СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению (презентация)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана по материалам интернета для написания итогового сочинения в 2016 году. В работе представлены основные критерии к сочинению, основные направления, список литературы и примерные темы сочинений.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению (презентация)»

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе Презентация разработана по материалам интернета учителем русского языка и литературы Яковлевой И.Н.

Итоговое сочинение

по литературе в 11 классе

Презентация разработана по материалам интернета учителем русского языка и литературы Яковлевой И.Н.

Дата написания и пересдачи, место проведения Писать итоговое сочинение выпускники будут  в первую среду декабря в своих школах  по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. 7 декабря 2016  В первую среду февраля и мая  выпускникам предоставляется возможность пересдачи  (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).

Дата написания и пересдачи, место проведения

Писать итоговое сочинение выпускники будут  в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам.

7 декабря 2016

В первую среду февраля и мая  выпускникам предоставляется возможность пересдачи  (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).

Объем работы и время для написания При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные ), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. ВРЕМЯ - 3 часа 55 минут.

Объем работы и время для написания

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные ), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

ВРЕМЯ - 3 часа 55 минут.

Границы свободы в сочинении Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.

Границы свободы в сочинении

Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.

Проверка сочинения Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет. .

Проверка сочинения

Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

.

Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соответствие теме» Критерий №2 «Аргументация.  Привлечение литературного материала» Критерий №3 «Композиция» Критерий №4 «Качество речи» Критерий №5 «Грамотность» Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

Критерии оценивания

Сочинение оценивается по пяти критериям.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Критерий №2 «Аргументация.

Привлечение литературного материала»

Критерий №3 «Композиция»

Критерий №4 «Качество речи»

Критерий №5 «Грамотность»

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

Критерии оценивания   Критерий №1 «Соответствие теме» Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерии оценивания

Критерий №1 «Соответствие теме»

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерии оценивания Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерии оценивания

Критерий №2 «Аргументация.

Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

  Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерии оценивания

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерии оценивания

Критерии оценивания  Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерии оценивания

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерии оценивания Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста ( в сумме более 5 ошибок на 100 слов ).

Критерии оценивания

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста ( в сумме более 5 ошибок на 100 слов ).

Сохранность работ Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.

Сохранность работ

Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны.

В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.

Учет результатов сочинения по литературе  при поступлении в вузы При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и  может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения).  Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.

Учет результатов сочинения по литературе

при поступлении в вузы

При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и  может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения).

Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.

Тематические направления итогового сочинения на 2016/2017 уч.г.  1)Разум и чувства  2) Честь и бесчестие  3) Победа и поражение  4) Опыт и ошибки  5) Дружба и вражда

Тематические направления итогового сочинения

на 2016/2017 уч.г.

1)Разум и чувства 2) Честь и бесчестие 3) Победа и поражение 4) Опыт и ошибки 5) Дружба и вражда

 1. Разум и чувства   Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

1. Разум и чувства

  • Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Выбор произведений по направлению 1. Разум и чувства Шекспир «Гамлет» Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» А.Н. Островский «Гроза» Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» И.С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети» А. И. Куприн «Олеся», И.А.Бунин «Тёмные аллеи», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание», «Гранатовый браслет»  М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» М.Горький «Старуха Изергиль»

Выбор произведений по направлению

1. Разум и чувства

  • Шекспир «Гамлет»
  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
  • И.С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети»
  • А. И. Куприн «Олеся»,
  • И.А.Бунин «Тёмные аллеи», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание», «Гранатовый браслет»
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • М.Горький «Старуха Изергиль»
Варианты тем:   Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?  «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь). Не надо давать надежду на взаимные чувства, если их совсем нет. «Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге»(В.Г.белинский)

Варианты тем:

  • Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
  • «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).
  • Не надо давать надежду на взаимные чувства, если их совсем нет.
  • «Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге»(В.Г.белинский)
5. Чего больше в любви: чувства или разума? 6. Бывает ли любовь разумной? 7.Что руководит поступками человека в экстремальной ситуации: чувства или разум? 8. Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл). 9. Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило. 10. Всегда ли совпадают разумное и нравственное?

