СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Формирование представлений об эволюции человека. Место человека в зоологической системе. Этапы и направления эволюции человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии , физиологии и эмбриологии и исследования ископаемых останков. Важнейшее положение – признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Формирование представлений об эволюции человека. Место человека в зоологической системе. Этапы и направления эволюции человека"»

Формирование представлений  об эволюции человека. Место человека в зоологической системе. Этапы и направления эволюции человека

Формирование представлений об эволюции человека. Место человека в зоологической системе. Этапы и направления эволюции человека

АНТРОПОГЕНЕЗ - Развитие взглядов на происхождение человека

АНТРОПОГЕНЕЗ

- Развитие взглядов на происхождение человека

«Человек- разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он разумнейшее существо»

«Человек- разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он разумнейшее существо»

Поместил человека в один ряд с приматами, потому , что считал их очень схожими по строению.  Разрабатывая бинарную номенклатуру, выделил вид Homo Sapiens ( Человек разумный) и разделил его на четыре расы.

Поместил человека в один ряд с приматами, потому , что считал их очень схожими по строению. Разрабатывая бинарную номенклатуру, выделил вид Homo Sapiens ( Человек разумный) и разделил его на четыре расы.

Говорил , что то некий «четверорукий» предок человека «утратил» лазить по деревьям, но приобрел другую- передвигаться на двух ногах.

Говорил , что то некий «четверорукий» предок человека «утратил» лазить по деревьям, но приобрел другую- передвигаться на двух ногах.

Крупнейшее событие в истории развитии взглядов на происхождение человека стало появление его трудов «Происхождение человека и половой отбор» «О выражении эмоций у человека и животных» . Дарвин был убежден, что законы развития мира применимы и к человеку.

Крупнейшее событие в истории развитии взглядов на происхождение человека стало появление его трудов

«Происхождение человека и половой отбор»

«О выражении эмоций у человека и животных» .

Дарвин был убежден, что законы развития мира применимы и к человеку.

Огромное значение труда о происхождения человека обосновано философом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь и общественный образ жизни.

Огромное значение труда о происхождения человека обосновано философом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза:

речь и общественный образ жизни.

АНТРОПОГЕНЕЗ - доказательства происхождения человека от животных

АНТРОПОГЕНЕЗ

- доказательства происхождения человека от животных

Надцарство Эукариоты Царство Животные Подцарство Настоящие многоклеточные животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Высшие приматы Семейство Гоминиды Род Человек Вид Человек разумный

Надцарство Эукариоты

Царство Животные

Подцарство Настоящие многоклеточные животные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Подкласс Плацентарные

Отряд Приматы

Подотряд Высшие приматы

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек разумный

Доказательства происхождения  человека от животных Принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных. Единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.

Доказательства происхождения

человека от животных

Принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных.

Единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.

Признаки хордовых  1 Трехслойные животные. 2 Двусторонняя симметрия. 3 Вторичная полость тела. 4 Вторичный рот. 5 Внутренняя опора - хорда. 6 Трубчатая нервная система. 7 Сквозной кишечник. 8 Замкнутая кровеносная система. 9 Метамерное расположение многих органов. 10 Сердце с перикардом.

Признаки хордовых

1 Трехслойные животные.

2 Двусторонняя симметрия.

3 Вторичная полость тела.

4 Вторичный рот.

5 Внутренняя опора - хорда.

6 Трубчатая нервная система.

7 Сквозной кишечник.

8 Замкнутая кровеносная система.

9 Метамерное расположение многих органов.

10 Сердце с перикардом.

Признаки млекопитающих Большие полушария переднего мозга покрыты корой. Живорождение. Молочные железы. Выкармливание детенышей молоком. Диафрагма. Внутриутробное развитие. Разнообразие кожных желез, волосяной покров. Наружное ухо. Среднее ухо с тремя слуховыми косточками. Дифференциация зубов, расположены в альвеолах. Альвеолярные легкие. Четырехкамерное сердце. Левая дуга аорты. Безъядерные эритроциты. Конечности расположены под туловищем. Череп соединен с позвоночником двумя мыщелками. Щитовидный хрящ в гортани, между хрящами голосовые связки. Яйцеклетки содержат мало желтка. Слюнные железы с пищеварительными ферментами. Амниоты. Рот окружен губами. Теплокровность, терморегуляция (гомойотермные организмы).

Признаки млекопитающих

  • Большие полушария переднего мозга покрыты корой.
  • Живорождение.
  • Молочные железы. Выкармливание детенышей молоком.
  • Диафрагма.
  • Внутриутробное развитие.
  • Разнообразие кожных желез, волосяной покров.
  • Наружное ухо. Среднее ухо с тремя слуховыми косточками.
  • Дифференциация зубов, расположены в альвеолах.
  • Альвеолярные легкие.
  • Четырехкамерное сердце. Левая дуга аорты. Безъядерные эритроциты.
  • Конечности расположены под туловищем.
  • Череп соединен с позвоночником двумя мыщелками.
  • Щитовидный хрящ в гортани, между хрящами голосовые связки.
  • Яйцеклетки содержат мало желтка.
  • Слюнные железы с пищеварительными ферментами.
  • Амниоты.
  • Рот окружен губами.
  • Теплокровность, терморегуляция (гомойотермные организмы).
Характеристика приматов. 1 Конечность хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным. 2 Развитая ключица. 3 Глазница окружена костным кольцом. 4 Глаза направлены вперед, бинокулярное зрение. 5 Большой объем черепа. 6 Развиты затылочная доля, двигательные центры коры, височная доля. 7 Две молочные железы, самки с менструальным циклом. 8 Кисть содержит дерматоглифические узоры. 9 Наличие ногтей. 10 Полициклическое размножение, малая плодовитость, рождение беспомощного ребенка. 11 Удлиненный период созревания, увеличивается способность к научению, поведение не врожденное, усвоение информации за счет научения. 12 Перестройка социальной системы, ребенок центр социальной группы.

Характеристика приматов.

1 Конечность хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным.

2 Развитая ключица.

3 Глазница окружена костным кольцом.

4 Глаза направлены вперед, бинокулярное зрение.

5 Большой объем черепа.

6 Развиты затылочная доля, двигательные центры коры, височная доля.

7 Две молочные железы, самки с менструальным циклом.

8 Кисть содержит дерматоглифические узоры.

9 Наличие ногтей.

10 Полициклическое размножение, малая плодовитость, рождение беспомощного ребенка.

11 Удлиненный период созревания, увеличивается способность к научению, поведение не врожденное, усвоение информации за счет научения.

12 Перестройка социальной системы, ребенок центр социальной группы.

сходные этапы зародышевого развития человека и животных

сходные этапы зародышевого развития человека и животных

находки останков древнейших человекообразных существ. сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных

находки останков древнейших человекообразных существ.

сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных

сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян

сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян

Современная наука дает следующий ответ: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции в связи с приспособлением конкретным и различным условиям существования

Современная наука дает следующий ответ:

у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок.

Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции в связи с приспособлением конкретным и различным условиям существования

В Ы В О Д  У Р О К А  1.Существует идея, в соответствие с которой человек в процессе своего эволюционного развития произошел от человекоподобных предков. 2.Идею подтверждают доказательства происхождения человека от животных. 3.Ближайшие «родственники» человека- человекообразные обезьяны.

В

Ы

В

О

Д

У

Р

О

К

А

1.Существует идея, в соответствие с которой человек в процессе своего эволюционного развития произошел от человекоподобных предков.

2.Идею подтверждают доказательства происхождения человека от животных.

3.Ближайшие «родственники» человека- человекообразные обезьяны.

В Ы В О Д  У Р О К А  4.Наличие черт отличия между человеком и современными человекообразными обезьянами указывает на то, что возможно, имея общего предка, они уже длительный срок эволюционируют в разных направлениях, адаптируясь к разным комплексам условий внешней среды и осуществляя неодинаковый образ жизни. 5.Представления об эволюции и происхождения человека в значительной мере носят гипотетический характер.

В

Ы

В

О

Д

У

Р

О

К

А

4.Наличие черт отличия между человеком и современными человекообразными обезьянами указывает на то, что возможно, имея общего предка, они уже длительный срок эволюционируют в разных направлениях, адаптируясь к разным комплексам условий внешней среды и осуществляя неодинаковый образ жизни.

5.Представления об эволюции и происхождения человека в значительной мере носят гипотетический характер.

АНТРОПОГЕНЕЗ - Этапы развития

АНТРОПОГЕНЕЗ

- Этапы развития

Этапы антропогенеза

Этапы антропогенеза

ДРИОПИТЕКИ 1. жили в тропических лесах Африки на деревьях; 2. питались растительной пищей

ДРИОПИТЕКИ

1. жили в тропических лесах Африки на деревьях;

2. питались растительной пищей

РАМАПИТЕКИ похожи на дриопитеков, но жили и на деревьях, и на земле

РАМАПИТЕКИ

похожи на дриопитеков, но жили и на деревьях, и на земле

АВСТРАЛОПИТЕКИ ЖИЛИ  5-2 МЛН. ЛЕТ НАЗАД  ОБЪЁМ МОЗГА - 500-600 см3  ПРИЗНАКИ: ПРЯМОХОЖДЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ ОРУДИЙ ТРУДА

АВСТРАЛОПИТЕКИ

ЖИЛИ

5-2 МЛН. ЛЕТ НАЗАД

ОБЪЁМ МОЗГА -

500-600 см3

ПРИЗНАКИ:

  • ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ ОРУДИЙ ТРУДА

АВСТРАЛОПИТЕКИ 1. жили в степях и саваннах;  2. редкая шерсть;  3. ходили на двух конечностях;

АВСТРАЛОПИТЕКИ

1. жили в степях и саваннах;

2. редкая шерсть;

3. ходили на двух конечностях;

АВСТРАЛОПИТЕКИ 4. использовали камни и палки для защиты и нападения; 5. питание смешанное 6. орудия труда не делали

АВСТРАЛОПИТЕКИ

4. использовали камни и палки для защиты и нападения;

5. питание смешанное

6. орудия труда не делали

Этапы эволюции рода Homо — Человек Название группы людей Время возникновения Древнейшие люди (архантропы) Около 2 млн лет назад  Около 1,5-1,3 млн лет назад Древние люди (палеоантропы) — неандертальцы Представители рода Homo 300-35 тыс. лет назад Человек умелый Homo habilis  Человек прямоходящий Homo erectus Люди современного типа (неоантропы) — кроманьонцы Первые представители вида Человек разумный — Homo sapiens Около 50 тыс. лет назад Вид Человек разумный — Homo sapiens

Этапы эволюции рода Homо — Человек

Название группы людей

Время возникновения

Древнейшие люди (архантропы)

Около 2 млн лет назад Около 1,5-1,3 млн лет назад

Древние люди (палеоантропы) — неандертальцы

Представители рода Homo

300-35 тыс. лет назад

Человек умелый Homo habilis Человек прямоходящий Homo erectus

Люди современного типа (неоантропы) — кроманьонцы

Первые представители вида Человек разумный — Homo sapiens

Около 50 тыс. лет назад

Вид Человек разумный — Homo sapiens

ПИТЕКАНТРОПЫ -  ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ ЖИЛИ 2млн.-600 тыс.лет назад  ОБЪЁМ МОЗГА -  900-1100 см3  ПРИЗНАКИ: Рост-до 170 см Зачатки речи Примитивные каменные орудия

ПИТЕКАНТРОПЫ - ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ

ЖИЛИ

2млн.-600 тыс.лет назад

ОБЪЁМ МОЗГА -

900-1100 см3

ПРИЗНАКИ:

  • Рост-до 170 см
  • Зачатки речи
  • Примитивные каменные орудия
СИНАНТРОПЫ -  ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ ЖИЛИ 500 тыс. лет назад  ОБЪЁМ МОЗГА -  До 1200 см3  ПРИЗНАКИ: ОДЕЖДА ИЗ ШКУР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ ПРАВОРУКОСТЬ

СИНАНТРОПЫ - ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ

ЖИЛИ

500 тыс. лет назад

ОБЪЁМ МОЗГА -

До 1200 см3

ПРИЗНАКИ:

  • ОДЕЖДА ИЗ ШКУР
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ
  • ПРАВОРУКОСТЬ
  НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ-  ДРЕВНИЕ ЛЮДИ ЖИЛИ 150 тыс. лет назад ОБЪЁМ МОЗГА -  До 1400 см3 ПРИЗНАКИ: Рост до 158 см. Сложные формы деятельности Добывание огня Речь типа лепета

НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ- ДРЕВНИЕ ЛЮДИ

ЖИЛИ

150 тыс. лет назад

ОБЪЁМ МОЗГА -

До 1400 см3

ПРИЗНАКИ:

  • Рост до 158 см.
  • Сложные формы деятельности
  • Добывание огня
  • Речь типа лепета
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (НЕАНДЕРТАЛЕЦ) 1. жили в пещерах; 2. шили одежду; 3. добывали огонь;

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (НЕАНДЕРТАЛЕЦ)

1. жили в пещерах;

2. шили одежду;

3. добывали огонь;

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (НЕАНДЕРТАЛЕЦ) 4. коллективная охота;  5. заботились о стариках и калеках;  6. хоронили умерших

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (НЕАНДЕРТАЛЕЦ)

4. коллективная охота;

5. заботились о стариках и калеках;

6. хоронили умерших

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (КРОМАНЬОНЕЦ) 1. современный облик; 2. сложные орудия труда; 3. жилища из шкур и каменных плит;

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (КРОМАНЬОНЕЦ)

1. современный облик;

2. сложные орудия труда;

3. жилища из шкур и каменных плит;

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (КРОМАНЬОНЕЦ) 4. появилась религия и искусство;

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (КРОМАНЬОНЕЦ)

4. появилась религия и искусство;

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (КРОМАНЬОНЕЦ) 5. из рисунков возникла письменность;  6. началось одомашнивание животных

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (КРОМАНЬОНЕЦ)

5. из рисунков возникла письменность;

6. началось одомашнивание животных


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя