Моделирование информационно-образовательной среды школьников предметной области «Искусство» по принципам интегрированного медиаобразования
Кустова Анна Георгиевна
Учитель "Изобразительного искусства« и
"Мировой художественной культуры"
Государственного бюджетного образовательного учреждения
города Москвы средней общеобразовательной школы № 514
По материалам моей научной статьи «Принципы моделирования информационно-образовательной среды в процессе преподавания предмета «Искусство» в общеобразовательной школе» , опубликованной
в журнале «Профильная школа»
(издание Минобразования РФ и РАО) № 1 в 2015 году.
Статья опубликована на портале Naukaru.ru
в научном журнале
«Профильная школа»
(издание Минобразования РФ и РАО)
№ 1 - 2015 год
http://naukaru.ru/journal/article/view/6669/
Актуальная сейчас, гуманитарная парадигма общего среднего образования в предметной области «Искусство» представлена предметами: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Искусство», «Мировая художественная культура».
В современных условиях информатизации всего общества и образования, образование уже невозможно без использования, специального создания и развития информационно-образовательных сред.
В связи с введением ФГОС
главной задачей учителя
становится обучение умению отбирать и правильно анализировать информацию, критически мыслить
и объективно оценивать контент.
А результатом является новое качество образования и новый образовательный результат –
«компетентности
к обновлению компетенций»
и мотивация к обучению на
разных этапах развития
личности обучающихся.
Педагогическое моделирование информационно-образовательной среды школьников направлено на формирование человека высокой профессиональной культуры, обладающего научно-профессиональным мировоззрением.
Ближайшее будущее подразумевает глобализацию, гиперконкуренцию, сверхбыструю смену технологий, еще большее увеличение значения Интернета , требует от школы подготовки выпускников умеющих работать с большими объемами информации, отлично владеющих коммуникативными компетенциями и креативностью, способностью к самообразованию.
Поэтому, возникает проблема,
заключающаяся в отборе контента для информационно-образовательной среды.
Актуальным решением данной проблемы, сейчас, является построение такой педагогической модели информационно-образовательной среды процесса преподавания предметов области «Искусство» в средней и старшей школе, которая будет расширять возможности участников образовательного процесса и расширять образова-тельное пространство за счет дистанционного обучения, внеурочных форм обучения и дополнительного образования.
А с другой стороны – будет ограничивать его контент на основе психолого-педагогических критериев
отбора, таких, как возрастные
особенности детей и психология
восприятия искусства.
Поэтому – создание методической модели информационно-образовательной среды предметной области «Искусство» школьного образования является необходимым для повышения качества гуманитарного образования.
Здесь речь идет не только о классно-урочной системе, но в большей степени о внеурочной части учебного процесса .
Очень важно научить школьников самостоятельно отбирать контент – текстовую, музыкальную и визуальную информацию.
Современная информационно-образовательная среда, немыслимая без интернета, нередко создает неадекватные обстоятельствам и среде медиатексты. Очень часто агрессивные образы и символы завуалированы в тексте, музыке и визуальном образе с помощью различных приемов (например, с помощью «оптических иллюзий» или особого звукового фона и др.). Языком знаков и символов, особым звучанием внушаются разрушительные поведенческие программы.
Это очень влияет на подсознание детей – что дает негативные последствия для их психического здоровья и общего культурного уровня. Это выражается в повышенной агрессии, быстром эмоциональном выгорании, асоциальном поведении, нежелании учится, раннему сексуальному опыту, общему низкому культурному уровню учащихся.
Практической стороной решения данной проблемы становится разработка системы критериев отбора контента для информационно-образовательной среды, основанной на психолого-педагогических исследованиях в области возрастной педагогики и психологии восприятия искусства.
Задачей учителя является умение направить все возможности информационно-образовательной среды во благо ученика и научить его хорошо ориентироваться в потоке культурной информации. И сами предметы области «Искусство» ставят своей целью развитие общей культуры и художественного вкуса.
В первую очередь – контент информационно-образовательной среды должен быть отобран, по высоким культурным, моральным и этическим принципам. И над этим не один год работают педагогическое и Интернет сообщества.
Уже шесть лет проводится Всероссийский
конкурс «Позитивный контент» на лучший Интернет-ресурс для детей и подростков.
Главные цели и задачи конкурса, отвечают современным задачам образования и требований детской информационной безопасности и культуры: найти и поддержать наиболее качественные, познавательные, образовательные и безопасные сайты.