5. Чего больше в любви: чувства или разума?

6. Бывает ли любовь разумной?

7.Что руководит поступками человека в экстремальной ситуации: чувства или разум?

8. Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).

9. Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило.

10. Всегда ли совпадают разумное и нравственное?

 2.Честь и бесчестие   В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

2.Честь и бесчестие

  • В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Выбор произведений по направлению 2.Честь и бесчестие Л.Н. Толстой «Война и мир» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» А.С. Грибоедов «Горе от ума» В. Быков «Сотников» А. П. Чехов «Студент»  В. Г. Распутин «Уроки французского», «Пожар» В.П. Астафьев «Печальный детектив»

Выбор произведений по направлению

2.Честь и бесчестие

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  • М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • В. Быков «Сотников»
  • А. П. Чехов «Студент»
  • В. Г. Распутин «Уроки французского», «Пожар»
  • В.П. Астафьев «Печальный детектив»

 Варианты тем:   «Береги честь смолоду» «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг). «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо) Честь истинная и ложная. Бесчестный человек готов на бесчестное дело. Каждая нечестность – шаг к бесчестию. Есть ли в наши дни люди чести?

Варианты тем:

  • «Береги честь смолоду»
  • «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг).
  • «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо)
  • Честь истинная и ложная.
  • Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
  • Каждая нечестность – шаг к бесчестию.
  • Есть ли в наши дни люди чести?
8. «Честного человека можно преследовать, но не обесчестить».`(Вольтер) 9. «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности» (Цицерон) 10. «Честь дороже жизни…» (Ф.Шиллер) 11. «Ненавижу, люблю и мечтаю, и бесчестие знаю, и честь…» (В.Морозов) 12. «Пока сердца для чести живы…»(А.Пушкин) 13. Может ли честь противостоять бесчестию? 14. Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

8. «Честного человека можно преследовать, но не обесчестить».`(Вольтер)

9. «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности»

(Цицерон)

10. «Честь дороже жизни…» (Ф.Шиллер)

11. «Ненавижу, люблю и мечтаю, и бесчестие знаю, и честь…» (В.Морозов)

12. «Пока сердца для чести живы…»(А.Пушкин)

13. Может ли честь противостоять бесчестию?

14. Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

 3.Победа и поражение   Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных истори ческих условиях и жизненных ситуациях.

3.Победа и поражение

  • Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных истори ческих условиях и жизненных ситуациях.
Выбор произведений по направлению 3.Победа и поражение «Слово о полку Игореве» А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Бородино»,

Выбор произведений по направлению

3.Победа и поражение

  • «Слово о полку Игореве»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов «Бородино», "Герой нашего времени"
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • И.С. Тургенев "Отцы и дети"
  • И. А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"
  • М. А. Булгаков "Белая гвардия"
  • Б. Л. Васильев "А зори здесь тихие"
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Варианты тем: 1. Может ли поражение стать победой?  2. «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон). 3. «Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий). 4. Каждая маленькая победа над самим собой дает большую надежду в собственные силы! 5. «Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нем новые силы...»(Антуан Сент-Экзюпери)

Варианты тем:

1. Может ли поражение стать победой?

2. «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).

3. «Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий).

4. Каждая маленькая победа над самим собой дает большую надежду в собственные силы!

5. «Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нем новые силы...»(Антуан Сент-Экзюпери)

6. Все победы начинаются с победы над самим собой. 7. Одинаковы ли на вкус поражение и победа? 8.Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение. 9. Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна 10. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность. 11.Нужно и можно ли судить победителей?

6. Все победы начинаются с победы над самим собой.

7. Одинаковы ли на вкус поражение и победа?

8.Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение.

9. Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна

10. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

11.Нужно и можно ли судить победителей?

