СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе "Сентиментализм"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Сентиментализм" наглядно показывает влияние литературного течения на другие виды искусства

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе "Сентиментализм"»

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо  Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Разум может ошибаться,

чувство – никогда!

Жан Жак Руссо

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Классификация литературных направлений Классицизм  Сентиментализм Романтизм Реализм  Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Классификация литературных направлений

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Сентиментализм -  (от фр. sentimental – чувствительный) – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 17 – начале 19 веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить человеческую психология. 2 Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Сентиментализм -

(от фр. sentimental – чувствительный) – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 17 – начале 19 веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить человеческую психология.

2

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Основная тема -  мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.  Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты).  Появляются новые герои – «поселяне» и «поселяночки» (пастухи и пастушки).  Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному переживанию.  Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание и слёзы умиления у читателя. 2 Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Основная тема -

мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои – «поселяне» и «поселяночки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному переживанию. Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание и слёзы умиления у читателя.

2

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Литературные формы Эпос Сентиментальная повесть Послание Путевые заметки Путешествия Письма Элегия Идиллия Пастораль Народные песни Мещанская драма 5 Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 Эпос

Литературные формы

Эпос

Сентиментальная повесть

Послание

Путевые заметки

Путешествия

Письма

Элегия

Идиллия

Пастораль

Народные песни

Мещанская драма

5

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Эпос

Идейная основа протест против испорченности аристократического общества. Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Идейная основа

  • протест против испорченности аристократического общества.

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Основное свойство стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях . Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Основное свойство

  • стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях .

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Основа эстетики «подражание природе», элегические и пасторальные настроения, идеализация патриархального быта. Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Основа эстетики

  • «подражание природе», элегические и пасторальные настроения, идеализация патриархального быта.

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Черты сентиментализма: Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке; Подчёркнутая субъективность подхода к миру; Культ чувства; Культ природы; Культ врождённой нравственной чистоты, неиспорченности; Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Черты сентиментализма:

  • Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;
  • Подчёркнутая субъективность подхода к миру;
  • Культ чувства;
  • Культ природы;
  • Культ врождённой нравственной чистоты, неиспорченности;
  • Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Представители сентиментализма Англия:  Лоренс Стерн – «Сентиментальное путешествие», «Тристам Шенди». Ричардсон – «Кларисса Гарлоу». Лессинг «Эмилия Голотти». Франция:  Жан Жак Руссо - «Юлия, или новая Элоиза» Германия: Гете «Страдания молодого Вертера» Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Представители сентиментализма

Англия:

  • Лоренс Стерн – «Сентиментальное путешествие», «Тристам Шенди».
  • Ричардсон – «Кларисса Гарлоу».
  • Лессинг «Эмилия Голотти».

Франция:

  • Жан Жак Руссо - «Юлия, или новая Элоиза»

Германия:

Гете «Страдания молодого Вертера»

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Представители  в русской литературе В.В.Капнист Н.М.Карамзин А.Н.Радищев 5 Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Представители в русской литературе

В.В.Капнист

Н.М.Карамзин

А.Н.Радищев

5

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Задания группам Найти черты сентиментализма: В литературе В живописи Музыке Архитектуре Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Задания группам

Найти черты сентиментализма:

  • В литературе
  • В живописи
  • Музыке
  • Архитектуре

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Сентиментализм в живописи Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Сентиментализм в живописи

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

  В.Л.Боровиковский (1757 - 1825г)– гений сентиментализма  Не титла славу нам сплетают,   Не предков наших имена,   Одни достоинства венчают  И честь венчает  нас одна...  М.М.Херасков Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

В.Л.Боровиковский (1757 - 1825г)– гений сентиментализма

Не титла славу нам сплетают,  Не предков наших имена,  Одни достоинства венчают

И честь венчает

нас одна...

