Художественные направления в искусстве 20 века: основные течения модернизма. (11 класс)
Без тайн ни мир, ни идея невозможны. Рене Магритт.
Урок по мировой художественной культуре
Учитель высшей категории Балабай В.С.
Основные направления модернизма
- Фовизм
- Экспрессионизм
- Кубизм
- Сюрреализм
- Абстракционизм
Фовизм (от франц. Fauve – дикий, дикарь)
Художественное направление во французской живописи, характеризующееся
- простотой форм и перспективы
- Яркими красками чистых тонов
- Упрощенным изображением людей и предметов
Представители:
Анри Матисс
Морис де Вламинк
Амедео Модильяни
Анри Матисс (1869-1954)
Мотивы полотен Матисса удивляют
- своей простотой: цветы, пестрые ткани
- В них царствует плоскость, объем предметов лишь чуть намечен
- Контрастное сопоставление сочных и ярких тонов
- Лаконичная условность и декоративность
«Красные рыбки»
Анри Матисс
Танец
Танец 2
Морис де Вламинк (1876-1958) « Автопортрет», «В саду», «Окрестности Шартра»
Амедео Модильяни (1844-1920 «Мальчик в синей блузе» «Супруги»
Экспрессионизм ( от лат. expression – выражение чувств)
- Искусство экспрессионистов проникнуто глубочайшим пессимизмом
- Его творцы видят жизнь однобоко, только «в черном цвете»
- Живопись превратилась в неистовство деформированных форм
- Персонажи ничем не примечательны, обособлены, живут обычной жизнью
- Вдруг обстоятельства вырывают их из обычной жизни
- И перед нами человекоподобное существо, охваченное животным ужасом
Начало было положено картиной Эдварда Мунка «Крик»
Эдвард Мунк (1863-1944)
«Больной ребенок»
«Голгофа»
Эмиль Нольде (1867-1956)
« Пляска вокруг золотого тельца»
Эрнст Людвиг Кирхнер
«Автопортрет в солдатской форме»
«Поцдамская площадь в Берлине»
Оскар Кокошка (1886-1980)
«Ханс Титце и Эрика Титце-Конрад»
«Пьета»
Оскар Кокошка (1886-1980)
«Благовещенье»
Отто Дикс (1819-1969)
«Полевые окопы»
«Семь смертных грехов»
Кубизм (фр.- cubism, от cube – куб)
Художественное направление, ставившее своей целью
- выявление геометрической скульптуры видимых объемных форм
- Разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением
- Организация их в другом порядке в новую форму
Основателями и теоретиками являются Пабло Пикассо и Жорж Брак
Пабло Пикассо (181-1973)
«Старый нищий с мальчиком», «Любительница абсента»
Пабло Пикассо
«Семейство комедиантов»
«Девочка на шаре»
Пабло Пикассо
« Герника» «Авиньенские девицы»
«Голубь мира»
Жорж Брак (1882-1936)
«Скрипка и трубка»
« Женщина с гитарой»
Сюрреализм (от франц. Surrealisme – сверхестественное)
Сюрреализм провозгласил источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от разума человека.
Теоретиком сюрреализма был французский поэт и врач-психиатр Андре Бретон (1898-1965).
Теоретическую основу создал теоретик психоанализа, австриец по происхождению (1856-1939) Зигмунд Фрейд
Наиболее полное воплощение сюрреалистическая живопись нашла в творчестве Сальвадора Дали (1904-1989)
Тайная вечеря
Мягкая конструкция с вареными бобами
Сальвадор Дали
Постоянство памяти
Открытие Америки Христоом Колумбом»
Сальвадор Дали
«Христос Св. Иоанна на кресте»
«Рождение божества»
Абстракционизм ( лат. abstraktus – отдаленный)
Беспредметное искусство или нефигуративная живопись.
Абстакционизм стремился к такому сочетанию форм, чтобы в них нельзя было узнать ничего реального.
Направление претендует на глубинное осмысление действительности, скрытое от глаз.
Основопожниками считаются Пит Мондриан, Василий Кандинский, Казимир Малевич.
Пит Мондриан (1872-1944)
Картина №1
Композиция №3
Василий Кандинский (1866-1944)
Импровизация
Сквозная линия Импрессия
Казимир Малевич (1878-1935)
Голова сельской девушки
Черный квадрат