему историю, приключившуюся в одном провинциальном городе с его приятелем; представить ее нетрудно по комедии Гоголя, только Хлестаков здесь ни при чем. Ведь, оказавшись на месте Хлестакова, пушкинский приятель повел себя совершенно иначе, чем гоголевский герой: поспешил оставить не в меру гостеприимный город, вырваться из объятий радушных чиновников.

История создания комедии

Создать «Ревизора» побудил Гоголя Пушкин, рассказав ему историю, приключившуюся в одном провинциальном городе с его приятелем; представить ее нетрудно по комедии Гоголя, только Хлестаков здесь ни при чем. Ведь, оказавшись на месте Хлестакова, пушкинский приятель повел себя совершенно иначе, чем гоголевский герой: поспешил оставить не в меру гостеприимный город, вырваться из объятий радушных чиновников.

Замысел комедии

Замысел комедии

Словарная работа:  Ревизор – должностное лицо, производящий ревизию. Ревизия – обследование чьей – нибудь деятельности для установления правильности и законности действий.     Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • Ревизор – должностное лицо, производящий ревизию.
  • Ревизия – обследование чьей – нибудь деятельности для установления правильности и законности действий.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа: Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория», Городничий – начальник уездного города.

Словарная работа:

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Городничий – начальник уездного города.

Словарная работа:  Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ   Смотритель – должностное лицо, которому поручался надзор за каким – нибудь учреждением.     Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ

Смотритель – должностное лицо, которому поручался надзор за каким – нибудь учреждением.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа: Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - судья      Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - судья

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа: Артемий Филиппович Земляника –попечитель богоугодных заведений . Богоугодные заведения – больницы, приюты, дома для престарелых.     Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

Артемий Филиппович Земляника –попечитель богоугодных заведений .

Богоугодные заведения – больницы, приюты, дома для престарелых.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа: Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер  Почтмейстер – начальник почтовой канторы.      Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • Иван Кузьмич Шпекин –

почтмейстер

Почтмейстер – начальник почтовой канторы.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Иван Алексеевич Хлестаков Бобчинский и Добчинский

Иван Алексеевич Хлестаков

Бобчинский и Добчинский

Словарная работа: Частный пристав – полицейский чиновник, в ведении которого находится одна из частей города. Резонёр – человек, любящий вести пространные рассуждения нравоучительного характера. Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • Частный пристав – полицейский чиновник, в ведении которого находится одна из частей города.
  • Резонёр – человек, любящий вести пространные рассуждения нравоучительного характера.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа: Ботфорты – высокие сапоги с раструбами выше колен. Инкогнито – тайно. Присутственное место – казённое учреждение; здесь: уездный суд.  Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • Ботфорты – высокие сапоги с раструбами выше колен.
  • Инкогнито – тайно.
  • Присутственное место – казённое учреждение; здесь: уездный суд.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Учимся понимать текст -Какой это город? Уездный – районный город. -Почему? Докажите. -Кто правит в городе? -Кого пригласил к себе домой городничий? -Почему он их пригласил?

Учимся понимать текст

-Какой это город?

Уездный – районный город.

-Почему? Докажите.

-Кто правит в городе?

-Кого пригласил к себе домой городничий?

-Почему он их пригласил?

Учимся понимать текст - Какую роль играет первая фраза комедии? Эта фраза является завязкой комедии.

Учимся понимать текст

- Какую роль играет первая фраза комедии?

Эта фраза является завязкой комедии.

Учимся понимать текст - Какую роль играет первая фраза комедии? Эта фраза является завязкой комедии.  Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд – «пренеприятное известие».       Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора

Учимся понимать текст

- Какую роль играет первая фраза комедии?

Эта фраза является завязкой комедии.

Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд – «пренеприятное известие».

Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора

Учимся понимать текст Как слова городничего влияют на всех присутствующих?  Сообщение о приезде приводит в движение интересы, страсти, помыслы действующих лиц. Чиновников охватывает страх.

Учимся понимать текст

Как слова городничего влияют на всех присутствующих?

Сообщение о приезде приводит в движение интересы, страсти, помыслы действующих лиц. Чиновников охватывает страх.

Учимся понимать текст -Как воспринимают это известие собравшиеся?  Такие важные и солидные «отцы города», и вдруг всего несколько робких, бессвязных слов смогли произнести, словно дар речи потеряли: «Как ревизор?» Как же жалок и смешон этот страх чиновников!

Учимся понимать текст

-Как воспринимают это известие собравшиеся?

Такие важные и солидные «отцы города», и вдруг всего несколько робких, бессвязных слов смогли произнести, словно дар речи потеряли: «Как ревизор?» Как же жалок и смешон этот страх чиновников!

Учимся понимать текст - Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?  - Какова роль этого персонажа? -Почему чиновники боятся ревизора? – Что говорят о причине приезда ревизора присутствующие?

Учимся понимать текст

- Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?

- Какова роль этого персонажа?

-Почему чиновники боятся ревизора?

Что говорят о причине приезда ревизора присутствующие?

Учимся понимать текст -Что является экспозицией комедии?   Приготовления чиновников к приезду ревизора, их разговоры о том, что и кому необходимо сделать, становятся экспозицией, из которой мы узнаем о состоянии дел в городе.

Учимся понимать текст

-Что является экспозицией комедии?

Приготовления чиновников к приезду ревизора, их разговоры о том, что и кому необходимо сделать, становятся экспозицией, из которой мы узнаем о состоянии дел в городе.

Учимся понимать текст - Как характеризуют чиновников советы городничего? -Какова самохарактеристика чиновников? - Какие должностные преступления совершал почтмейстер?

Учимся понимать текст

- Как характеризуют чиновников советы городничего?

-Какова самохарактеристика чиновников?

- Какие должностные преступления совершал почтмейстер?

Учимся понимать текст Выразительное чтение по ролям явления 3. - Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Добчинского и Бобчинского о ревизоре? -Как описывают они молодого человека, остановившегося в  гостинице?

Учимся понимать текст

  • Выразительное чтение по ролям явления 3.

- Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Добчинского и Бобчинского о ревизоре?

-Как описывают они молодого человека, остановившегося в гостинице?

Учимся понимать текст  Составьте описание Хлестакова.  Молодой человек, лет … или …, … наружности, в … платье. Молодой человек, чиновник, едущий из …, по фамилии …, едет в … губернию, ведёт себя престранно: … не хочет платить. -

Учимся понимать текст

Составьте описание Хлестакова.

Молодой человек, лет … или …, … наружности, в … платье. Молодой человек, чиновник, едущий из …, по фамилии …, едет в … губернию, ведёт себя престранно: … не хочет платить.

-

Учимся понимать текст - Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал? - Что мы узнаём о полиции и городских властях из явлений 4 и 5? - Все ли персонажи пьесы охвачены страхом? Выразительное чтение по ролям явления 6.

Учимся понимать текст

- Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал?

- Что мы узнаём о полиции и городских властях из явлений 4 и 5?

- Все ли персонажи пьесы охвачены страхом?

  • Выразительное чтение по ролям явления 6.

     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить монологические высказывания  о суде, больнице, училище. 2. Прочитать 2 действие. 3. Законспектировать статью «Виды драматических произведений» и выучить.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить монологические высказывания  о суде, больнице, училище.

2. Прочитать 2 действие.

3. Законспектировать статью «Виды драматических произведений»

и выучить.

Рефлексия  хорошо усвоил       отлично усвоил и могу применить на практике   усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!