- познакомить учащихся с биографией поэта, разнообразием его дарований;
- дать представление о раннем творчестве Пастернака;
- совершенствовать навыки анализа текста.
Эпиграф к уроку:
..Музыка слова состоит не в его звучности, а в соотношении между его звучанием и значением.
Б.Л.Пастернак
Анализ
стихотворения
Биография
Б.Л.Пастернака
Итог урока .
Домашнее
задание
Я жил в те дни, когда на плоской
Земле прощали старикам,
Заря мирволила подросткам
И вечер к славе подстрекал.
Когда, нацелившись на взрослых
Сквозь дым крупы, как сквозь вуаль,
Уже рябили ружья в козлах
И крепла крупповская сталь .
Борис Леонидович Пастернак 1890 – 1960г
Родился 10 февраля 1890 года в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества.
" Я родился в Москве, 29-го января ст. стиля 1890 года. Многим, если не всем, обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери, Розалии Исидоровне, превосходной пианистке".
Борис Пастернак
Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией.
Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,- музыка.
Но, получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством.
Картины, созданные Борисом Пастернаком.
Пастернак видел в детстве Льва Толстого, Левитана, Серова, Врубеля, А. Н. Скрябина, Рильке, Поленова, К. Коровина, В. О. Ключевского и многих других значительных людей своего времени.
Их существование было, с одной стороны, семейной повседневностью, с другой - масштабом и мерой оценки собственной будущности.
По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический (окончил в 1913 г.). Здесь под руководством Г. Г. Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э. Гуссерля, а в апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. "Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.
В печати Пастернак впервые выступил в альманахе "Лирика" ( 1913; 5 стихотворений ), затем появились его книги стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник - "Поверх барьеров. Стихи разных лет" (1929) - своего рода расчет с прошлым. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. - время создания книги "Сестра моя - жизнь" (вышла из печати в 1922 г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке "Мусагет" прочитал доклад "Символизм и бессмертие" , где уже проступала программа нового, постсимволистского сознания.
Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряженностью. После завершения поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах "Спекторский" - о судьбе русского интеллигента, "которого должно вернуть истории" (1931, начат в 1925).В 1929 г. он публикует "Повесть" с одноименным героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических произведений: "Аппелесова черта" (1918), " Письма из Тулы", "Детство Люверс" (оба-1922), "Воздушные пути" (1924).
Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На I съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как "отжившей агитке".
Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль", "Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла - романа "Доктор Живаго" (предварительное название - "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских лириков.
1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией.
После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны.
Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесенного инфаркта 30 мая 1960 поэт умер. По заключению медицинских экспертов, от рака легких.
Похоронен в поселке Переделкино Московской области.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
В 1914 году вышла первая книга стихов «Близнец в тучах». Позже пастернак неоднократно сожалел о выпуске этой «незрелой книжки». Однако стихотворением из этой книги «Февраль. Достать чернил и плакать!» поэт в дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники, несколько раз на протяжении жизни возвращался к нему, дорабатывал добиваясь ощущения легкости, сиюминутности впечатления.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1. Роль синтаксиса
2. Формы глаголов
3. Средства, с помощью которых достигается динамичность стихотворения
4. Художественно-выразительные средства
5. Цветопись и звукопись стиха.
6. Стихотворный размер
В стихотворении особый необычный синтаксис:
- преобладают назывные и безличные предложения: «Достать пролетку.», «Февраль.»
2. восклицательная интонация задает тон всему стихотворению, благодаря этому создается ощущение записи мгновенного впечатления
В ранней лирике Бориса Пастернака преобладают художественно-выразительные средства, которые создают музыку слов, делают стихотворения легкими, воздушными и необыкновенно прекрасными.
1) Закончить анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!», начатый на уроке.
2) Выучить стихотворение наизусть.
3) Найти среди стихотворений Пастернака произведения, похожие по теме и экспрессивной оценке.
Эпитеты:
«грохочущая слякоть», «сухая грусть», «черная весна»
Метафоры:
«ветер криками изрыт», «дно очей» Сравнения:
грачи, «как обугленные груши»
Формы глаголов
Глаголы настоящего времени
«Горит», «чернеют», «слагаются».
Инфинитив:
«Достать чернил…»
«Достать пролетку…»
«Писать о феврале…»
«Перенестись туда, где ливень..»
Глаголы будущего времени
«сорвутся», «обрушат»
В стихотворении отсутствуют глаголы прошедшего времени!
Определяем стихотворный размер
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Ударение падает на 2, 4, 6, 8 слоги – в первой строке.
На 2, 6 и 8 слоги – во второй строке.
Стихотворный размер -