СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по творчеству М.Е,Салтыкова - Щедрина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для уащихся 8 класса. В помощь учителю литературы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по творчеству М.Е,Салтыкова - Щедрина»

 27 января1826-1889

27 января1826-1889

"Его имя останется в истории не только как имя самого великого памфлетиста, которого когда-либо знала Россия , но и как имя великого гражданина, не дававшего ни пощады, ни отдыха угнетателям мысли.

Щедрин действительно жил только своим временем, но как хорошо сказал Гете: "Кто жил для своего времени, тот жил для всех времен."

Михаил Евграфович родился в дворянской помещичьей семье. Детские годы, проведенные в грубой крепостнической среде, оказали огромное воздействие на его творчество. Учился в Московском дворянском институте, откуда в 1838 как лучшего ученика его перевели в Царскосельский лицей. Здесь Салтыков-Щедрин серьезно увлекся литературой. С 1844г. после окончания лицея служил в канцелярии Военного министерства. В это время им были написаны первые повести

Михаил Евграфович родился в дворянской помещичьей семье. Детские годы, проведенные в грубой крепостнической среде, оказали огромное воздействие на его творчество. Учился в Московском дворянском институте, откуда в 1838 как лучшего ученика его перевели в Царскосельский лицей. Здесь Салтыков-Щедрин серьезно увлекся литературой. С 1844г. после окончания лицея служил в канцелярии Военного министерства. В это время им были написаны первые повести "Противоречие" и "Запутанное дело", вызвавшие недовольство властей острой социальной направленностью, в 1848 Салтыков-Щедрин был выслан на службу в Вятку за "вредный образ мыслей". Занимал должности старшего чиновника, советника губернского правления. Вернулся в Петербург, где своими "Губернскими очерками" (подписанными псевдонимом Н. Щедрин) он приобрел громкую славу.

История создания  Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.  К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

История создания

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.

К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие  В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой.  Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их. Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Жанровое своеобразие

В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их.

Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). «Премудрый пискарь»

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

«Премудрый пискарь»

Художественные особенности  Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония,  гипербола  и гротеск . Большую роль в сказках играет также прием антитезы  и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы» ). «Медведь на воеводстве»

Художественные особенности

Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск . Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы» ).

«Медведь на воеводстве»

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков.

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков.

ВИКТОРИНА 1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?

ВИКТОРИНА

1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?

ВИКТОРИНА  2. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»?

ВИКТОРИНА

2. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»?

ВИКТОРИНА 3. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?

ВИКТОРИНА

3. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?

ВИКТОРИНА 4. На какие реальные города похож щедринский город, если известно, что, с одной стороны, он основан на болоте, а с другой — построен на семи холмах?

ВИКТОРИНА

4. На какие реальные города похож щедринский город, если известно, что, с одной стороны, он основан на болоте, а с другой — построен на семи холмах?

ВИКТОРИНА  5. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

ВИКТОРИНА

5. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

ВИКТОРИНА  6. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский?

ВИКТОРИНА

6. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский?

ВИКТОРИНА 7. Как называл писатель «рабскую манеру», полную иносказаний, недомолвок и оговорок, к которой вынужден был прибегать?

ВИКТОРИНА

7. Как называл писатель «рабскую манеру», полную иносказаний, недомолвок и оговорок, к которой вынужден был прибегать?

ВИКТОРИНА 8. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?

ВИКТОРИНА

8. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!