СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я жил в те дни, когда на плоской Земле прощали старикам, Заря мирволила подросткам И вечер к славе подстрекал. Когда, нацелившись на взрослых Сквозь дым крупы, как сквозь вуаль, Уже рябили ружья в козлах И крепла крупповская сталь

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака»

 познакомить учащихся с биографией поэта, разнообразием его дарований;  дать представление о раннем творчестве Пастернака;  совершенствовать навыки анализа текста.
  • познакомить учащихся с биографией поэта, разнообразием его дарований;
  • дать представление о раннем творчестве Пастернака;
  • совершенствовать навыки анализа текста.
Эпиграф к уроку: ..Музыка слова состоит не в его звучности, а в соотношении между его звучанием и значением. Б.Л.Пастернак

Эпиграф к уроку:

..Музыка слова состоит не в его звучности, а в соотношении между его звучанием и значением.

Б.Л.Пастернак

Анализ  стихотворения Биография Б.Л.Пастернака Итог  урока . Домашнее  задание

Анализ

стихотворения

Биография

Б.Л.Пастернака

Итог урока .

Домашнее

задание

Я жил в те дни, когда на плоской Земле прощали старикам, Заря мирволила подросткам И вечер к славе подстрекал. Когда, нацелившись на взрослых Сквозь дым крупы, как сквозь вуаль, Уже рябили ружья в козлах И крепла крупповская сталь . Борис Леонидович Пастернак  1890 – 1960г

Я жил в те дни, когда на плоской

Земле прощали старикам,

Заря мирволила подросткам

И вечер к славе подстрекал.

Когда, нацелившись на взрослых

Сквозь дым крупы, как сквозь вуаль,

Уже рябили ружья в козлах

И крепла крупповская сталь .

Борис Леонидович Пастернак 1890 – 1960г

Родился 10 февраля 1890 года в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества.

Родился 10 февраля 1890 года в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества.

" Я родился в Москве, 29-го января ст. стиля 1890 года. Многим, если не всем, обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери, Розалии Исидоровне, превосходной пианистке".

Борис Пастернак

Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,- музыка. Но, получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством.

Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией.

Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,- музыка.

Но, получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством.

Картины, созданные Борисом Пастернаком.

Картины, созданные Борисом Пастернаком.

Пастернак видел в детстве Льва Толстого, Левитана, Серова, Врубеля, А. Н. Скрябина, Рильке, Поленова, К. Коровина, В. О. Ключевского и многих других значительных людей своего времени.  Их существование было, с одной стороны, семейной повседневностью, с другой - масштабом и мерой оценки собственной будущности.

Пастернак видел в детстве Льва Толстого, Левитана, Серова, Врубеля, А. Н. Скрябина, Рильке, Поленова, К. Коровина, В. О. Ключевского и многих других значительных людей своего времени.

Их существование было, с одной стороны, семейной повседневностью, с другой - масштабом и мерой оценки собственной будущности.

По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический (окончил в 1913 г.). Здесь под руководством Г. Г. Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э. Гуссерля, а в апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину.

По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический (окончил в 1913 г.). Здесь под руководством Г. Г. Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э. Гуссерля, а в апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. "Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.

В печати Пастернак впервые выступил в альманахе

В печати Пастернак впервые выступил в альманахе "Лирика" ( 1913; 5 стихотворений ), затем появились его книги стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник - "Поверх барьеров. Стихи разных лет" (1929) - своего рода расчет с прошлым. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. - время создания книги "Сестра моя - жизнь" (вышла из печати в 1922 г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке "Мусагет" прочитал доклад "Символизм и бессмертие" , где уже проступала программа нового, постсимволистского сознания.

Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряженностью. После завершения поэмы

Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряженностью. После завершения поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах "Спекторский" - о судьбе русского интеллигента, "которого должно вернуть истории" (1931, начат в 1925).В 1929 г. он публикует "Повесть" с одноименным героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических произведений: "Аппелесова черта" (1918), " Письма из Тулы", "Детство Люверс" (оба-1922), "Воздушные пути" (1924).

Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На I съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как "отжившей агитке".

Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения:

Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль", "Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.

Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла - романа "Доктор Живаго" (предварительное название - "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских лириков.

 1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу

1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией.

После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны.

Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесенного инфаркта 30 мая 1960  поэт умер. По заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области.

Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесенного инфаркта 30 мая 1960 поэт умер. По заключению медицинских экспертов, от рака легких.

Похоронен в поселке Переделкино Московской области.

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. В 1914 году вышла первая книга стихов «Близнец в тучах». Позже пастернак неоднократно сожалел о выпуске этой «незрелой книжки». Однако стихотворением из этой книги «Февраль. Достать чернил и плакать!» поэт в дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники, несколько раз на протяжении жизни возвращался к нему, дорабатывал добиваясь ощущения легкости, сиюминутности впечатления. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

В 1914 году вышла первая книга стихов «Близнец в тучах». Позже пастернак неоднократно сожалел о выпуске этой «незрелой книжки». Однако стихотворением из этой книги «Февраль. Достать чернил и плакать!» поэт в дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники, несколько раз на протяжении жизни возвращался к нему, дорабатывал добиваясь ощущения легкости, сиюминутности впечатления.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

1. Роль синтаксиса 2. Формы глаголов 3. Средства, с помощью которых достигается динамичность стихотворения 4.  Художественно-выразительные средства  5. Цветопись и звукопись стиха. 6. Стихотворный размер

1. Роль синтаксиса

2. Формы глаголов

3. Средства, с помощью которых достигается динамичность стихотворения

4. Художественно-выразительные средства

5. Цветопись и звукопись стиха.

6. Стихотворный размер

В стихотворении особый необычный синтаксис: преобладают назывные и безличные предложения: «Достать пролетку.», «Февраль.» 2. восклицательная интонация задает тон всему стихотворению, благодаря этому создается ощущение записи мгновенного впечатления

В стихотворении особый необычный синтаксис:

  • преобладают назывные и безличные предложения: «Достать пролетку.», «Февраль.»

2. восклицательная интонация задает тон всему стихотворению, благодаря этому создается ощущение записи мгновенного впечатления

В ранней лирике Бориса Пастернака преобладают художественно-выразительные средства, которые создают музыку слов, делают стихотворения легкими, воздушными и необыкновенно прекрасными. 1) Закончить анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!», начатый на уроке.  2) Выучить стихотворение наизусть. 3) Найти среди стихотворений Пастернака произведения, похожие по теме и экспрессивной оценке.

В ранней лирике Бориса Пастернака преобладают художественно-выразительные средства, которые создают музыку слов, делают стихотворения легкими, воздушными и необыкновенно прекрасными.

1) Закончить анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!», начатый на уроке.

2) Выучить стихотворение наизусть.

3) Найти среди стихотворений Пастернака произведения, похожие по теме и экспрессивной оценке.

Эпитеты: «грохочущая слякоть», «сухая грусть», «черная весна»  Метафоры: «ветер криками изрыт», «дно очей»  Сравнения:  грачи, «как обугленные груши»

Эпитеты:

«грохочущая слякоть», «сухая грусть», «черная весна»

Метафоры:

«ветер криками изрыт», «дно очей» Сравнения:

грачи, «как обугленные груши»

Формы глаголов Глаголы настоящего времени «Горит», «чернеют», «слагаются». Инфинитив: «Достать чернил…» «Достать пролетку…» «Писать о феврале…» «Перенестись туда, где ливень..» Глаголы будущего времени  «сорвутся», «обрушат» В стихотворении отсутствуют глаголы прошедшего времени!

Формы глаголов

Глаголы настоящего времени

«Горит», «чернеют», «слагаются».

Инфинитив:

«Достать чернил…»

«Достать пролетку…»

«Писать о феврале…»

«Перенестись туда, где ливень..»

Глаголы будущего времени

«сорвутся», «обрушат»

В стихотворении отсутствуют глаголы прошедшего времени!

Определяем стихотворный размер Февраль. Достать чернил и плакать!  Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Ударение падает на 2, 4, 6, 8 слоги – в первой строке.  На 2, 6 и 8 слоги – во второй строке. Стихотворный размер -

Определяем стихотворный размер

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Ударение падает на 2, 4, 6, 8 слоги – в первой строке.

На 2, 6 и 8 слоги – во второй строке.

Стихотворный размер -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!