СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе "В. Быков "Облава""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Возвращение трагедийного в отечественную литературу. В. Быков "Облава" используется в течение всего урока.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе "В. Быков "Облава""»

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАГЕДИЙНОГО  В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.  В.БЫКОВ «ОБЛАВА» Урок литературы 11 класс

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАГЕДИЙНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ. В.БЫКОВ «ОБЛАВА»

Урок литературы

11 класс

БЕЛОРУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ ВАСИЛЬ БЫКОВ 1924 - 2003

БЕЛОРУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ ВАСИЛЬ БЫКОВ

1924 - 2003

ЭПИГРАФ К УРОКУ  Доселе в Беларуси не было человека и писателя такого масштаба...  Он во всей нашей огромной русской литературе – Фигура, а в Беларуси он был просто лучшим... Эфраим Севела

ЭПИГРАФ К УРОКУ

Доселе в Беларуси не было человека и писателя такого масштаба...

Он во всей нашей огромной русской литературе – Фигура, а в Беларуси он был просто лучшим...

Эфраим Севела

ЭПИГРАФ К УРОКУ  Та память вынесенных мук жива,  Притихшая в народе,  Как рана, что нет-нет и вдруг  Заговорит к дурной погоде.  А. Твардовский.

ЭПИГРАФ К УРОКУ

Та память вынесенных мук жива,

Притихшая в народе,

Как рана, что нет-нет и вдруг

Заговорит к дурной погоде.

А. Твардовский.

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ  Василь Быков родился в 1924 году в крестьянской семье в Белоруссии, на Витебщине. Там прошло его детство.  В предвоенные годы учился в обучался на скульптурном отделении Витебского художественного училища. Окончил Саратовское пехотное училище. Усадьба-музей Василя Быкова на родине писателя, в деревне Бычки Ушачского района Витебской области

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ

Василь Быков родился в 1924 году в крестьянской семье в Белоруссии, на Витебщине. Там прошло его детство.

В предвоенные годы учился в обучался на скульптурном отделении Витебского художественного училища. Окончил Саратовское пехотное училище.

Усадьба-музей Василя Быкова на родине писателя, в деревне Бычки Ушачского района Витебской области

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА  В 1942 г. будущий писатель вступил в ряды Красной Армии.  Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

В 1942 г. будущий писатель вступил в ряды Красной Армии.

Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен.

Впервые произведения Василя Быкова были опубликованы в 1947 г. С 1955 г.  Быков занимался только литературной деятельностью, а с 1972 по 1978 г. – секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР.

Впервые произведения Василя Быкова были опубликованы в 1947 г.

С 1955 г.  Быков занимался только литературной деятельностью, а с 1972 по 1978 г. – секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР.

Награды В 1974 г. Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 г. получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 г. – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

Награды

В 1974 г. Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973),

в 1980 г. получил звание Народного писателя Беларуси,

в 1986 г. – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

ЭМИГРАЦИЯ  В 1986-1991 гг. Быков – секретарь правления Союза писателей СССР. С приходом к власти в Белоруссии А. Г. Лукашенко Василь Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима.  Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину.

ЭМИГРАЦИЯ

В 1986-1991 гг. Быков – секретарь правления Союза писателей СССР. С приходом к власти в Белоруссии

А. Г. Лукашенко Василь Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима.

Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину.

 В декабре 2002 г. Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию, где жил последние годы.  Здесь Быков перенес операцию, после которой находился на реабилитации в Беларуси. Умер в 2003 г. Могила писателя в Минске (Белоруссия)

В декабре 2002 г. Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию, где жил последние годы.

Здесь Быков перенес операцию, после которой находился на реабилитации в Беларуси. Умер в 2003 г.

Могила писателя в Минске (Белоруссия)

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В.БЫКОВА  «Альпийская баллада»  «Мертвым не больно»  «Сотников»  «Обелиск»  «Дожить до рассвета»  «Пойти и не вернуться» «Атака с ходу»  «Круглянский мост» «Знак беды» «Карьер» «Облава» «Волчья яма» «Стена» «Афганец» «Трагедия Беларуси»

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В.БЫКОВА

«Альпийская баллада»

«Мертвым не больно»

«Сотников»

«Обелиск»

«Дожить до рассвета»

«Пойти и не вернуться»

«Атака с ходу»

«Круглянский мост»

«Знак беды»

«Карьер»

«Облава»

«Волчья яма»

«Стена»

«Афганец»

«Трагедия Беларуси»

ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА Изображение человека в годы Великой Отечественной войны Последствия коллективизации Трагедия на Чернобыльской АЭС Изображение последствий войны в Афганистане Народ и власть

ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА

  • Изображение человека в годы Великой Отечественной войны
  • Последствия коллективизации
  • Трагедия на Чернобыльской АЭС
  • Изображение последствий войны в Афганистане
  • Народ и власть
СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ВАСИЛЯ БЫКОВА Любимый жанр – повесть с трагическим финалом Реалистичность изображения событий Контрастное изображение героев Изображение поведения человека в экстремальной ситуации Психологизм Сохранение героями чувства нравственного достоинства

СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ВАСИЛЯ БЫКОВА

  • Любимый жанр – повесть с трагическим финалом
  • Реалистичность изображения событий
  • Контрастное изображение героев
  • Изображение поведения человека в экстремальной ситуации
  • Психологизм
  • Сохранение героями чувства нравственного достоинства
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ПИСАТЕЛЕМ  «Ведь чаще всего я говорю не о героях, не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шире. Я говорю просто о человеке, о возможности для него и в самой страшной ситуации сохранить свое достоинство. И если есть шанс — выиграть.» В.Быков

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ПИСАТЕЛЕМ

«Ведь чаще всего я говорю не о героях, не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шире. Я говорю просто о человеке, о возможности для него и в самой страшной ситуации сохранить свое достоинство. И если есть шанс — выиграть.»

В.Быков

Повесть написана в 1986 г., опубликована в журнале «Новый мир» в 1990 году

Повесть написана в 1986 г.,

опубликована в журнале «Новый мир» в 1990 году

Облава - 1) Охота, при которой окружается место, где находится зверь с тем, чтобы гнать его оттуда на охотников. 2) Оцепление места, где находятся или могут находиться преследуемые лица, с целью их поимки. С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка Облава – на кого? Почему?

Облава - 1) Охота, при которой окружается место, где находится зверь с тем, чтобы гнать его оттуда на охотников.

2) Оцепление места, где находятся или могут находиться преследуемые лица, с целью их поимки.

С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка

Облава – на кого? Почему?

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ПОВЕСТИ  Какие исторические события отражены в повести В.Быкова «Облава»?

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ПОВЕСТИ

Какие исторические события отражены в повести В.Быкова «Облава»?

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

РАСКУЛАЧИВАНИЕ   Худ. Юрий Кугач

РАСКУЛАЧИВАНИЕ

Худ. Юрий Кугач

"Раскулачивание"

Худ. И.Глазунов

ЛЕСОСПЛАВ

ЛЕСОСПЛАВ

«Сын за отца не отвечает»

«Сын за отца не отвечает»

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Тема повести : последствия коллективизации Идея: коллективизация делает людей несчастными, губит человеческие судьбы, рушит семейные узы Проблематика: Авторский замысел:  коллективизация - это трагедия народа, потому что это раскрестьянивание крестьян, это распад семей.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Тема повести : последствия коллективизации

Идея: коллективизация делает людей несчастными, губит человеческие судьбы, рушит семейные узы

Проблематика:

Авторский замысел: коллективизация - это трагедия народа, потому что это раскрестьянивание крестьян, это распад семей.

ПЛАН ПОВЕСТИ Глава первая. ЧЕЛОВЕК НА ОКОЛИЦЕ Глава вторая. НОЧЬ И ПОКОЙ Глава третья. ПОЛНОЛУНИЕ Глава четвертая. РАДОСТЬ ЗЕМЛИ Глава пятая. ОБЛАВА

ПЛАН ПОВЕСТИ

Глава первая. ЧЕЛОВЕК НА ОКОЛИЦЕ

Глава вторая. НОЧЬ И ПОКОЙ

Глава третья. ПОЛНОЛУНИЕ

Глава четвертая. РАДОСТЬ ЗЕМЛИ

Глава пятая. ОБЛАВА

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОВЕСТИ «ОБЛАВА» Сюжет Композиция Пролог – выделение Советской властью надела земли семье батрака Хведора завязка действия - раскулачивание Хведора развитие действия – пятилетние пребывание Хведора в ссылке и побег кульминация  - эпизод облавы развязка – гибель Хведора развитие действия – побег домой, воспоминания  кульминация  - эпизод облавы, воспоминания развязка – гибель Хведора  Композиция инверсионная, ретроспективная

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОВЕСТИ «ОБЛАВА»

Сюжет

Композиция

  • Пролог – выделение Советской властью надела земли семье батрака Хведора
  • завязка действия - раскулачивание Хведора
  • развитие действия – пятилетние пребывание Хведора в ссылке и побег
  • кульминация - эпизод облавы
  • развязка – гибель Хведора
  • развитие действия – побег домой, воспоминания кульминация - эпизод облавы, воспоминания
  • развязка – гибель Хведора

Композиция инверсионная, ретроспективная

СИСТЕМА ОБРАЗОВ В ПОВЕСТИ «ОБЛАВА» Семья Хведора Ровбы Односельчане(деревня Недолище) Ссыльные (Котлас, Сывтывкар)

