СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме:"Общая характеристика металлов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация по химии 10 класс по теме:"Общая характеристика металлов"

Ход урока:

I.Организационный момент:

Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II.Актуализация знаний с объяснением новой темы

1. «Химическая разминка»   (фронтальная работа)

Объект – домик с тремя окошками. Какой жизнью живут стражи порядка, охраняющие подходы к континенту Химия вы узнаете, если ответите на предлагаемые вопросы.

За правильно выполненное задание  получает  химические знаки.

Задание 1: В каких окошках погаснет свет? Имеется подсказка: это элементы одного периода. Если учащиеся не смогут ответить, то у них есть кнопка «ответ»: элементы Cl, Mg, P отправляются спать, в окошках гасится свет, и они закрываются шторкой.

Задание 2: В каких окошках погаснет свет? Имеется подсказка: это элементы одной подгруппы. Ответ: элементы Be, Mg, Ca. В их окошках гаснет свет, и они закрываются шторкой.

Задание 3: В каких окошках погаснет свет? Подсказка: это элементы, находящиеся рядом в периодической системе по вертикали. Ответ: элементы Na, K Li исчезнут, а в их окошках погаснет свет, и они закроются шторкой.

Задание 4:  В каких окошках погаснет свет? Подсказка: это элементы, находящиеся рядом в периодической системе по горизонтали. Ответ: элементы Si, P, S исчезнут, а в их окошках погаснет свет, и они закроются шторкой.

2 .Заполните пропуски   (фронтальная работа)

  1. Атом, который отдает электроны называется восстановителем.
  2. Атом, который принимает электроны, называется окислителем.
  3. Степень окисления  - условный заряд атома в соединении.
  4. Максимальная степень окисления равна номеру группы.
  5. Минимальная степень окисления равна: номер группы минус 8.
  6. Окислитель в реакциях восстанавливается.
  7. Восстановитель – окисляется.
  8. Кислорода равна -2.
  9. Водорода чаще +1.
  10. Водорода в соединении с металлами равна -1.
  11. Кислорода в соединении OF2 равна +2.
  12. Простых веществ равна «0».
  13. Металлов главных подгрупп равна номеру группы с «+».
  14. Молекула  - нейтральна, число «+» равно числу «-».

3. «Решаем головоломки» (индивидуальная работа)

ЗАДАНИЕ 1: Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз) пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв приведенных в клетках получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Каждая клетка может быть использована только один раз.

Х

И

Р

Е

А

К

П

Р

О

Б

О

У

С

И

М

Е

И

И

Т

Я

З

Ь

А

В

К

В

Ч

Е

С

К

В

Ы

Н

Е

Л

Т

Ь

Н

А

 

ЗАДАНИЕ 2: Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз) пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв приведенных в клетках получилось одно правило техники безопасности при разбавлении концентрированной серной кислоты в воде. Каждая клетка может быть использована только один раз.

Р

Б

А

В

К

О

Й

А

З

Я

Л

Н

О

С

И

К

Я

Е

Е

Т

Т

С

Л

Т

Ь

Е

У

Р

Т

О

А

В

Й

У

Д

У

В

Л

И

В

В

О

 

4. «Химический лабиринт»   (индивидуальная работа)

Найдите путь, который приведет вас к финишу. Выиграет тот, кто правильно и быстрее придет к финишу.  Начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки.  Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить сове согласие -  несогласие  с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.

По итогом  актуализации мы узнали, как элементы расположены в одном периоде и в одной группе, что атомы, которые отдают элементы,  являются восстановителями, степень окисления металлов главных подгрупп равен номеру группы, эти знания нам понадобится при освоение новой темы

         5.Объявление новой темы:

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир металлов. Но для начала давайте узнаем тему сегодняшнего урока. А в этом мне поможете вы. Ваша задача внимательно прослушать загадки о металлах и, используя полученные ранее знания, отгадать металл. Правильный ответ является ключом к раскрытию темы урока.

