Тема урока
Повторение. Имя существительное
« Существительное – дирижёр грамматического оркестра»
В.Ветвицкий
Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Предлагаю вам мысленно перенестись в сказочный город Слованск, жители которого строят Дом Дружбы, где все они будут жить в мире и согласии, но сейчас наступили трудные времена для жителей города.
«На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики со своих бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы.
Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли слованцы в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа! И Дом Дружбы достроен».
Работа по тексту.
1) За что сражались жители Слованска?
2) Какие два главных сокровища они защищали?
3) В чём смысл сказки?
Разминка синтаксическая (синтаксический разбор предложения)
Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.
ПОЗВОНИШЬ ?
ТОРТЫ
ШАРФЫ.
КВАРТАЛЕ.
ПОЗВОН И ШЬ?
Т О РТЫ
Ш А РФЫ.
КВАРТ А ЛЕ.
1 ряд Выпишите только те слова, которые являются существительными
2 ряд Из предложенных слов выпишите существительные
а) разносклоняемые; б) несклоняемые; в) существительные общего рода
Игра «Кто быстрее»
Гореть, горюшко, горький, горелка, горение, горе, горчица, горько, горевать, горечь, горячо, горелый, горчичный, горемычный. Разделить страницу на три столбика, распределительный диктант . - Найдите к каждой группе родственные слова и запишите их по столбикам.
Подчеркните среди них существительные
Правильный ответ
Гореть Горький Горе
Горелка Горчица Горюшко
Горение Горько Горевать Горячо Горечь Горемычный Горелый Горчичный
Работа с текстом
Николай на лыжах отправился в лес. Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горела в небесной синеве косматое солнце. Поляна, вся залитая солнцем, светилась снежной голубизной. Жила, наслаждалась солнцем каждая сосновая иголочка, ясно видимая в отдельности. Радуясь солнцу, время от времени с ветки на ветку порхали снегири и синицы.
Задания к тексту
- Найдите в тексте имена собственные - Назовите несколько нарицательных существительных
-В третьем предложении обозначьте склонения имен существительного
- Найдите в тексте существительные третьего склонения
- - Что можно сказать о склонении существительных «время от времени»?
- - В последнем предложении подпишите падеж существительных
- - Докажите, что третье предложение - сложное - Вторую часть предложения разберем по членам Сделайте морфологический разбор 2-х существительных
Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?
Как-то рано по утру Вот сидим мы с ним в кине
С другом сели мы в метру Без пальта и без кашне,
И поехали в метре А вернее, я и ты
Фильм смотреть о кенгуре. Без кашна и без пальты.
Определите род несклоняемых существительных
1) Густонаселен... Сан-Франциско,
2) огромн... Гоби,
3) полноводн… Конго,
4) солнечн… Тбилиси,
5) глубок... Онтарио
Игра «Светофор»
Если я назову существительное женского рода вы поднимаете красные кружочки , если мужского рода- зелёные , если среднего рода- жёлтые .
Стратегия Синквейна. (работа по рядам)
1 вариант – небо
2 вариант- снег
Домашнее задание
подготовиться к контрольной работе по имени существительному