- КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ Презентация выполнена Учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №35 г. Томска Третьяковой Е.Н
- По временнóй отнесенности к тексту стратегии смыслового чтения делятся на :
Предтекстовые
Текстовые
Послетекстовые
Стратегии предтекстовой деятельности
Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является:
- Постановка цели и задач чтения;
- Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами;
- Актуализация предшествующих знаний;
- Формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий;
- Повышение скорости чтения и количества прочтений;
- Мотивирование читателя, включение механизма антиципации - прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности;
- Формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
Стратегии текстовой деятельности
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета
Стратегии послетекстовой деятельности.
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.
Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Стратегии предтекстовой деятельности
"Мозговой штурм"
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.
- Учитель обращается к ученикам с вопросом: " Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему ?"
- Учитель записывает все называемые ассоциации.
- Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
" Глоссарий"
Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
- Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
- После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте
Стратегии текстовой деятельности
"Чтение в кружок"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
- Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу" .
- Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют
«Чтение про себя с вопросами"
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
"Чтение с остановками»"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка
" Ассоциативный куст"
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
" Чтение в парах – обобщение в парах"
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению
«Читаем и спрашиваем"
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
«Дневник двойных записей»
Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
" Чтение с пометками"
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V
+
Знакомая информация
---
Новая информация
Я думал (думала) иначе
?
Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Стратегии послетекстовой деятельности
«Сенкан (синквейн)"
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста. Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура сенкана:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы)
« Отношение между вопросом и ответом»
Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях.
В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора.
В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях
Алгоритм действий учителя и ученика по формированию навыка смыслового чтения двух авторов:
В.А. Сидоренков:
- расчленение текста на главное и второстепенное, выделение «речевой доминанты»;
- обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков; установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;
- моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания, составление таблиц, опорных схем и пр.;
- проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала;
- формулировка вопросов по тексту (и поиск в нем ответов на эти вопросы); сравнение с текстом-оригиналом и корректировка собственного варианта текста
В.А. Кудряшова:
- 1 - я фаза (предтекстовая) — фаза ориентировки и планирования. Общая ориентировка в тексте должна обеспечить коммуникативно-познавательную потребность, а именно: извлечь содержательно-концептуальную информацию и в сжатом виде передать ее другому лицу во вторичном тексте.
- 2 - я фаза (фаза восприятия текста) — исполнительная. На этапе восприятия текста учащиеся должны уметь анализировать заголовок, прогнозировать тему и основную мысль текста, определять тип и стиль речи, отмечать особенности шрифтового / графического оформления текста.
Например, пятиклассники должны научиться:
- анализировать различные аспекты текста с целью его понимания; выделять микротемы; находить главную и вспомогательную информации с опорой на знания о строении текста и шрифтовое / графическое оформление сообщения;
- осуществлять компрессию текста путем исключения, обобщения и свертывания содержащейся в тексте информации.
- 3 - я фаза (послетекстовая) является контрольной. На этапе создания вторичного текста читающие должны осознавать роль вторичных текстов (плана, аннотации) и критерии отбора содержания. На этом этапе обучаемые должны уметь отражать извлеченную и обобщенную информацию научного сообщения в виде заголовка, плана, аннотации; отвечать на вопросы и самостоятельно ставить вопросы к тексту; пересказывать текст
План формирования смыслового чтения
Пример:
Класс
Задание
5, 6
Предмет
Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении
Литература
Периодичность
4 раза в четверть
Форма работы
История Биология Физика
Ин. яз
Общее количество заданий
В группах по 4 чел
20