 4. Опыт и ошибки   В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

4. Опыт и ошибки

  • В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Выбор произведений по направлению 4. Опыт и ошибки М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. Чехов «Ионыч» И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» М. А.Шолохов «Тихий Дон» А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Выбор произведений по направлению

4. Опыт и ошибки

  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.П. Чехов «Ионыч»
  • И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • М. А.Шолохов «Тихий Дон»
  • А.С.Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Варианты тем:   1. Может ли опытный человек ошибаться? 2. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).  3.«Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается». 4.Всегда ли неопытность ведет к беде? 5.Всегда ли нужно признавать собственные ошибки? 6. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. 7. Опыт учит только тех, кто на нем учится

Варианты тем:

1. Может ли опытный человек ошибаться?

2. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль). 3.«Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

4.Всегда ли неопытность ведет к беде?

5.Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?

6. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

7. Опыт учит только тех, кто на нем учится

8. «Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью». (Филлис Терос) 9. «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». (Лоуренс Питер) 10. Ошибка одного – урок другому. 11. Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем. 12.Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках

8. «Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью». (Филлис Терос)

9. «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». (Лоуренс Питер)

10. Ошибка одного – урок другому.

11. Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.

12.Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках

 5. Дружба и вражда   Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

5. Дружба и вражда

  • Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Выбор произведений по направлению 5. Дружба и вражда  А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» И. А. Гончаров «Обломов»  Л. Н.Толстой «Война и мир» А.А. Фадеев «Разгром»  8. В.А.Каверин «Два капитана»

Выбор произведений по направлению

5. Дружба и вражда

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • И. А. Гончаров «Обломов»
  • Л. Н.Толстой «Война и мир»
  • А.А. Фадеев «Разгром»

8. В.А.Каверин «Два капитана»

 Варианты тем:   1. Может ли дружба перерасти во вражду? 2.Что такое настоящая дружба.  3.«Нет уз святее товарищества(Н.В.Гоголь). 4. Друг познается в беде. 5.Знай, мой друг, вражде и дружбе цену судом поспешным не греши.` (Расул Гамзатов.) 6. «Я друзей не по пальцам считаю, а врагов мне по пальцам не счесть.(В.Мороз) 7.Можно ли любить друзей за их недостатки?

Варианты тем:

1. Может ли дружба перерасти во вражду?

2.Что такое настоящая дружба. 3.«Нет уз святее товарищества(Н.В.Гоголь).

4. Друг познается в беде.

5.Знай, мой друг, вражде и дружбе цену судом поспешным не греши.` (Расул Гамзатов.)

6. «Я друзей не по пальцам считаю, а врагов мне по пальцам не счесть.(В.Мороз)

7.Можно ли любить друзей за их недостатки?

  8. Почему между родными возникает вражда? 9.Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками. 10. Когда вражда может перерасти в дружбу? 11. Настоящая дружба основана на общих взглядах, а не на общих врагах. 12.Можно ли прожить жизнь, не имея друзей? 13.Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам!

8. Почему между родными возникает вражда?

9.Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками.

10. Когда вражда может перерасти в дружбу?

11. Настоящая дружба основана на общих взглядах, а не на общих врагах.

12.Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?

13.Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам!

Как написать итоговое сочинение В этой работе вы должны использовать произведения рус­ской и мировой литературы, приводить литературные приме­ры. Причем вы можете использовать не только прозаические произведения, но и лирические (стихотворения, поэмы), дра­матические, публицистические (очерки, эссе) — если того тре­бует раскрытие выбранной вами темы  Помните, что самое главное в написании выпускного ито­гового сочинения — это раскрытие темы.

Как написать итоговое сочинение

  • В этой работе вы должны использовать произведения рус­ской и мировой литературы, приводить литературные приме­ры. Причем вы можете использовать не только прозаические произведения, но и лирические (стихотворения, поэмы), дра­матические, публицистические (очерки, эссе) — если того тре­бует раскрытие выбранной вами темы

  • Помните, что самое главное в написании выпускного ито­гового сочинения — это раскрытие темы.

