Тема урока: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Музыка и театр Античности».
Театр является одним из древнейших видов искусств и развлечений . Он объединяет в себе различные виды искусств , являясь продуктом коллективного действия .
Театр считается самым сильным средством влияния на человека , поскольку, видя происходящее на сцене , зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем , и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения .
Истоки театрального искусства восходят к Великому Дионисию и его свите. Дионис – бог виноделия и веселья . В честь бога Диониса любили устраивать праздники , торжественные шествия . В свите Диониса участвовали менады – нимфы, воспевающие юного бога . Актёры, занятые в театральном представлении, надевали маски : весёлые и грустные, трагические или комические.
Музыка и театр Античности. Трагики и комедиографы греческого театра.
Отцом греческой трагедии называли Эсхила (525– 456 гг. до н. э.). Он начал свою деятельность, когда театральное искусство находилось на начальной ступени своего развития. В популярной тогда трагедии отсутствовал драматический конфликт и преобладали песни хора, а все роли исполнялись одним актером. Поначалу и в произведениях Эсхила песни занимали существенное место, но постепенно хор теряет свое значение. Главное внимание автор сосредоточил на развитии драматического действия . Дата рождения греческого театра 534 г.до н.э.
Эсхил ввел сначала второго, а затем и третьего актера. Большинство его трагедий написано на мифологические сюжеты , и поэтому он сосредоточил внимание на жизни богов, наделенных незыблемым правом вершить судьбы людей.
Эсхилу принадлежало около 90 пьес , но до нас дошло лишь 7. Вот названия некоторых из них: «Персы», «Семеро против Фив», «Орестея», «Агамемнон», «Прикованный Прометей».
Тринадцать раз Эсхил выходил победителем на драматических состязаниях , сохраняя за собой славу первого трагика Греции.
Популярным трагиком своего времени был Софокл (ок. 496–406 гг. до н. э.). Автор 123 драматических произведений , из которых до нас дошло всего 7. Тридцать раз Софокл выступал перед афинскими зрителями и одержал 24 победы .
Софоклу многое удалось изменить в греческой трагедии после Эсхила: он увеличил состав исполнителей до 15 человек, сократил объем партий хора . Ему же принадлежит изобретение театральных декораций . Главное внимание он сосредоточил на изображении внутреннего мира своих героев . В отличие от Эсхила, он показывает людей такими, какими они должны быть. Герои Софокла – сильные, почти не сомневающиеся натуры. Лучшие произведения Софокла – «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».
Еврипид (ок. 480–406 гг. до н. э.) создал около 90 произведений, большинство из которых посвящено мифологическим сюжетам . Среди дошедших до нас пьес такие шедевры, как «Медея», «Электра», «Андромаха».
Много изменений внес Еврипид в драматургическую и театральную технику. Хор стал выполнять роль музыкального антракта . Гораздо большее внимание стал уделять характерам действующих лиц . Мир человеческих страстей, острых переживаний – вот что интересовало автора. В трагедии Еврипид включал бытовые и любовные сцены , поэтому его пьесы теряли героический характер. Он изображал людей такими, какими они были в действительности.
Аристофан – учитель афинского общества. Творчество Аристофана посвящено комедии. Сатирический, обличающий смех обращал людей к доброте, любви, взаимопониманию. Он ввёл костюмы. Известные его произведения: «Всадники», «Облака», «Осы» и др.
Музыкальное искусство Античности.
Рождению музыки мы обязаны Древней Греции . Благодаря грекам стали известны такие понятия : мелодия, гармония, ритм, хор, оркестр, рапсодия, симфония . Музыка сопровождала греков на шествиях, во время Олимпийских игр, поэтических турниров, театральных представлений .
Многое могут рассказать о роли музыки и происхождении музыкальных инструментов древнегреческие мифы, скульптура, росписи на вазах и стенах храмов.
Любовью и уважением пользовались странствующие певцы — сказители эпических преданий аэды и рапсоды , воспевавшие подвиги героев и деяния богов . Они исполняли песнопения в сопровождении лиры (формингса), струны которой натягивались поперек черепахового панциря.
В VII—VI вв. до н. э. возникла хоровая и сольная , гражданская и военная лирика . Крупнейшим поэтом-лириком стал Пиндар (род. в 518 г. до н. э.), сочинявший торжественные оды , предназначенные для исполнения на гимнастических состязаниях.
Прославилась и поэтесса Сапфо (VII— VI вв. до н. э.) — «десятая муза» с острова Лесбос. Она создала школу , где знатные девушки обучались поэтическому искусству, пляскам и пению.
Музыкальное искусство древних греков было по преимуществу вокальным (пение в инструментальном сопровождении). Предпочтение отдавалось струнным щипковым инструментам : формингсу (древней разновидности лиры), лире и кифаре . Среди духовых инструментов были распространены флейта Пана и авлос (инструмент типа гобоя). Авлос обычно сопровождал театральные представления, гимнастические и танцевальные выступления.
Но особое предпочтение греки отдавали лире , которая сопровождала танец и пантомиму, театральные представления и декламацию стихов . К названию этого инструмента, как известно, восходит литературный термин «лирика». Именно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства.
К сожалению, восстановить истинное звучание древнегреческой музыки сегодня невозможно из-за практически полного отсутствия нотных записей.
Музыка Древнего Рима
Музыкальная культура Древнего Рима развивалась во многом под влиянием греческой, позднее сюда стала проникать музыка с Востока, особенно из Сирии и Египта. Этот сплав разностильной музыки вполне отвечал прихотям богатых римлян, ведущих праздный образ жизни, — музыка призвана была веселить, создавать праздничное настроение.
Большой успех имели публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов , многие из которых были любимцами императоров . В честь некоторых музыкантов на площадях городов возводились памятники. Особой популярностью пользовались музыкальные состязания поэтов, певцов и кифаристов (исполнителей на кифаре). Победителей торжественно чествовал и и увенчивали лавровыми венками.
После завоевания римлянами Египта в моду вошли водяные органы – гидравлосы , украшающие роскошные виллы и дворцы знати. Пронзительное и громкое звучание этого огромного инструмента могло распространяться на несколько километров . Вода служила в нем для поддержания давления воздуха, поступавшего в трубы .
В римских легионах создавали большие духовые оркестры , сопровождавшие воинов в походах . В них использовались довольно примитивные рога и трубы, разнообразные по форме и тембру. Зато они хорошо выполняли свою функцию – подавать сигналы к действию и ободрять солдат во время сражений .
Постепенно музыка становилась ремеслом, способным лишь забавлять и развлекать публику.