СИСТЕМА ОБРАЗОВ В ПОВЕСТИ «ОБЛАВА»

Семья Хведора Ровбы

Односельчане(деревня Недолище)

Ссыльные

(Котлас, Сывтывкар)

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ  ПОВЕСТИ «ОБЛАВА»  ПО ЕГО ОПИСАНИЮ 1) Самый никудышный хозяин в деревне, у которого в деревне от бескормицы сдохла кобыла… который за жизнь не научился плести лапти, теперь работает здесь бригадиром, приумножает хозяйство. Правда, глотка у него всегда была крепкая, мог наорать на любого… Змитер Цыпруков

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ПОВЕСТИ «ОБЛАВА» ПО ЕГО ОПИСАНИЮ

1) Самый никудышный хозяин в деревне, у которого в деревне от бескормицы сдохла кобыла… который за жизнь не научился плести лапти, теперь работает здесь бригадиром, приумножает хозяйство. Правда, глотка у него всегда была крепкая, мог наорать на любого…

Змитер Цыпруков

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ  ПОВЕСТИ «ОБЛАВА»  ПО ЕГО ОПИСАНИЮ 2) Болела недолго. Перед тем как слечь, с осени работала на лесоповале, где с бригадой таких же, как она поселенок, собирала и сжигала сучья. Правда, нездоровилось ей давно, с Покрова, зимой по ночам сильно кашляла, жаловалась на боли в боку. Но к докторам не шла – докторов она побаивалась, как и начальства, стараясь не попадаться лишний раз им на глаза. Потом ей вроде полегчало от заговора Банадысихи, старой ворчливой женщины, высланной откуда-то из-под Орши. Но полегчало ненадолго. Гануля

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ПОВЕСТИ «ОБЛАВА» ПО ЕГО ОПИСАНИЮ

2) Болела недолго. Перед тем как слечь, с осени работала на лесоповале, где с бригадой таких же, как она поселенок, собирала и сжигала сучья. Правда, нездоровилось ей давно, с Покрова, зимой по ночам сильно кашляла, жаловалась на боли в боку. Но к докторам не шла – докторов она побаивалась, как и начальства, стараясь не попадаться лишний раз им на глаза. Потом ей вроде полегчало от заговора Банадысихи, старой ворчливой женщины, высланной откуда-то из-под Орши. Но полегчало ненадолго.

Гануля

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ  ПОВЕСТИ «ОБЛАВА»  ПО ЕГО ОПИСАНИЮ 3) Девочке шел десятый годок, была она не по-детски умненькая (в кого только удалась?), серьезная, никогда не улыбнется, бывало, все глядит и глядит широко раскрытыми глазами, будто ожидает чего. Олечка

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ПОВЕСТИ «ОБЛАВА» ПО ЕГО ОПИСАНИЮ

3) Девочке шел десятый годок, была она не по-детски умненькая (в кого только удалась?), серьезная, никогда не улыбнется, бывало, все глядит и глядит широко раскрытыми глазами, будто ожидает чего.

Олечка

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ  ПОВЕСТИ «ОБЛАВА»  ПО ЕГО ОПИСАНИЮ  4) Мужик, в зимней кудлатой шапке, в кожухе поднятым воротником, понуро сидел в заду повозки, сложив на коленях руки, ноги были укутаны пестрым лоскутным одеялом. Микола Зыркаш

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ПОВЕСТИ «ОБЛАВА» ПО ЕГО ОПИСАНИЮ

4) Мужик, в зимней кудлатой шапке, в кожухе поднятым воротником, понуро сидел в заду повозки, сложив на коленях руки, ноги были укутаны пестрым лоскутным одеялом.

Микола Зыркаш

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ  ПОВЕСТИ «ОБЛАВА»  ПО ЕГО ОПИСАНИЮ   5) В детстве был мягкий послушный мальчишка, жалел животных. Как-то всю зиму держал под кроватью в клетке серую курочку, которая на дровокольне сломала лапу. Преданно любил мать и очень переживал, когда она заболела рожей. Миколка

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ПОВЕСТИ «ОБЛАВА» ПО ЕГО ОПИСАНИЮ

  5) В детстве был мягкий послушный мальчишка, жалел животных. Как-то всю зиму держал под кроватью в клетке серую курочку, которая на дровокольне сломала лапу. Преданно любил мать и очень переживал, когда она заболела рожей.

Миколка

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ  ПОВЕСТИ «ОБЛАВА»  ПО ЕГО ОПИСАНИЮ  6) Торопливая походка его казалась неестественно напряженной; давняя застарелая тревога сквозила в цепком, настороженном взгляде, привычно таилась в угрюмом выражении немолодого, заросшего серой щетиной лица. Хведор Ровба

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ПОВЕСТИ «ОБЛАВА» ПО ЕГО ОПИСАНИЮ

6) Торопливая походка его казалась неестественно напряженной; давняя застарелая тревога сквозила в цепком, настороженном взгляде, привычно таилась в угрюмом выражении немолодого, заросшего серой щетиной лица.