М.М.Херасков

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Вставка рисунка Портрет великой княжны Александры Павловны   Портрет Елены Александровны Нарышкиной  «ПОРТРЕТ Е.Г. ТЁМКИНОЙ» Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Вставка рисунка

Портрет великой княжны Александры Павловны

Портрет Елены Александровны Нарышкиной

«ПОРТРЕТ Е.Г. ТЁМКИНОЙ»

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

«ПОРТРЕТ М.И.ЛОПУХИНОЙ» - ШЕДЕВР СЕНТИМЕНТАЛИЗМА    Прекрасна ты в власах своих,  Хоть их никак не убираешь,  Но ты наряд такой лишь любишь,  В котором нежность простоты  Блестит от силы красоты   Ф.Дмитриев - Мамонов Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

«ПОРТРЕТ М.И.ЛОПУХИНОЙ» - ШЕДЕВР СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Прекрасна ты в власах своих, Хоть их никак не убираешь, Но ты наряд такой лишь любишь, В котором нежность простоты Блестит от силы красоты Ф.Дмитриев - Мамонов

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Сентиментализм в архитектуре Павловск – бывшая летняя царская резиденция. Архитекторы: Ч. Камерон, В.Бренна,  К.И. Росси. Скульпторы: Р. Ринальдини,  Ф.Гордеев, Э. Гастеклу. Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Сентиментализм в архитектуре

Павловск – бывшая летняя царская резиденция.

Архитекторы: Ч. Камерон, В.Бренна,

К.И. Росси.

Скульпторы: Р. Ринальдини,

Ф.Гордеев, Э. Гастеклу.

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Павловск   Пиль-башня в Павловске. Архитектор Бренна. Года постройки 1795-1797. Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Павловск

Пиль-башня в Павловске. Архитектор Бренна. Года постройки 1795-1797.

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Павловск, крепость Бип Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Павловск, крепость Бип

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Павловский парк Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Павловский парк

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Павловск :: Гостиница Петербурга Счастливый... Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Павловск :: Гостиница Петербурга Счастливый...

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Сентиментализм в музыке Людвиг ван Бетховен Моцарт Вольфганг Амадей - посмертный портрет на портрете  Карла Штилера (1820 год)  кисти Барбары Крафт (1819) Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Сентиментализм в музыке

Людвиг ван Бетховен

Моцарт Вольфганг Амадей - посмертный портрет

на портрете  Карла Штилера (1820 год)

кисти Барбары Крафт (1819)

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Сентиментализм в литературе Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)  журналист,историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук, создатель « Истории государства Российского »,  издатель первого детского журнала « Детское чтение для сердца и разума». Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-1803). Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Сентиментализм в литературе

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

журналист,историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук, создатель « Истории государства Российского », издатель первого детского журнала « Детское чтение для сердца и разума». Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-1803).

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Из статьи Н.М. Карамзина  «Что нужно автору?»   «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение… Справедливо, но … ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей… Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо… Но если всему горестному, всему угнетенному открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…» Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Из статьи Н.М. Карамзина «Что нужно автору?»

  • «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение… Справедливо, но … ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…
  • Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо…
  • Но если всему горестному, всему угнетенному открыт
  • путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

Основная идея произведений: мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.  Цель : протест против испорченности аристократического общества Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4 5

Основная идея произведений:

  • мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.
  • Цель :
  • протест против испорченности аристократического общества

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

5

основные черты двух направлений в литературе Основные черты Классицизм Основной пафос Сентиментализм культ разума Взаимоотношения  личности и государства Изображение героя культ чувства человек-гражданин, интерес к государственным деятелям Авторская позиция внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера приоритет личной жизни, интерес к простому человеку внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера объективность повествования Ведущие жанры субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции ода, трагедия, комедия Роль литературы повесть, дневник, письма, песня, романс поучать, воспитывать Нормированность сострадать, пробуждать лучшие чувства строгие правила нарушение норм; культ природы; элементы психологизма Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

основные черты двух направлений в литературе

Основные черты

Классицизм

Основной пафос

Сентиментализм

культ разума

Взаимоотношения  личности и государства

Изображение героя

культ чувства

человек-гражданин, интерес к государственным деятелям

Авторская позиция

внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера

приоритет личной жизни, интерес к простому человеку

внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера

объективность повествования

Ведущие жанры

субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции

ода, трагедия, комедия

Роль литературы

повесть, дневник, письма, песня, романс

поучать, воспитывать

Нормированность

сострадать, пробуждать лучшие чувства

строгие правила

нарушение норм; культ природы; элементы психологизма

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Рефлексия Создать акростих к понятию сентиментализм Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Рефлексия

  • Создать акростих к понятию

сентиментализм

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Использованные ресурсы http://lib.rus.ec/a/10090 http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1931 Литература в схемах и таблицах/авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2005.  Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4

Использованные ресурсы

  • http://lib.rus.ec/a/10090
  • http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1931
  • Литература в схемах и таблицах/авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2005.

Учитель русского языка и литературы Анищенко Т.В. СШ № 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!