В первой части вы даете некое вступление на выбранную вами тему. Оно может быть более или менее абстрактным. Вы можете высказать свой взгляд на проблему, порассуждать о том, каким должно быть достойное, идеальное решение ее, привести какие-то факты из русской культуры, истории, прошлого России (если это возможно в рамках выбранной вами темы).
  • В первой части вы даете некое вступление на выбранную вами тему. Оно может быть более или менее абстрактным. Вы можете высказать свой взгляд на проблему, порассуждать о том, каким должно быть достойное, идеальное решение ее, привести какие-то факты из русской культуры, истории, прошлого России (если это возможно в рамках выбранной вами темы).

Затем вы приводите в пример два литературных произведе­ния. В качестве первого примера можно привести прозаичес­кое произведение и дать глубокий, развернутый анализ его. В качестве второго примера можно привести лирическое про­изведение (стихотворение), дав уже небольшой анализ и про­цитировав несколько строк. В этом случае вы соблюдаете тре­бования, предъявляемые к вам методистами ФИПИ (2 лите­ратурных примера), выдерживаете необходимый объем сочи­нения и укладываетесь в предложенное время.
  • Затем вы приводите в пример два литературных произведе­ния. В качестве первого примера можно привести прозаичес­кое произведение и дать глубокий, развернутый анализ его. В качестве второго примера можно привести лирическое про­изведение (стихотворение), дав уже небольшой анализ и про­цитировав несколько строк. В этом случае вы соблюдаете тре­бования, предъявляемые к вам методистами ФИПИ (2 лите­ратурных примера), выдерживаете необходимый объем сочи­нения и укладываетесь в предложенное время.
Некоторые советы Обращаясь к литературным произведениям , вы должны не просто рассказать о каких-либо персонажах, но и произвести полноценный литературоведческий анализ произведения. Вы должны очень хорошо знать содержание произведения, дать краткое изложение сюжета, охарактеризовать образы, приве­сти примеры поступков героев, подтверждающих их те или иные личностные качества. Также нужно обозначить идею произведения и выявить авторскую позицию.

Некоторые советы

  • Обращаясь к литературным произведениям , вы должны не просто рассказать о каких-либо персонажах, но и произвести полноценный литературоведческий анализ произведения. Вы должны очень хорошо знать содержание произведения, дать краткое изложение сюжета, охарактеризовать образы, приве­сти примеры поступков героев, подтверждающих их те или иные личностные качества. Также нужно обозначить идею произведения и выявить авторскую позицию.
Очень хорошо, если вы вспомните какие-то художественные средства, исполь­зованные автором в данном сюжете, в обрисовке образа — портрет героя (его характерные особенности), пейзажи и т.д. Затем вы высказываете свое мнение о данной проблеме, говорите о том, что вы согласны с данными авторами, потому что… Помните, что объем вашего сочинения должен составлять не менее 350 слов.
  • Очень хорошо, если вы вспомните какие-то художественные средства, исполь­зованные автором в данном сюжете, в обрисовке образа — портрет героя (его характерные особенности), пейзажи и т.д. Затем вы высказываете свое мнение о данной проблеме, говорите о том, что вы согласны с данными авторами, потому что…
  • Помните, что объем вашего сочинения должен составлять не менее 350 слов.
При этом вам нужно постараться из­бежать орфографических, пунктуационных, а также речевых ошибок. Поэтому лучше избегать больших, сложных предло­жений. Стилистические и пунктуационные ошибки в них, как показывает практика, неизбежны. Разбейте все свои слож­ные предложения на простые. При этом помните о правиль­ном построении предложений с деепричастным оборотом (в них также зачастую допускают ошибки).
  • При этом вам нужно постараться из­бежать орфографических, пунктуационных, а также речевых ошибок. Поэтому лучше избегать больших, сложных предло­жений. Стилистические и пунктуационные ошибки в них, как показывает практика, неизбежны. Разбейте все свои слож­ные предложения на простые. При этом помните о правиль­ном построении предложений с деепричастным оборотом (в них также зачастую допускают ошибки).
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!