Итог изучения темы «Обращения, вводные и вставные конструкции»:
Изучив тему, вы должны знать:
• особенности вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений, обращений;
• классификацию вводных речевых единиц по значению;
• правила обособления вводных и вставных конструкций, обращений.
Изучив тему, вы должны уметь:
• различать вводные слова и члены предложения;
• определять обращения;
• различать вводные и вставные конструкции;
• применять на практике изученные пунктуационные правила;
• употреблять в речи вводные и вставные конструкции, обращения.
— Какие слова грамматически не связаны ни с одним из членов предложения и не являются его членами?
— Каково назначение обращения?
— Где обращение может стоять в предложении?
— Какими частями речи может быть выражено обращение?
— Что такое вводные слова?
— Какие значения имеют вводные слова?
— Чем отличаются вводные предложения от вводных слов и словосочетаний?
— Вспомните, что такое вставные конструкции.
Задание 1
Уровень А.
Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены). Определите, являются выделенные слова вводными единицами или членами предложения.
Алгоритм работы к заданию 1
- Прочитайте предложение с правильной интонацией.
- Выясните, существует ли между выделенными словами и членами предложения грамматическая зависимость. При наличии такой связи выделенные слова являются членами предложения, а при отсутствии — вводными.
- Убедитесь, что изъятие или перестановка вводного слова не нарушает структуры предложения.
- Выделите вводное слово запятыми.
- Убедитесь, что изъятие члена предложения разрушает синтаксическую структуру.
1. Небо казалось вот-вот потемнеет. Небо казалось ясным.
2. Выступление может быть кратким. Кто-то может быть захочет выступить.
К счастью, возможно.
Задание 2
Прочитайте предложения. Укажите вводные слова. К какой группе вводных слов по значению они относятся? Приведите синонимы. Какие знаки препинания отсутствуют в предложениях?
1. Талант его по мнению критиков еще не раскрылся в полной мере,
2. По-видимому туман скоро рассеется.
3. Кроме того эти выводы преждевременны.
4. Солнце к всеобщей радости светило все ярче.
5. Повторите пожалуйста ваш вопрос.
6. Иначе говоря это дискуссия.
Задание 3
• Прочитайте предложения. Определите, что представляют собой выделенные части: вводные, вставные или придаточные предложения.
1. Когда это пройдет если это пройдет тогда увидимся.
2. Было это как я совершенно точно помню в самом начале зимы.
3. Если это пройдет я буду спокоен.
4. Опыты никто уже не надеялся их закончить помогли выстроить новую гипотезу.
Алгоритм работы:
1. Прочитайте предложение с правильной интонацией. Имейте в виду, что вводные и вставные конструкции выделяются
в предложении интонационно, отграничиваются от него. Для них характерна интонация вводности: понижения голоса и убыстренный темп произношения по сравнению с произносительной интонацией остальной части предложения.
2. Подчеркните грамматические основы.
3. Определите, связаны ли между собой части структурно и семантически.
Помните, что подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях — подчинительных союзах и союзных словах.
Части сложноподчиненного предложения представляют собой структурное и семантическое целое; в нем присутствуют главная часть и придаточная.
4. Выясните, являются грамматически не связанные с членами предложения речевые единицы вводными или вставными.
Помните, что вводные предложения выражают отношения говорящего к содержанию высказывания. Они выражают те же значения, что и вводные слова. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрушая его интонационное единство.
5. Расставьте знаки препинания. Вводные единицы выделяются запятыми, а вставные — тире или скобками.
Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите вводные и вставные единицы, их функциональное назначение.
Я убежден например что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину даже в автобусе, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает пусть это даже будут его маленькие дети, — он невоспитанный человек.
Если он любит трунить шутить над женой и детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних то тут уж он извините меня просто глуп.
Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их. Подчеркните грамматические основы предложений.
1) Справа у подножия сопок расстилалось большое поле покрытое высокой в рост человека, травой. 2) Русский украинский белорусский языки относящиеся к восточнославянской группе. 3) Мужчины как правило лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами. 4) Бричка бежит а Егорушка видит всё одно и то же небо равнину холмы. (А. Чехов) 5) И молвил он сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами?» (М. Лермонтов)
Графический диктант с последующей взаимопроверкой по ключу.
Сердечный друг, ты не здорова.
В разведку меня, дяденька, брать будете?
И в самом обычном наряде мила ты, Отчизна, до слез.
Здравствуйте, сосновые леса, солнечные, чистые, сухие.
Куда ты, кумушка, бежишь так без оглядки?
Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Расступитесь, леса темные, разойдитесь, реки быстрые.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
У кого гармонь, ребята?
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
Записать предложения и расставить знаки препинания.
1. Отъезжающие займите места в вагоне.
2. Что стоишь качаясь тонкая рябина?
3. Отколь умная бредёшь ты голова?
4. А я остаюсь с тобой о родная моя сторона.
Записать предложения, вставить вводные слова и расставить знаки препинания.
1.Дождь начал утихать (различные чувства).
2.Экспедиция открыла в тайге месторождение нефти (источник сообщения).
3. Я согласен с вами (различная степень уверенности).
4. Искусство формирует характер человека (способ формирования мысли).