Проверь себя
1.Древние новгородцы писали на бересте?
2.В древнем Киеве, и в древнем Новгороде были Софийские монастыри?
3.Основными жителями большого древнерусского города были ремесленники и купцы?
4.Расцвёл Киев при князе Ярославе, прозванном Вещим?
5.Выдающимя открытием археологов стали берестяные грамоты?
6.Центр древнего русского города был обычно укреплён и назывался кремлём?
да
нет
нет
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
да
Восстанови понятия
Князь –
Посадники –
Купец –
Ремесленники –
Крещение –
Бояре –
Вече –
богатый торговец, владелец торгового предприятия.
люди, которые занимаются,
владеют профессией.
военный вождь в городе.
знатные люди, советники и помощники князя.
н ародное собрание.
у правляющие городом.
обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви.
Проверь!
Князь –
Посадники –
Купец –
Ремесленники –
Крещение –
Бояре –
Вече –
военный вождь в городе.
у правляющие городом.
богатый торговец, владелец торгового предприятия.
люди, которые занимаются,
владеют профессией.
обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви.
знатные люди, советники и помощники князя.
н ародное собрание.
… . . . .
книжной
Из сокровищницы Древней Руси
Составь вопросы – узнаешь основную цель урока:
а) письменность Кто Руси славянскую на создал?
а) на чем Руси На писали и чём?
Цель урока - ответить на вопросы:
а) Кто создал на Руси славянскую письменность?
б) На чём и чем писали на Руси?
«Почему книга – сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством?»
План работы
- Работа в группах по отделам:
1-я группа: отдел писем
2-я группа: архивный отдел
3-я группа: исторический отдел
4-я группа: отдел любознательных
2. Отчёт о работе отделов
3. Командировка «Выбери сам»
Правила сотрудничества
- Мы стремимся к тому, чтобы все члены группы участвовали в работе и чувствовали себя уверенно.
- Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.
- Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.
- Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.
- Мы помогаем друг другу в работе.
- Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Правила работы в группе
- В группе должен быть организатор .
- Каждый может высказать свою версию.
- Один говорит, остальные слушают.
- Каждая версия обсуждается в группе.
- В группе согласуется общее решение.
- Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Отдел писем
Пиктографическое письмо
Пиктограмма
Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить.
Расшифруй пиктограмму
У
В
ах
воз
о
есть
н и
книга
о
пар
а
У Вани есть книга о паровозах.
Пиктограмма в наше время
Архивный отдел
Летопись -
описание событий по годам. ( Славянское слово «лето» переводится как «год». )
«Повесть временных лет» .
монах Нестор
ПЕРГАМЕНТ–
особо выделанная телячья кожа
Берестяная грамота.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами.
Привилегию писать лебединым и даже павлиньим
пером имел царь.
РУКОПИСНАЯ КНИГА – уникальная книга,
в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки.
Древние рукописные
книги
Исторический отдел
Л
Кириллица
Глаголица
Почитание Кирилла и Мефодия
Л
Отдел
любознательных
- Аз
- Буки
Задание
Составь слово «БАБА», используя эти буквы.
азбука «Глаголица»
Проверь себя :
Б А Б А
Командировка «Выбери сам»
«Почему книга – сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством?»
Книга - великое изобретение человечества.
Книга – источник знаний,
а любое знание – это информация.