2016-2017 уч. год
Симфони́ческий орке́стр —коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.
В симфонический оркестр входит четыре группы инструментов: струнные, деревянные духовые, медные духовые, и ударные.
Дирижер –
руководитель
оркестра
К струнной группе относятся: скрипка прима, скрипка альт, виолончель, контрабас.
В симфоническом оркестре смычковые инструменты представляют собою наиболее многочисленную группу, а скрипки составляют ровно половину.
Скрипка – четырехструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре.
Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент.
Альт - по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке.
По сложившейся традиции, альту отводится вспомогательная роль в оркестре.
Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения.
Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников .
Как скрипка и альт, виолончель имеет четыре струны. По техническим возможностям виолончель не уступает скрипке.
Виолончель вдвое больше альта, но ее смычок короче скрипичного и альтового, а струны - намного длиннее.
Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.
Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука.
Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.
Флейта – один из самых древних духовых инструментов.
Современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально.
Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.
Одна из применяемых в оркестре разновидностей флейты - флейта пикколо. Она в два раза меньше обычной флейты. Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.
Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент.
Один из деревянных духовых инструментов, гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности.. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют наиболее часто.
ГОБОЙ
Самый близкий родственник гобоя в симфоническом оркестре – английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем.
Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, "лениво-мечтательный", по определению Н. А. Римского-Корсакова. Английский рожок "умеет" подражать восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него одну из тем симфонической картины "В Средней Азии".
В симфоническом оркестре обычно бывают два гобоя и один английский рожок
Кларнет - один из самых певучих и виртуозных деревянных духовых инструментов.
Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота.
Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
В состав симфонического оркестра кларнет был включен в XVIII веке.
Фагот - самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так и в качестве альтернативного инструмента мелодии.
В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.
Саксофон – это музыкальный инструмент, который относится к разряду деревянных духовых инструментов несмотря на то, что никогда не был сделан из дерева.
Принадлежность саксофона к деревянным духовым инструментам объясняется тем, что у него характерный способ звукоизвлечения.
Саксофон – это язычковый музыкальный инструмент, то есть возбудителем звука является вибрирующая трость.
В отличии от большинства духовых инструментов, саксофон не имеет прототипа в древности. Он был изобретен в 40-х годах XIX столетия талантливым музыкальным мастером бельгийцем Антуан-Жозефом Саксом (1814–1894), известным как Адольф Сакс.
Полноправным членом симфонического оркестра он так и не стал. Зато его певучий вибрирующий звук очень хорошо знаком любителям джазовой музыки, так как саксофон - обязательный участник эстрадных оркестров.
валторна
труба
туба
тромбон
Лесной рог – таков перевод названия этого инструмента.
Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того, чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобнее, его стали "скручивать". К одному витку прибавился второй, третий.
Валторна относится к группе медных духовых инструментов и играет в оркестре очень важную роль. Звук ее певучий, мягкий, сочный.
Труба - один из самых древних медных духовых инструментов. Ее изображения находят при раскопках древнего Египта, древней Греции. Она возвещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.
Труба - инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.
Туба – это одно из новых дополнений к современному симфоническому оркестру, впервые появившееся в середине 19-го столетия.
Самый низкий из медных духовых инструментов - фундамент медной группы, как контрабас у струнных.
Оркестр обычно имеет единственную тубу, служащую басом для духовых инструментов, хотя ее многосторонность означает, что она может использоваться и подкреплением для струнных инструментов, и для деревянных духовых инструментов.
Сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко.
Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха.
Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем.
Основная сфера применения тромбона — симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах.
Арфа - один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле.
Арфа - струнный щипковый инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, глиссандо - скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты.
Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра; в других случаях ей поручают эффектные соло.
Треугольник - один из самых миниатюрных инструментов симфонического оркестра. Он представляет собой стальной прут, изогнутый в форме треугольника. Его подвешивают на жильной струне и ударяют по нему маленькой металлической палочкой - раздается звенящий, очень чистый звук.
Способы игры на треугольнике не очень разнообразны. Иногда на нем извлекают только один звук, иногда - несложные ритмические узоры. Хорошо звучит на треугольнике тремоло.
Колокольчики, наверное, - наиболее поэтичный инструмент из группы ударных. Его название произошло от старинной его разновидности, где звучащим телом были настроенные на определенную высоту маленькие колокольчики. Позже их заменили набором металлических пластинок разной величины. Они расположены в два ряда, наподобие клавишей фортепиано, и укреплены в деревянном ящике. Играют на колокольчиках двумя металлическими молоточками. Существует и другая разновидность этого инструмента: клавишные колокольчики. Они имеют фортепьянную клавиатуру и молоточки, передающие колебания от клавишей к металлическим пластинкам
Один из древнейших инструментов в мире, бубен, появился в симфоническом оркестре в 19 веке. Устройство этого инструмента очень несложное: как правило, это деревянный обруч, на одну сторону которого натянута кожа. В прорези обруча (сбоку) прикрепляют металлические побрякушки, а внутри, на звездообразно натянутой бечевке, нанизывают маленькие колокольчики. Все это звенит при малейшем потряхивании бубна.
Партия бубна, так же как и других ударных, не имеющих определенной высоты, записывается обычно не на нотном стане, а на отдельной линейке, которую называют "ниткой".
Тамбурин
Барабан без корпуса, но зато с позвякивающими от удара руки маленькими металлическими тарелочками.
Название "кастаньеты" по-испански означает "маленькие каштаны". Испания, скорее всего, и была их родиной; там кастаньеты превратились в настоящий национальный инструмент. Кастаньеты изготовляют из древесины твердых пород: черного дерева или самшита, по форме кастаньеты похожи на раковины.
Когда композиторы захотели ввести кастаньеты в симфоническую музыку, была сконструирована упрощенная разновидность этого инструмента - оркестровые кастаньеты. Это две пары раковин, насаженных на концы деревянной рукоятки. При их встряхивании раздается пощелкивание - слабая копия настоящих испанских кастаньет.
Ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему от двух до семи металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.
Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке, а с XVII века литавры входят в состав оркестров.
Большой барабан
Один из древнейших инструментов. Встречается у многих народов мира. В Европу большой барабан пришел из Турции в XVIII веке вместе с модной тогда янычарной музыкой.
Звук сильный и гулкий.
Бьют в большой барабан
войлочной колотушкой.
Малый барабан
Издавна считался "своим" в армии за особое умение подавать сигналы резким, требовательным голосом. С легкостью справляется с самыми быстрыми и сложными фигурами. Играют на нем деревянными палочками.
Тарелки
Тонкие металлические диски из специального сплава. От удара друг о друга дрожат, производя сильный, красивый шипящий звук.
Подвесная тарелка
Тарелка, по которой бьют мягкими или твердыми палочками. Бывает, для дребезжащего звука на нее кладут металлическую цепочку.
Мариба и ксилофон
Инструменты, на которых играют мелодии. Набор мелодичных деревянных брусочков, длина каждого рассчитана так, чтобы он при ударе давал звук строго определенной высоты.
Рояль (фортепиано), широко известны как солирующие концертные инструменты. Но порой они выступают и как рядовые инструменты оркестра.
Челеста –небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, похожий на пианино, звучащий наподобие
колокольчиков.
Инструмент имеет диапазон
в четыре октавы, начиная
от «до» первой октавы.
Челеста часто используется
в симфоническом оркестре.
- http:// www.wav-library.net/load/130-1-0-2283 оркестр настраивается
- http://images.yandex.kz/yandsearch?ed=1&img_ur
- http://0.tqn.com/d/mandarin/1/0/J/Z/-/-/flute.png флейта
- http://www.city-zvuk.ru/product/8257/ гобой
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://eomi.ws/brass/trombone/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ Валторна
- http:// www.sonata-etc.ru/instruments/families/index.html муз фрагменты
- http:// parkov3.narod.ru / звук барабан тарелки
- http:// www.mp3vtel.ru/media-view-69.html ксилофон
- http://www.muz-urok.ru/simf_orkestr/4585.gif - треугольники
Русский язык 11 класс ФГОС
Информатика 10 класс ФГОС
Общая биология 10 класс ФГОС
Английский язык 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по алгебре 10 класс...
Видеосюжеты для классных часов и...
Электронная тетрадь по информатике 11...
Глобальные компетенции. Необходимые...
© 2017, Мачульская Анна Ивановна 5878 140
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы