МКОУ «Абрамовская сш»
Человек своей эпохи.
Соцреализм.
В.В. Киселёв.
Автор презентации: учитель МХК Портнов А.Н.
Социалистический реализм — творческий метод советского искусства, подразумевающий правдивое, исторически-конкретное отображение действительности в ее революционном развитии в целях идейно-эстетического воспитания трудящихся в духе социализма и коммунизма.
Это реализм, основывающийся на идеях марксизма-ленинизма, служащий развитию социалистического общества. Его главные эстетические принципы — правдивость, народность, партийность искусства. На основе правдивого отражения жизни искусство социалистического реализма активно содействует революционному преобразованию жизни, построению нового общества, борьбе за мир, демократию и социализм, формированию нового человека.
Живопись соцреализма вошла в историю мирового искусства, и до сих пор интерес к ее представителям не ослабевает.
Кутилин Владимир Александрович. «Первое поле»
Соцреализм в живописи — направление в советском искусстве, возникшее на волне идеологического торжества идей строителей светлого будущего в СССР.
Тихий Иван Антонович. «Приём в пионеры»
Социалистический реализм — художественный метод, распространенный в искусстве СССР и других социалистических стран. Был одобрен на партийном съезде 1932 года как инструмент для укрепления авторитета партии и продвижения государственных идей.
Иностранные туристы в Ленинграде
Иван Алексеевич Владимиров
1937
На самом высоком уровне соцреализм был утвержден как единственно верный способ отображения реальности в литературе, музыке, архитектуре и живописи.
Митрофан Греков.
«Трубачи Первой Конной Армии», 1934 год
Суть соцреализма в искусстве определялась, как «художественное отображение действительности в точном соотношении с конкретным историческим революционным развитием».
"Всегда в работе. Л.И. Брежнев"
Николай Александрович Сысоев
1981
Метод социалистического реализма не сводится к каким-либо формальным признакам, он предполагал единые идейно-эстетические основы искусства, но при этом — многообразие индивидуальностей, жанров, стилей, художественных форм и национальных особенностей.
А. А. Пластов «Весна».
Социалистический
реализм воплощен в лучших произведениях советского многонационального искусства, ныне ставших его классикой: в скульптурах А. Т. Матвеева и Н. А. Андоеева, И. Д. Шадра и В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича и Н. В. Томского, Л. Е. Кербеля и М. К. Аникушина, в живописи А. А. Дейнеки и Б. В. Иогансона, А. А. Пластова и Ю. И. Пименова, П. Д. Корина и С. А. Чуйкова, Г. М. Коржева, Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльникова и многих других мастеров.
Яблонская Татьяна Николаевна
«Хлеб».
Одним из признанных мастеров соцреализма является Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина Виктор Васильевич Киселёв, уроженец с. Комаровки Майнского района, Ульяновской области.
Созданное
В. В. Киселёвым вносит заметную лепту в историю современной живописи. Он нашел своеобразную, очень личностную лирическую ноту в передаче средствами живописи духовной чистоты, красоты и силы тружеников советского села.
Каждая его картина – это реальное событие в жизни села. За каждым образом – реальный человек. Правда во всём, в каждой мелочи.
В картине-портрете «Комсомолка Люба» мы видим понимание художником характера советской молодежи. «Эту соседскую девочку он наблюдал с рождения. Застенчивый ребенок со временем вырос в комсомольского вожака. В девушке волнует убежденность. Есть в ней какая-то внутренняя раскованность, основанная на радости созидательного труда. Через индивидуальный характер художник раскрывает трепетный образ современницы». (И. ФИЛОНОВИЧ)
Создавая картину за картиной, вкладываясь в каждую из них без остатка, Киселев не имел заранее намеченной цели. С позиций же сегодняшнего дня проделанный им труд смотрится художественной летописью жизни родной деревни. Есть в ней нечто автобиографическое.
Колхозница Зоя
На долю В. В. Киселёва выпало страшное испытание – война.
6 июля 1941 года Майнским райвоенкоматом он был призван на фронт в линейные войска. Рядовой Киселев стал линейным надсмотрщиком отдельной телеграфной роты передовых частей Волховского фронта. Судьба уберегла Виктора Васильевича, хотя военный билет свидетельствует, что с 6 июля 1941 г. по 16 ноября 45-го года он был в действующей армии.
Картина
«Вернулся»
привлекла всеобщее внимание в экспозиции Всесоюзной художественной выставки 1947 года своим настроением и добротностью живописного решения. Приглушенная гармония красок, наложенных деликатным прикосновением кисти, искренность автора в любовании своими персонажами, каждым изображенным предметом — все мобилизовало внимание, заставляя погружаться в этот самобытный мир, созданный художником.
Дипломная работа художника
В этом году,
12 июля 2017, Виктору Васильевичу исполнилось бы 110 лет со дня рождения. В Абрамовке и Комаровке уже стало традицией устраивать в этот день праздник – День села, который всегда начинается с мероприятия посвященного памяти художника.
«Школьники»
В МКОУ «Абрамовская сш» ежегодно проводятся классные часы, уроки посвященные творчеству художника.
В его честь, учителями и учащимися школы, сделаны стенды. Есть эскизы мастера.
Учителя и ученики Абрамовской школы помогали в восстановлении и ремонте мастерской художника, перед его 100-летним юбилеем.
Ссылки на источники:
1. Соцреализм: картинная галерея советского периода
https://artchive.ru/encyclopedia/164~Sotsrealizm_kartinnaja_galereja_sovetskogo_perioda
2. Живопись художников-соцреалистов
http://22-91.ru/statya/zhivopis-khudozhnikov-socrealistov/20.07.2014
3. СОЦРЕАЛИЗМ. КАРТИНЫ И ХУДОЖНИКИ
http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/socrealizm-kartiny-i-xudozhniki.html
4.Советская живопись. ХУДОЖНИК ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ КИСЕЛЕВ. И. ФИЛОНОВИЧ.
https://sovjiv.ru/news/697
5. Виктор Киселёв. К 100-летию со дня рождения./Авт. -сост. Н.В. Корчева-Киселева, Н.Н.Пластов, О.Г.Шпейк. - Ульяновск: Издательский дом «Караван», 2007 г.