Общая характеристика

МЕТАЛЛОВ

1. Я – очень,  очень драгоценно. Я по сравнению со всем другим бесценно. Меня ты можешь плавить, Гнуть в дугу, Раскатывать в тончайшую фольгу. Я не боюсь кислот, но по наводке, Я растворяюсь в ’’царской водке’’

                                           (Золото)

2. Я, поверьте,  не пустяк: Образую известняк, Без меня ни мел, ни мрамор Не обходятся никак я построю вам скелет Без меня опоры нет.

                                          (Кальций)

3. По виду я на платину похоже, Без примесей устойчивое тоже К коррозии и действию кислот. Но с примесью совсем на оборот! А также даже маленький магнит Меня к себе и тянет и манит!

                                           (Железо)

4. Всем металл этот знаком! Смело входит в каждый дом: Провода висят у вас? Это раз! Если есть сковорода - это два!

Самолет и теплоход,

Трактор или вездеход - Для любых таких конструкций Непременно подойдет!

                                      (Алюминий)

5. Металл я  легкий, серебристый. Сгораю даже очень быстро, Сверкая вспышкою огня. (Фотограф раньше знал меня). Белок сшиваю я в клубок, Работать мозгу я помог, Чтоб лист зеленый не был хилым - Вхожу в состав я хлорофилла.

                                            (Магний)

6. По цвету я на золото похожа, Тягучая и вязкая. И что же? Хороший тепло- и электропроводник Об этом знает каждый ученик. Ты догадался, так скорей ответь, что я не золото, я - ...

                                                (Медь)

7. Всегда вредны мои пары Для взрослых и для детворы. Чтоб пользу людям приносить - Должна в термометрах я быть.

Ты про меня не позабудь. Металл  я жидкий, я ведь - …!

                                            (Ртуть)

8. Живет обычно в керосине И бегает он по воде, В природе, в комнате – отныне Свободным нет его нигде. В солях открыть его возможно: Желтеет пламя от него. И получить из соли можно,  Как Дэви получил его.                                               (Натрий)

6. Мотивация учебной деятельности.

Неслучайно великий русский ученый М.В. Ломоносов сказал: «Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребления металлов миновать не может». 

Согласны ли вы с данным высказыванием? Какие металлы вы знаете?

Какие металлы поставляет на экспорт Балхашский  комбинат?

Металлы бывают благородные: золото, серебро,  платина

Редкие : литий, цезий, цирконий, гафний, рений, франций, радий

Самый распространенный металл на земле: алюминий

7.История металла

Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Из этих металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и их сплавы. Век каменный сменился веком медным, потом - бронзовым, а затем веком железным.

1.Каменный век

2.Медный век IV-III тысячелетие до н.э.

3.Бронзовый век конец IV- начало I тысячелетия до н.э.

4.Железный век I тысячелетие до н.э.

 

8.Фронтальный опрос.

1.Что означает слово «металл?

от лат. metallum – шахта, рудник): группа элементов, обладающая  характерными металлическими свойствами,

Продолжите фразу

Назовите физические свойства металлов.

(Пластичность, ковкость, электропроводность, теплопроводность, металлический блеск).

9.Игра «Самый, самый, самаый……»

Самый легкий металл …….. литий

Самый тяжелый металл………осмий

Самый твердый металл……. хром

Самый пластичный металл…….золото

Самый тугоплавкий металл……..вольфрам

Самый легкоплавкий металл……цезий

Самый электропроводный металл…….серебро

III. Изложение нового материала:

1.Что вы можете сказать о роли металлов в живой природе, в том числе для человека?

Используя, конспект надо ответит на следующие вопросы:

Какие металлы содержатся в организме человека?

Какие функции они выполняют?

В каких продуктах они содержатся?

Работа с конспектами

 

Металл

Содержание в организме

Функции

Пищевые источники

Железо

гемоглобине крови, печени и селезенке

обеспечивает транспорт кислорода

красное мясо, чечевица, фасоль, птица, рыба, листовые овощи, сыр тофу,

Кальций

в зубах и костях скелета, и только около 1% - во всех остальных органах, тканях и биологических жидкостях.