Сейчас происходит значительное расширение информационной среды внешкольной информации, и далеко не всегда оно качественное. Новая информационная среда дает проблемы развития личности – эффект «разделенного сознания»: проблемы восприятия, понимания смыслов и коммуникаций,
расщепленное сознание – признак психических заболеваний, что в результате приводит к стрессу,
как фактору развития депрессии.
Как отмечала Бондаренко Е.А. (зав. лабораторией медиаобразования ИСМО РАО) на Международном Конгрессе «EDU-IMPORTANCE» в Москве 27.11.2012 г.:
«В современном информационном обществе
в противовес традиционному образованию существует «параллельная школа» , которая подразумевает под собой медиасреду».
Основные факторы влияния медиасреды выражены в расширение доступа к информации, росте количества источников информации, резком повышении плотности информационных потоков и росте агрессивности медиасреды.
Итогами просвещения «параллельной школы»
через СМИ является формирование ненаучного мышления школьников, воспитание «человека массы» и как следствие – психическая неустойчивость, некритичность мышления, легковерие и повышенная внушаемость.
Медиасреда часто доносит информацию языком символов, над смыслами которых многие не задумываются,
но при этом происходит мощное воздействие
над подсознание.
В этой связи хочется процитировать русского ученого-историка – Похлёбкина В.В.: «Незнание символов приводит к неправильному пониманию происходящего, т.е. к полному заблуждению ума».
Изучение языка символов в культуре, искусстве и повседневной жизни – столь важное сейчас, можно организовать в рамках интегрированного школьного медиаобразования – на уроках искусства, литературы, музыки, истории и обществознания. Все это необходимо для умения читать символический текст.
Выше обозначенную проблему можно решить
путем внедрения медиакультуры в образование, как
культуры диалога в медиапространстве.
Медиаобразование в современных условиях становится идеологией педагогической деятельности и
с принятием ФГОС роль медиаобразовательных технологий
в учебном процессе возрастает.
Медиаобразование в современной образовательной среде может быть интегрированным с предметами гуманитарного и эстетического циклов и специальным.
Что выражено в расширении образовательного процесса: мультимедийные проекты, школьные пресса, кино и телевидение, (то что относят к дополнительному образованию).
Целью медиаобразования является формирование медиакультуры личности.
Медиаобразование выступает как средство
формирования медиаграмотности.
Информационная грамотность – это комплекс
умений работать с информацией: классифицировать
по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую; излагать
по заданным параметрам и т.п.,
а медиаграмотность – это умение как воспринимать,
понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их.
Области активности медиаобразования динамичны. Как отмечает Бондаренко Е.А.:
«в настоящее время это сферы:
информационной безопасности личности,
поиска информации,
восприятия и интерпретации медиатекста,
медиатворчества (создания медиатекстов),
освоения медиапространства».
Проблемы, относящиеся к физиологии и психологии зрительного восприятия, может решить относительно молодая наука Видеоэкология – научное направление
об экологии визуальной среды и красоте.
Это область знания о взаимодействии человека с окружающей видимой средой.
Наука Видеоэкология разработана в России на основе многолетнего изучения механизмов зрительного восприятия,
доктором биологических наук –
Филиным Василием Антоновичем .
Теоретической основой видеоэкологии является концепция об автоматии саккад (быстром движении глаз). Суть заключается в том, что когда человек смотрит на какой-то объект, то его глаза, рассматривая этот объект, движутся не хаотично, а по определенному алгоритму, (автоматия саккад).
В своих исследованиях то, что мы видим, Филин В.А. разделил на 3 типа видимых сред – агрессивную, гомогенную, и комфортную.
Агрессивная визуальная среда – видимая
среда, состоящая из множества одинаковых,
равномерно распределенных зрительных
элементов.
Гомогенная визуальная среда –
видимая среда, в которой зрительных
элементов недостаточно,
либо они вообще отсутствуют.
В природной среде – объектами наблюдения являются природные ландшафты, которые являются многоплановыми, насыщенными множеством деталей, цветов, форм и текстур (комфортная среда).
В местах обитания человека, с развитием цивилизации, произошло ухудшение визуальной среды, являющейся одним из важных компонентов его жизни.
"Загрязнены" города, жилые и производственные помещения, общественные помещения, транспорт, производственные процессы, детские и учебные помещения.
"Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля – изобилие прямых линий, прямых углов и больших плоскостей.
Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, крыши домов и др.
