СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме:"Технологии стратегий смыслового чтения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены некоторые технологии, используемые для работы на уроках в рамках междисциплинарной программы "Стратегия смыслового чтения". 

Междисциплинарная программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» является обязательным компонентом программы  общеобразовательной школы.

Она предполагает создание условий, в которых задействован потенциал всех компонентов социокультурного пространства школы: базовый учебный процесс, система воспитательной работы, дополнительное образование, самообразование.

Междисциплинарная программа должна обеспечить формирование смыслового чтения на содержании учебного.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

? в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

? в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

? в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме:"Технологии стратегий смыслового чтения"»

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ     Презентация выполнена  Учителем русского языка  и литературы МАОУ СОШ №35 г. Томска  Третьяковой Е.Н
  • КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ Презентация выполнена Учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №35 г. Томска Третьяковой Е.Н
По временнóй отнесенности к тексту стратегии смыслового чтения делятся на : Предтекстовые Текстовые Послетекстовые
  • По временнóй отнесенности к тексту стратегии смыслового чтения делятся на :

Предтекстовые

Текстовые

Послетекстовые

Стратегии предтекстовой деятельности   Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является: Постановка цели и задач чтения; Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами; Актуализация предшествующих знаний; Формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий; Повышение скорости чтения и количества прочтений; Мотивирование читателя, включение механизма антиципации - прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности; Формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

Стратегии предтекстовой деятельности

Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является:

  • Постановка цели и задач чтения;
  • Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами;
  • Актуализация предшествующих знаний;
  • Формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий;
  • Повышение скорости чтения и количества прочтений;
  • Мотивирование читателя, включение механизма антиципации - прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности;
  • Формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
Стратегии текстовой деятельности    Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.  Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета

Стратегии текстовой деятельности

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета

Стратегии послетекстовой деятельности.    Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.  Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом

Стратегии послетекстовой деятельности.

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.

Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ   Стратегии предтекстовой деятельности

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Стратегии предтекстовой деятельности

"Мозговой штурм"

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

  • Учитель обращается к ученикам с вопросом: " Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему ?"
  • Учитель записывает все называемые ассоциации.
  • Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

" Глоссарий"

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

  • Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  • После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте
Стратегии текстовой деятельности

Стратегии текстовой деятельности

"Чтение в кружок"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

  • Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу" .
  • Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют
«Чтение про себя с вопросами

«Чтение про себя с вопросами"

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

"Чтение с остановками»"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка

" Ассоциативный куст"

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

" Чтение в парах – обобщение в парах"

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению

«Читаем и спрашиваем

«Читаем и спрашиваем"

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Дневник двойных записей»  Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.  2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

«Дневник двойных записей»

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

" Чтение с пометками"

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V

+

Знакомая информация

---

Новая информация

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Стратегии послетекстовой деятельности «Сенкан (синквейн)

Стратегии послетекстовой деятельности

«Сенкан (синквейн)"

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста. Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура сенкана:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы)

« Отношение между вопросом и ответом»  Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях.  В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора.  В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях

« Отношение между вопросом и ответом»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях.

В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора.

В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях

Алгоритм действий учителя и ученика по формированию навыка смыслового чтения двух авторов: В.А. Сидоренков: расчленение текста на главное и второстепенное, выделение «речевой доминанты»;  обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков; установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков; моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания, составление таблиц, опорных схем и пр.;  проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала; формулировка вопросов по тексту (и поиск в нем ответов на эти вопросы); сравнение с текстом-оригиналом и корректировка собственного варианта текста

Алгоритм действий учителя и ученика по формированию навыка смыслового чтения двух авторов:

В.А. Сидоренков:

  • расчленение текста на главное и второстепенное, выделение «речевой доминанты»;
  • обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков; установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;
  • моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания, составление таблиц, опорных схем и пр.;
  • проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала;
  • формулировка вопросов по тексту (и поиск в нем ответов на эти вопросы); сравнение с текстом-оригиналом и корректировка собственного варианта текста
В.А. Кудряшова: 1 - я фаза (предтекстовая) — фаза ориентировки и планирования. Общая ориентировка в тексте должна обеспечить коммуникативно-познавательную потребность, а именно: извлечь содержательно-концептуальную информацию и в сжатом виде передать ее другому лицу во вторичном тексте. 2 - я фаза (фаза восприятия текста) — исполнительная. На этапе восприятия текста учащиеся должны уметь анализировать заголовок, прогнозировать тему и основную мысль текста, определять тип и стиль речи, отмечать особенности шрифтового / графического оформления текста.

В.А. Кудряшова:

  • 1 - я фаза (предтекстовая) — фаза ориентировки и планирования. Общая ориентировка в тексте должна обеспечить коммуникативно-познавательную потребность, а именно: извлечь содержательно-концептуальную информацию и в сжатом виде передать ее другому лицу во вторичном тексте.
  • 2 - я фаза (фаза восприятия текста) — исполнительная. На этапе восприятия текста учащиеся должны уметь анализировать заголовок, прогнозировать тему и основную мысль текста, определять тип и стиль речи, отмечать особенности шрифтового / графического оформления текста.
 Например, пятиклассники должны научиться:  анализировать различные аспекты текста с целью его понимания; выделять микротемы; находить главную и вспомогательную информации с опорой на знания о строении текста и шрифтовое / графическое оформление сообщения; осуществлять компрессию текста путем исключения, обобщения и свертывания содержащейся в тексте информации. 3 - я фаза (послетекстовая) является контрольной. На этапе создания вторичного текста читающие должны осознавать роль вторичных текстов (плана, аннотации) и критерии отбора содержания. На этом этапе обучаемые должны уметь отражать извлеченную и обобщенную информацию научного сообщения в виде заголовка, плана, аннотации; отвечать на вопросы и самостоятельно ставить вопросы к тексту; пересказывать текст

Например, пятиклассники должны научиться:

  • анализировать различные аспекты текста с целью его понимания; выделять микротемы; находить главную и вспомогательную информации с опорой на знания о строении текста и шрифтовое / графическое оформление сообщения;
  • осуществлять компрессию текста путем исключения, обобщения и свертывания содержащейся в тексте информации.
  • 3 - я фаза (послетекстовая) является контрольной. На этапе создания вторичного текста читающие должны осознавать роль вторичных текстов (плана, аннотации) и критерии отбора содержания. На этом этапе обучаемые должны уметь отражать извлеченную и обобщенную информацию научного сообщения в виде заголовка, плана, аннотации; отвечать на вопросы и самостоятельно ставить вопросы к тексту; пересказывать текст
План формирования смыслового чтения Пример:     Класс Задание 5, 6 Предмет Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении Литература Периодичность 4 раза в четверть Форма работы История Биология Физика Ин. яз Общее количество заданий В группах по 4 чел 20

План формирования смыслового чтения

Пример:

Класс

Задание

5, 6

Предмет

Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении

Литература

Периодичность

4 раза в четверть

Форма работы

История Биология Физика

Ин. яз

Общее количество заданий

В группах по 4 чел

20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!