дифференцировку клетки, регулирует активность многих ферментов, эндокринных желез, регулирует сердечную деятельность

участвует в свертывании крови

является молоко (120мг/100г) и молочные продукты (особенно следует выделить сыр – содержит около 1000мг/100г

Натр

2.Положение в периодической системе химических элементов (устное изложение).

           - Металлы расположены  верхнем левом углу периодической системы химических элементов и все    d - элементы

           -  89 элементов в периодической системе – металлы

           -   Как правило, на внешнем слое Ме 1-3 ?

3.Химические свойства металлов (устное изложение).

Атомы металлов легко отдают внешние ?, проявляя свойства восстановителей

Восстановительные свойства - это главные химические свойства, характерные для всех металлов. Они проявляются во взаимодействии с самыми разнообразными окислителями, в том числе с окислителями из окружающей среды

Восстановительные свойства металлов отличаются друг от друга.

В качестве количественной характеристики восстановительных свойств металлов используют электродные потенциалы Е. Чем активнее металл, тем отрицательнее его стандартный электродный потенциал Ео. 

Учитывая восстановительные способности металлов русский физикохимик  Николай Николаевич Бекетов сформировал ряд активности металлов.

Металлы здесь расположены по значению стандартных электродных потенциалов

4.Запись в тетради:

Металлы взаимодействует

  1. С неметаллами с образованием бинарных соединений (оксидов, гидридов, сульфидов, галогенидов и др.)
  2. С водой с образованием щелочей или оксидов и выделением водорода
  3. С растворами  кислот с образованием солей и выделением водорода
  4. С растворами солей с образованием новой соли и нового металла

IV.Первичная проверка усвоенного материала

1. Просмотр видеофрагментов «Взаимодействие железа с хлором», «Горение железа в кислороде», «Взаимодействие натрия с серой», (сделать вывод и записать химическую реакцию)

2. Работа у доски  (написать химические реакций   натрий и алюминий)

1. Взаимодействие Ме с О2.

2. Взаимодействие Ме с водой.

3. Взаимодействие Ме с кислотами

5. Взаимодействие Ме с солями.

 

 

V. Закрепление

1.Диагностика

  1. Напишите реакции взаимодействия магния с кислородом, хлором, водой, соляной кислотой, хлоридом меди(II)
  2. Напишите реакцию взаимодействия цинка с концентрированной серной кислотой при нагревании.
  3. Определите с какими из перечисленных веществ     (H2SO4(p), H2SO4(к), MgCl2, CuSO4) при обычных условиях взаимодействует железо.              

  Составьте уравнения возможных реакций.

*2.Осуществить  цепочку превращений.

  1. u → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu

            2) Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → CaCl2

3.Отгадайте фамилию русского ученого, который сказал: «Металлом называется светлое тело, которое ковать можно».

  1. Самый тугоплавкий.
  2. Самый распространенный на земле.
  3. Самый легкий.
  4. Самый электропроводный.
  5. Самый активный.
  6. Самый пластичный.
  7. Самый космический.
  8. Самый легкоплавкий.
  9. Самый тяжелый.

 **4.Кроссворд по теме «Металлы»

 5.Тренажёр «Химические свойства металлов»

 V. Рефлекция

Ответьте на вопросы:

-С помнили ли   вы  материал, который прошли в школе.  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-в какой степени?

-что мешало достижению целей?

 

Сегодня я узнал (а)______________________________________

Я удивился (лась)_______________________________________

Теперь я умею _________________________________________

Я хотел (а) бы __________________________________________

 

Сегодня на уроке:

1. Мне было интересно

2. Не очень интересно

3. Не интересно

 

 

 

VI. Выставление оценок

VII. Домашнее задания

1.Составить кластер о применение металлов

2.Оопорный конспект о способах получение металлов.ий

содержание в организме взрослого человека составляет около 150-200 граммов.   

Поддерживает

осмотическое

давление и рН среды

участвует в образовании желудочного сока

 

Натрий содержится практически во всех продуктах питания в количестве 15-80 мг на 100 г, однако наибольшее количество натрия человек получает с поваренной солью

Медь

     

 

.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!