В гомогенной среде глазу просто не за что «зацепиться» – сканируя пространство, он получает совершенно однообразную информацию.
Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к ухудшению нравственности, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью.
Депрессия, астения, неврозы, нистагм – вот далеко не полный список болезней, которыми взрослые и дети расплачиваются за экологическую безграмотность.
Школьники должны научиться формировать благоприятную визуальную среду, в том числе и в своей конкретной учебной зоне – за компьютером, соответствующую физиологическим нормам зрения, параллельно получая навыки
научно-исследовательской деятельности.
При создании искусственной среды обитания человека и организации рабочего места у компьютера надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. Эти требования повсеместно нарушаются, в результате, создается противоестественная визуальная среда, (гомогенные и агрессивные поля). Для того чтобы, в рабочей зоне возле компьютера , не создавались отрицательно влияющие на здоровье и самочувствие поля, надо насыщать однотонные поверхности видимыми элементами, создавать зоны релаксации для глаз.
Самое простое и эффективное средство улучшения визуальной среды – комнатные растения, особенно цветущие. Движущиеся подвесные мобили, аквариумы с рыбками, домашние животные избавляют помещения от статичности. Очень хорошо преображают
визуальную среду статуэтки, макраме,
деревянными панно, керамика,
картины и различные украшения.
Уроки предметной области «Искусство» в младшей, средней и старшей школе подразумевают использование арт-технологий. В современных образовательных условиях, арт-технологии используют как инструмент – информационно-образовательную среду. С другой стороны – с помощью арт-технологий можно корректировать и преображать данную среду.
А арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества
и основаны на деятельностном подходе и соответствует ФГОС. Они помогают стабилизировать психологический микроклимат общеобразовательной школы и класса.
Практическое применение арт-технологий логично взаимосвязано с применением методик арт-терапии.
Арт-терапия – является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика.
Примеры арт-уроков,
которые применяются в учебном процессе:
урок диалога культур,
уроки предметного рисования,
урок имитационного моделирования,
театрализованный урок,
урок-психодрама,
заочные путешествия,
учебные игры.
Использование арт-технологий дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся, является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса.
Очень актуальным и эффективным средством арт-терапии является использование музыки не только во внеурочной деятельности, но и на уроке. Музыка может использоваться для отдыха и релаксации и даже для концентрации внимания и активизации мыслительных процессов не только на уроках гуманитарных предметов, но и на уроках предметов естественно-научного цикла.
Видео и музыка для души, автор музыки Алексей Захаренко, проект Origen - Dance of the clouds.
Вставка рисунка
Например, на видеохостинге «YouTube», можно найти «Сборник классической музыки для концентрации на учёбе» и т. п. музыку.
Выводы
Принципы моделирования информационно-образовательной среды и в частности – в процессе преподавания предметов области «Искусство» в младшей, средней и старшей школе должны строиться на основах интегрированного медиаобразования. Современные информационные технологии в образовании не могут уже не учитывать принципы и таких научных направлений, как психология восприятия и возрастная психология, основы Видеоэкологии, включать в себя инструменты арт-технологий и умело использовать лечебный эффект арт-терапии для укрепления психического здоровья детей и подростков.
Список литературы
1. Алисов Е. А. Педагогические условия развития видеоэкологических представлений старшеклассников. Автореферат дис. канд. пед. наук. – Курск, 2002.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1974. 3. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза. Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 2009.
4. Бондаренко Е.А. // «Комплексное медиаобразование – путь в ХХI век». Медиаобразование в развитии личности: Междунар. Конгресс «EDU-IMPORTANCE» 27.11.2012 г.: http://www.myshared.ru/slide/536554/– М., 2012.
5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010. – 197 с.
6. Назарова Т.С., Тихомирова К.М. // «Образовательные технологии ХХI века: информационная культура и медиаобразование». Информационно-образовательная среда новой школы и ее материально-технического обеспечение: Сб. статей международной научно-практической конференции ОТ-13: /под ред Гудилиной С.И., Тихомировой К.М. , Рудаковой Д.Т. – СПб.: «Нестер-История СПб.», 2013, 131-140 с.
7. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Международные отношения, 2001. – 560 с.
8. Рок Ирвин. Введение в зрительное восприятие / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1980. – Кн. 1, 2.
9. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 c.
10. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура: Сб. науч. ст. – М.: Московский центр «Видеоэкология», 1995. 11. Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что плохо. – М.: ТАСС РЕКЛАМА, 1997. – 320 с.
Спасибо за внимание !