Хведор Ровба

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ  ПОВЕСТИ «ОБЛАВА»  ПО ЕГО ОПИСАНИЮ   5) В детстве был мягкий послушный мальчишка, жалел животных. Как-то всю зиму держал под кроватью в клетке серую курочку, которая на дровокольне сломала лапу. Преданно любил мать и очень переживал, когда она заболела рожей. Миколка

НАЗОВИТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ПОВЕСТИ «ОБЛАВА» ПО ЕГО ОПИСАНИЮ

  5) В детстве был мягкий послушный мальчишка, жалел животных. Как-то всю зиму держал под кроватью в клетке серую курочку, которая на дровокольне сломала лапу. Преданно любил мать и очень переживал, когда она заболела рожей.

Миколка

КОНТРАСТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕРОЕВ

КОНТРАСТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕРОЕВ

КАКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ НАРУШАЮТ ГЕРОИ ПОВЕСТИ ПОСЛЕ СНЯТИЯ ИКОН?

КАКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ НАРУШАЮТ ГЕРОИ ПОВЕСТИ ПОСЛЕ СНЯТИЯ ИКОН?

РАЗМЫШЛЕНИЯ ХВЕДОРА РОВБЫ «Почему он стал презренным для всех чужаком, ненавистным изгоем, кто в том повинен? Он сам или кто другой? А может, никто? Но как же тогда все это стало возможно? Чего ради надо было, получив землю, потерять все, сделаться изгнанником, беглым каторжником, человеком без прав, вне закона? И откуда все началось?»

РАЗМЫШЛЕНИЯ ХВЕДОРА РОВБЫ

«Почему он стал презренным для всех чужаком, ненавистным изгоем, кто в том повинен? Он сам или кто другой? А может, никто? Но как же тогда все это стало возможно? Чего ради надо было, получив землю, потерять все, сделаться изгнанником, беглым каторжником, человеком без прав, вне закона? И откуда все началось?»

«За что все это навалилось на меня? Разве я так грешен перед людьми или Богом? Разве я кого убил, ограбил или обесчестил кого?»  Всегда он старался как лучше, упаси Бог, чтобы кого обидеть, повод дать для упреков. Уважительно относился к власти, от души был благодарен ей за дарованную землю, за ее щедрость к недавнему батраку. Да и как же иначе? Ведь он советскую власть считал своей кровной крестьянской властью. Бывало, на сходках некоторые жаловались; того нету, того мало, нету мануфактуры, гвоздей, не хватает керосина, не купить сахара. Он говорил нетерпеливым: подождите, не все сразу. Советская власть, она не обидит бедняка, потому что бедняк и рабочий и есть эта самая власть. Да разве он сам это выдумал? Об этом он читал в газетах, слышал на собраниях от представителей властей. И он верил. Он готов был поверить всякому, кто говорил о власти хорошее, потому что получил подтверждение ее самой большой правды, какая только может быть в жизни и имя которой — земля. Кто же обманул его? И обманул так жестоко, безжалостно, на всю жизнь?

«За что все это навалилось на меня? Разве я так грешен перед людьми или Богом? Разве я кого убил, ограбил или обесчестил кого?»

Всегда он старался как лучше, упаси Бог, чтобы кого обидеть, повод дать для упреков. Уважительно относился к власти, от души был благодарен ей за дарованную землю, за ее щедрость к недавнему батраку. Да и как же иначе? Ведь он советскую власть считал своей кровной крестьянской властью. Бывало, на сходках некоторые жаловались; того нету, того мало, нету мануфактуры, гвоздей, не хватает керосина, не купить сахара. Он говорил нетерпеливым: подождите, не все сразу. Советская власть, она не обидит бедняка, потому что бедняк и рабочий и есть эта самая власть. Да разве он сам это выдумал? Об этом он читал в газетах, слышал на собраниях от представителей властей. И он верил. Он готов был поверить всякому, кто говорил о власти хорошее, потому что получил подтверждение ее самой большой правды, какая только может быть в жизни и имя которой — земля.

Кто же обманул его? И обманул так жестоко, безжалостно, на всю жизнь?

ЗА ЧТО? За то, что жил праведно. За то, что любил землю, работал на ней, хотел жить лучше. За то, что “проклятая судьба уготовила ему в такое время родиться крестьянином”, и поэтому он угодил под безжалостное колесо коллективизации.

ЗА ЧТО?

  • За то, что жил праведно.
  • За то, что любил землю, работал на ней, хотел жить лучше.
  • За то, что “проклятая судьба уготовила ему в такое время родиться крестьянином”, и поэтому он угодил под безжалостное колесо коллективизации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!