СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Корни с чередованием Е-И"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку для 5 класса "Корни с чередованием"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Корни с чередованием Е-И"»

- Бабушка, а туда далеко добираться?  - Да покуда доберешься, пять пар башмаков стопчешь.  - А сундук у него запирается?  - Да уж, наверное, он его на семь замков запер.

- Бабушка, а туда далеко добираться? - Да покуда доберешься, пять пар башмаков стопчешь. - А сундук у него запирается? - Да уж, наверное, он его на семь замков запер.

Двадцать третье января. Классная работа. Правописание корней с чередованием Е / И.

Двадцать третье января.

Классная работа.

Правописание корней с чередованием Е / И.

Цели урока: Познакомиться с условием выбора букв е – и в корнях с чередованием. Формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически объяснять условия выбора написания слов с чередующимися е – и в корне. Развить творческие способности.

Цели урока:

  • Познакомиться с условием выбора букв е – и в корнях с чередованием.
  • Формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически объяснять условия выбора написания слов с чередующимися е – и в корне.
  • Развить творческие способности.
  Что называют чередованием звуков?  При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.  Эту замену называют чередованием звуков :  выб е ри книгу - выб и рать книгу

Что называют чередованием звуков? При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков : выб е ри книгу - выб и рать книгу

Выделить морфемы в следующих словах:   Бес-шум-н-ый, диван-н-ый, без-вод-н-ый, бел-ый, в-глубь, Круг-, круж-ок-, круж-к-и, за-круж-и-л-ся , круг-ов-ой, Стар-ин-а, стар-ин-н-ый, стар-ин-ой, стар-ик-.

Выделить морфемы в следующих словах:

  • Бес-шум-н-ый, диван-н-ый, без-вод-н-ый, бел-ый, в-глубь,
  • Круг-, круж-ок-, круж-к-и, за-круж-и-л-ся , круг-ов-ой,
  • Стар-ин-а, стар-ин-н-ый, стар-ин-ой, стар-ик-.
1 ошибка - «5» 2-4 ошибки - «4» 5-7ошибок - «3»
  • 1 ошибка - «5»
  • 2-4 ошибки - «4»
  • 5-7ошибок - «3»
Кто поможет нам узнать правило ?

Кто поможет нам узнать правило ?

   Назовите корни и чередующиеся в них гласные. Какой суффикс стоит после корня в глаголах? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и?   И помните про помощника – ослика ИА    ИзбИр А ть – избЕру ОтдИр А ть – отдЕру ВытИр А ть – вытЕр ЗамИр а ть – замЕр РасстИл А ть – расстЕлю ЗапИр А ть – запЕр БлИст А ть –блЕстеть

Назовите корни и чередующиеся в них гласные.

Какой суффикс стоит после корня в глаголах?

Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и? И помните про помощника – ослика ИА 

  • ИзбИр А ть – избЕру
  • ОтдИр А ть – отдЕру
  • ВытИр А ть – вытЕр
  • ЗамИр а ть – замЕр
  • РасстИл А ть – расстЕлю
  • ЗапИр А ть – запЕр
  • БлИст А ть –блЕстеть

Вывод ( правило ослика ИА)   В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-.  Например:  зам е рло (нет а ), соб и р а ешь.   

Вывод ( правило ослика ИА) В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-. Например: зам е рло (нет а ), соб и р а ешь.  

Физминутка

Физминутка

Вставьте пропущенные буквы:    Расст..латься по лугу; зам..реть от страха; выб..рать дорогу; забл..стать на солнце; бл..снул луч; подб..рать цитаты; выб..рать маршрут; отп..рать дверь;соб..решь рюкзак; соб..раться в дорогу; зап..раешь на ключ; расст..лить постель; взб..раешься на дерево.

Вставьте пропущенные буквы:

  •    Расст..латься по лугу; зам..реть от страха; выб..рать дорогу; забл..стать на солнце; бл..снул луч; подб..рать цитаты; выб..рать маршрут; отп..рать дверь;соб..решь рюкзак; соб..раться в дорогу; зап..раешь на ключ; расст..лить постель; взб..раешься на дерево.
Выпишите из предложений только те слова , в корне которых может произойти чередование гласных Е – И, обозначьте орфограмму.  1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Выпишите из предложений только те слова , в корне которых может произойти чередование гласных Е И, обозначьте орфограмму.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Творческое задание:  Памятка «Как вести себя за столом» Используйте простые предложения; Глаголы должны передавать совет, просьбу.  Например:   Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно .

Творческое задание: Памятка «Как вести себя за столом»

  • Используйте простые предложения;
  • Глаголы должны передавать совет, просьбу.

Например: Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно .

Домашнее задание §6, правило стр.35, упражнение 51

Домашнее задание

§6, правило стр.35, упражнение 51

Цели урока: Познакомиться с условием выбора букв е – и в корнях с чередованием. Формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически объяснять условия выбора написания слов с чередующимися е – и в корне. Развить творческие способности.

Цели урока:

  • Познакомиться с условием выбора букв е – и в корнях с чередованием.
  • Формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически объяснять условия выбора написания слов с чередующимися е – и в корне.
  • Развить творческие способности.
Остров СТРАХА Остров УВЕРЕННОСТИ Остров ПОЗНАНИЯ Остров СКУКИ Остров БУДУЩЕГО Остров РАДОСТИ

Остров СТРАХА

Остров УВЕРЕННОСТИ

Остров ПОЗНАНИЯ

Остров СКУКИ

Остров БУДУЩЕГО

Остров РАДОСТИ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!