БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ – сложный, многогранный процесс, который выступает как процесс взаимодействия двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, взаимное влияние, сопереживание и взаимное понимание.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ :
- Передача информации.
- Восприятие друг друга.
- Взаимооценка партнерами друг друга.
- Взаимовлияние партнеров.
- Управление деятельностью.
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
- коммуникативная
- информационная
- когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
- эмотивная (проявления эмоций связи индивида с действительностью).
- конативная (управление и коррекция взаимных позиций).
- креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними).
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ:
- Непосредственное – исторически первая форма общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.). На основе этого вида общения позднее возникли различные виды и формы общения – письменность, телевидение, радио, телефон и т.п.
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ:
- Прямое – естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому.
- Косвенное общение предполагает участие «посредника», через которого передается информация.
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ:
- Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах и подразумевает знани индивидуальных особенностей партнера, наличие совместного опыта деятельности, сопереживание и понимание. Данная форма характерна для общения в семье, на работе, в образовательном учреждении и т.д.
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ:
- Массовое - это множественные связи и контакты с незнакомыми людьми в обществе, а так же общение с помощью средств массовой информации.
ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
- Императивное общение – это авторитарная форма воздействия на партнера по общению. Основная цель такого общения – подчинение одним из партнеров другого; достижение контроля над его поведением, мыслями, а так же принуждение к определенным действиям и решениям.
- Партнер – бездушный объект воздействия, механизм, которым надо управлять.
ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
- Манипулятивное общение – эта форма общения сходна с предыдущей. Основная цель– оказать воздействие на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществить скрытно. Партнер по общению не информирует о своих истинных целях, они скрываются или подменяются другими.
- Партнер – носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.
ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
- Диалогическое общение – эта альтернативная форма общения императивному и манипулятивному типам общения.
- Диалогическое общение основано нп равноправии партнеров и позволяет перейти от установки, фиксированной на себе, к установке на собеседника, реального партнера по общению.
ПРАВИЛА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ДИАЛОГА
- психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по типу «здесь и сейчас» с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);
- доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
ПРАВИЛА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ДИАЛОГА
- восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);
- общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);
- разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).
Неверные установки в общении способствуют возникновению психологических барьеров и других негативных наслоений, мешающих общению.
ЧТО ЭТО ЗА БАРЬЕРЫ?
1. БАРЬЕРЫ ВОСПРИЯТИЯ.
выражаются в следующем:
- слова, побуждения говорящего неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят», на пути передачи информации возникают затруднения и препятствия
1. БАРЬЕРЫ ВОСПРИЯТИЯ.
Эстетический барьер возникает из-за неприятия внешнего вида человека: неопрятная одежда, грязные и сальные волосы и т.п.
Нельзя показывать, что вас что-то отталкивает, демонстрировать брезгливость.
1. БАРЬЕРЫ ВОСПРИЯТИЯ.
Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с человеком, находящимся в плохом настроении.
Не следует принимать на свой счет нелюбезность и неразговорчивость коллеги, скорее всего это связано с его проблемами со здоровьем, семейными обстоятельствами и т.д.
1. БАРЬЕРЫ ВОСПРИЯТИЯ.
Барьер стереотипов возникает в из-за неверного (стереотипного) представления о человеке, его профессии.
Следует отказываться от тех или иных стереотипов.
1. БАРЬЕРЫ ВОСПРИЯТИЯ.
Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от собеседника такого поступка, какой совершили бы на его месте.
Не следует возмущаться типа «Я бы так никогда не поступил!» и тешить себя пустыми ожиданиями.
1. БАРЬЕРЫ ВОСПРИЯТИЯ.
Барьер отношения связан с неприязненным отношением к партнеру или с недоверием к говорящему.
Не следует «переносить» данное отношение на получаемую информацию.
2. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ.
Фонетический барьер связан с использованием непонятного языка, невыразительной речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов.
Следует говорить внятно, разборчиво, достаточно громко и избегать скороговорки.
2. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ.
Семантический барьер связан с многозначностью слов любого языка, когда участники общения используют различное значение слова. Этот же барьер возникает и при использовании жаргона, специальных профессиональных терминов и т.п.
Следует говорить на общепринятом общедоступном языке.
3. БАРЬЕРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ.
Основаны на социальных, политических, религиозных, профессиональных различиях, которые приводят к интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения.
Это так же может быть профессия, пол, возраст партнера.
Следует повышать авторитетность говорящего в глазах слушающего.
4. БАРЬЕР ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ, ВВЕДЕННОЙ В ВАШ ОПЫТ КЕМ-ЛИБО ИЗ ОКРУЖАЮЩИХ.
выражается в следующем:
- кто –то сообщил вам отрицательную информацию о вашем новом знакомом, и у вас складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имея опыта личного взаимодействия с ним.
- Таких негативных установок, привнесенных извне, следует избегать! К новым людям надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой.
5 . БАРЬЕР «БОЯЗНИ» КОНТАКТА С ЧЕЛОВЕКОМ.
выражается в следующем:
- Бывает, что вам неловко вступить в непосредственный контакт с человеком. Что делать в этом случае?
- Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или не обоснованы совсем.
- После общения вы убедитесь сами, что ничего страшного не произошло.
6. БАРЬЕР «ОЖИДАНИЯ НЕПОНИМАНИЯ»
- Перед взаимодействием вас волнует вопрос: «А правильно ли поймет меня партнер?». Начинаете прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения.
- Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее моменты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений.
- После этого смело вступайте в контакт.
Знание различных барьеров, возникающих в общении,
и их целенаправленное преодоление, позволяет более продуктивно строить процесс общения, решая необходимые задачи.
ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ СЛЕДУЕТ:
- Постараться «остановиться – оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении.
- Попытаться ответить на вопрос «Каким вас видят другие люди?»
ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ СЛЕДУЕТ:
- Проанализировать те стороны своего общения с другими людьми, которые нравятся вам, и выделить те, которые вызывают неудовлетворенность общением с окружающими.
- В процессе общения стремиться уходить от стереотипов, мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм).
ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ СЛЕДУЕТ:
- Стараться не нагнетать неприятные эмоции в отношениях, анализировать процесс их развития и устранять нежелательные элементы, ведущие к формированию барьеров.
- Помните, что так называемое «выяснение отношений» – не самый удачный путь к их улучшению.
- Стремитесь, чтобы этот анализ был более адекватным реальному положению дел!
ЗАДАНИЕ:
- Какие формы общения вам предстоит использовать чаще всего в вашей будущей профессиональной деятельности?
- С какими барьерами в общении, по вашему мнению, чаще всего в профессиональной деятельности встречается повар (автомеханик)?
- Прием какого из видов слушания (эффективного или неэффективного) способствует преодолению барьеров в общении?
- Может ли применение различных техник общения повлиять на результативность общения? Почему? Докажите на примере 2-3 техник.