.
Рынок Рыночный механизм
Сегодня изучаем…
План изучения темы урока
Рынок
Рыночный механизм
Спрос
Предложение
Условия возникновения рынка
Рынок и рыночный механизм
Совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли –продажи товаров и услуг
Рынок
Общественное разделение труда
Экономическая обособленность товаропроизводителей
Самостоятельность товаропроизводителей
Признаки рынка
Нерегулируемое предложение
Производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить
Нерегулируемый спрос
Потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать
Нерегулируемая цена
Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения
Функции рынка
Посредническая:
Ценообразования:
соединение производителей товаров с потребителями
установление равновесной цены (цена, при которой спрос на товар равен предложению
Информационная: предоставление информации о размерах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары
Регулирующая: «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства в более прибыльные
Санирующая: банкротство нерентабельных предприятий
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Черты рынка
1.Способствует эффективному распределению ресурсов, направляет в те отрасли, где они в данный момент более необходимы
2.Стимулирует научно-технический прогресс, способствуя ресурсосбережению
3.Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
4.Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Черты рынка
1.Не гарантирует решение проблем: безработицы, инфляции, защиты окружающей среды, развитие фундаментальных наук,, обеспечение экономической безопасности
2.Рождает социальное неравенство, т.к. распределяет продукты по результатам конкуренции
3.Порождает тенденцию к монополизации производства, т.к. защита от конкурентов приводит к сговорам и слияниям
4.Не решает проблему внешних затрат, т.е. затрат, которые ложатся на плечи общества
5.Не может решить все региональные проблемы которые связаны с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
6.Способствует циклическому развитию
Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов)
Конкурентная среда:
-свободное ценообразование
-многообразие форм собственности
-отсутствие монополизации рынка
-действие законов, охраняющих права частной собственности
Обеспечение подвижности ресурсов
Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков
Условия возникновения конкуренции
Противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупателя
Полная экономическая обособленность товаропроизводителя
Полная зависимость товаропроизводителя от коньюктуры рынка
КОНКУРЕНЦИЯ – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Черты конкуренции
1.Снижение затрат
2.Ограничение возможности возникновения монополий
3.Создание возможности выбора для потребителя
4.Формирование условий для гибкого реагирования экономики на изменение обстановки
5.Стимулирование внедрения технических достижений в производство, улучшение качества продукции
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Черты конкуренции
1.Постоянное разорение многих товаропроизводителей
2.Отвлечение больших средств на рекламу
3.Использование нечестных методов борьбы
-подкуп работников, шантаж
-сокрытие дефектов в товарах
-подделка продукции конкурентов
-промышленный шпионаж
4.Чрезмерная эксплуатация ресурсов
5.Экологические нарушения
Инфраструктура рынка
Биржа (лат.-кошелек) – организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров
Товарная:
совершаются сделки купли-продажи крупных партий товара
Институты, связывающие рынки в единое целое:
- Транспортная сеть
- -Система коммуникаций
- - Информационные сети
- - Страховые компании
- - Суды
Фондовая:
Осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами
Труда:
Государственная структура, посредническое звено между работодателями и наемными работниками
Функции инфраструктуры рынка
Важнейшее качество – способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и адекватно на них реагировать
Организация заключения контрактов на поставку продукции
Продвижение товарных потоков по отраслям и регионам
Регулирование сбыта продукции
Обслуживание потребителей
Подведем промежуточный итог Выполните задание: используя полученные знания составьте сложный план развернутого ответа по теме «Рынок и рыночный механизм»
План развернутого ответа «рынок и рыночный механизм» 1.рынок как саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности 2.Признаки рыночной экономики: а)экономическая свобода производителя и потребителя б)формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения в)действие механизма свободной конкуренции г)многообразие форм собственности, гарантия права собственности 3.участники рынка: а)производитель предлагает товары и услуги б)потребитель определяет спрос на товары и услуги 4.Рыночное равновесие и формирование равновесной цены 5.основные функции рынка а)посредническая; б)информационная; в)регулирующая; г)санирующая; д)стимулирующая 6.виды рынков: а)рынок земли и природных ресурсов; б)рынок потребительских товаров и услуг; в)рынок сырья и материалов; г)фондовый рынок; д)рынок труда; е)рынок информации и инноваций; ж)валютный рынок 7.специфика рыночных отношений в России
Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка
СПРОС –
Желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определенного периода и готовностью оплатить покупку
ПРЕДЛОЖЕНИЕ –
Желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам в течение определенного периода
ВЕЛИЧИНА СПРОСА –
ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ –
Количество товара определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течении определенного периода при определенном уровне цены на этот товар
Количество товара определенного вида, который производители готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар
Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка
ЦЕНА СПРОСА –
Максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени
ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ –
Минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени
ЗАКОН СПРОСА –
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ –
Повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен – к её увеличению
Повышение цен обычно ведёт к росту величины предложения, а снижение цен – к её уменьшению
Неценовые факторы спроса -вкусы и предпочтения потребителей; - число потребителей; - денежные доходы населения; - цены на сопряженные товары; - потребительские ожидания; - налоги и дотации; - внешние условия (традиции, религиозные предпочтения); - цены на ресурсы; - число продавцов; - технология производства - цены на взаимозаменяемые товары - ожидания изменения цен; - природные условия
Подведем промежуточный итог Выполните задание: используя полученные знания составьте сложный план развернутого ответа по теме «спрос и предложение в рыночной экономике»
План развернутого ответа «спрос и предложение в рыночной экономике» 1.спрос и предложение – ключевые понятия в рыночной экономике 2.формирование цены и величины спроса и предложения на рынке 3.Факторы формирования спроса: а)ценовые б)неценовые 4.Факторы формирования предложения: а)ценовые б)неценовые 5.закон рыночного равновесия – формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения