Выполнение задания 25 на ЕГЭ
Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту
Юрий Дмитриевич Нечипоренко
- Художественный критик (также арт-критик , от англ. art — искусство) — специалист, занимающийся художественной критикой, т. е. истолкованием и оценкой преимущественно современных произведений, новых явлений и тенденций в изобразительном искусстве.
- Культурологи занимаются научной работой. Они исследуют различные виды искусств, народные традиции и социальные течения, определяют особенности их формирования и развития.
Задание 20
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Рассказчик сожалеет, что не говорил маме о любви к ней.
2. В характере рассказчика отразился характер его мамы.
3. Мама рассказчика сумела успешно реализовать свою деловую активность.
4. Самолёт, который назван в тексте «кукурузником», имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве.
5. Участие в мамином «проекте» помогло рассказчику лучше понять её.
Композиция
Построение сочинения ,
связь его частей в единое целое
Композиция
Собственная позиция
Позиция автора
Комментарий
2 примера из текста
Аргументы
2 примера
Проблема текста
Проблема
Вывод
5
План написания сочинения
1. Сформулировать проблему
2. Прокомментировать проблему, включив в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, важны для понимания проблемы исходного текста.
3. Определить позицию автора по данной проблеме
4. Высказать собственное мнение ,согласившись или не согласившись с автором
5. Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них даётся в новом абзаце):
- первый – из литературы, публицистики
- второй – из собственного жизненного опыта
6. Итоговый вывод(заключение)
Формулировка проблемы
Проблема
- вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления
- сложный вопрос, требующий разрешения
В тексте может быть несколько проблем!
Какую выбрать? Рекомендуется выбрать ту, которая:
- находится в центре внимания автора (главная, а не второстепенная)
- даёт больший простор для выражения собственных мыслей ( ученик знает, какие приведёт аргументы)
Способы формулировки проблемы
1. Почему дети не думают о необходимости выражения
благодарности родителям? Нужно ли выражать свои
чувства по отношению к родителям?
2. Что делает детство счастливой порой?
Способы формулировки проблемы
2. Назывное предложение
Выражение благодарности к родителям. Всегда ли задумывается над этим молодое поколение?
Речевые клише для формулировки проблемы
- В своём тексте писатель(автор, публицист) … рассматривает( поднимает, привлекает внимание к проблеме, выдвигает на всеобщее рассуждение…)
- Текст писателя(публициста)… заставил меня задуматься над проблемой…
- Проблема сложная, серьёзная, острая, философская…
Типичные ошибки при формулировки проблемы
- Слова «проблема» и «тема» не являются синонимами , поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова «тема»
- Так начинать работу нельзя!
Автор данного текста затрагивает актуальную проблему . Это тема выражения чувства благодарности детей по отношению к своим родителям.
- В тексте может быть несколько проблем. Нужно выбрать одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую .
Комментарий проблемы
Комментарий – это «разъяснительные примечания к какому-либо тексту» (словарь Ожегова), т.е. комментарий – это объяснение, толкование поднятой проблемы).
Типы комментария
- Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следуя за автором в раскрытии проблемы, т.е.связываете мысли автора со своими знаниями о жизни.
- Концептуальный - вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода объяснения, т.е идете от действительности к тексту
Текстуальный комментарий
- Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме?
- На каком материале автор раскрывает проблему( случай из жизни)?
- Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
- Какие имена известных людей, факты, цитаты, события упоминаются автором и для чего?
- Какие эмоции у автора вызывают описанные события и почему?
Речевые клише для введения текстуального комментария
- Чтобы привлечь внимание читателей…рассказывает историю…, повествует…, приводит факты…, на примере случая из жизни великого писателя… показывает…
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, автор повествует о… Особенно грустно(страшно), по мнению автора, что…
Важно помнить!!!
- Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
- Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Комментировать надо именно то, как автор понимает эту проблему.
- Комментарий – не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Комментарий проблемы
Концептуальный – интерпретация проблемы исходного текста( рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу:
- Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме?
- К какой категории относится затронутая автором проблема( нравственная, философская, социальная, экологическая, психологическая)?
- Насколько данная проблема актуальна в наши дни?
- Почему эта проблема относится к разряду вечных ?
- Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с этой проблемой?
- Традиционна эта проблема или нова? Если нова, то что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она?
Речевые клише для введения концептуального комментария
- Эта проблема актуальна сегодня как никогда, и известный писатель не обошёл её вниманием…
- Действительно, проблема… очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из новостей, что… Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к…
- Актуальность этой проблемы не подлежит сомнению. Психологами давно доказано:…Вот почему обозначенный вопрос так часто обсуждается в средствах массовой информации.
Ошибки при написании комментария
- Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование. Подмена комментария простым пересказом недопустима!
- Констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика её как социальной, нравственной или философской. Необходимо показать, как автор раскрывает проблему.
- Формулируется одна проблема, а комментируется другая.
Пример текстуального комментария
Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор вспоминает своё детство, родителей, особенно маму. Она всегда была рядом, вела хозяйство. Это было «обыденно» и «незримо», как само собой разумеещееся. Но ей не было места в мальчишеских играх. И говорить слова благодарности, выражать чувства любви к матери в семье было не принято. Став взрослым, автор сожалеет о том, что не говорил матери о своей любви в детстве.
Позиция автора
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.
Если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на этот вопрос, поставленный в тексте. То, в чем автор видит решение проблемы.
Выявить позицию автора, значит, ответить на вопросы:
- Что хотел сказать автор читателям, создавая данный текст?
- Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Речевые клише для формулировки позиции автора
- Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении:…НН уверен (утверждает, считает), что…
- Позиция автора текста довольно ясна. Публициста НН волнует (беспокоит, тревожит, возмущает) то, что…
- Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)… Он убеждён, что…
- Позиция автора состоит в том, что…
Пример формулировки позиции автора
Позиция автора просматривается довольно отчётливо. Он считает, что дети часто не задумываются о том, как важно уметь выразить свою благодарность родителям, потому что забота кажется им привычной. Но, став взрослыми, они часто сожалеют о том, что вовремя не произнесли слова любви и благодарности самым близким для них людям.
Формулирование собственного мнения. Речевые клише.
- Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… В этом убеждают нас и примеры из русской классики. Вспомним роман( повесть, рассказ, произведение)…
- Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним…
- Я с интересом прочитал текст писателя НН. Автор помог мне увидеть проблему… с новой стороны. Сразу вспомнился случай из моей собственной жизни.
- Я согласен с автором данного текста и тоже считаю:… В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие примеры.
Что такое аргументы?
Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.
- Примеры из жизни, собственные наблюдения и выводы, пословицы, поговорки , афоризмы ( без объяснения) оцениваются одним баллом !!!!
- ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ (НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ оцениваются ДВУМЯ баллами.
Литературные произведения, которые могут стать аргументами вашей позиции.
- рассказ «Телеграмма » К.Г.Паустовского
- повесть В.Распутина «Последний срок»
- роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
- стихотворения Н.А.Некрасов, С. Есенина и др.
ПОМНИТЕ!!!
Говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения , необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые показывают связь этого художественного произведения с рассматриваемой проблемой.
Следует помнить!
- Каждый аргумент начинается с нового абзаца.
- Аргументы должны быть высказаны очень корректно.
Пример формулировки своей точки зрения.
Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: необходимо выражать чувства любви и благодарности к своим родителям своевременно, чтобы не приходилось сожалеть об этом во взрослой жизни. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», герой которого Евгений Васильевич Базаров, снисходительно относясь своим родителям, не выражал им чувство сыновьей любви, хотя они в этом очень нуждались. И лишь перед смертью он проявил свою любовь, в том числе и попрося Анну Сергеевну Одинцову позаботиться о родителях
Пример формулировки своей точки зрения.
Данный текст позволил мне посмотреть на себя со стороны. Ведь я тоже не слишком часто говорю своим родителям о том, что я люблю их, благодарен им за заботу. Постараюсь…
Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждения по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста
- В заключение вышесказанного ещё раз подчеркну:..
- Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте, и…
Заключение
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо любить своих родителей и почаще говорить им о своей любви.
Литература
- С.В.Драбкина, Д.И. Субботин. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ.Единый государственный экзамен 2015.Москва, «Интеллект-Центр»,2015
- И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен», Москва, 2015