Подготовка к ОГЭ. Русский язык. 9 класс ОБЗ-ФИПИ стр.1- 8
КИМ: задание №3
Горшенина Алла Александровна
МОБУ «СОШ им.Н.Р.Ирикова с.Зилаир»
Пояснительная записка
В данной презентации собраны задания ОБЗ ФИПИ № 3: «Анализ средств выразительности». Уважаемые коллеги, в 2016 году у меня было два выпускных 9-х класса (45 учащихся). Пришлось проделать огромную работу по отбору материала и созданию подобных презентаций, так как не все учащиеся имели доступ в интернет, и большую часть заданий мы прорабатывали на дополнительных занятиях. У меня есть желание разместить презентации на сайте «Мультиурок» в разделе «Файлы». Может быть, кому-то эти наработки действительно пригодятся.
С уважением, Алла Горшенина.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет .
- 1) Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс.
- 2) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод.
- 3) Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…
- 4) Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается.
- 1) Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс.
- 2) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод.
- 3) Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…
- 4) Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение .
- 1) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
- 2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
- 3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
- 4) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...
- 1) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
- 2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
- 3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
- 4) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .
- 1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
- 2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
- 3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
- 4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
- 1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
- 2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
- 3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
- 4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм
- 1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
- 2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.
- 3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.
- 4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
- 1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
- 2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.
- 3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.
- 4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
- 1) Ты будешь для меня единственным в целом свете…
- 2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
- 3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
- 4) И вот настал час прощания.
- 1) Ты будешь для меня единственным в целом свете…
- 2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка , и я выйду из своего убежища.
- 3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
- 4) И вот настал час прощания.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
- 2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
- 3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
- 4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
- 1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
- 2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
- 3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
- 4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
- 2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.
- 3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
- 4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
- 1) Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
- 2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.
- 3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
- 4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение .
- 1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.
- 2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.
- 3) Скрипка замолчала надолго.
- 4) И свет фонариков погас.
- 1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.
- 2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.
- 3) Скрипка замолчала надолго.
- 4) И свет фонариков погас
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.
- 2) И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.
- 3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.
- 4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
- 1) Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.
- 2) И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.
- 3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.
- 4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
- 2) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.
- 3) Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.
- 4) Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
- 1) Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
- 2) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.
- 3) Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.
- 4) Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
- 2) Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.
- 3) Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
- 4) Прошло немалое время, пока я узнал музыку.
- 1) Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
- 2) Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.
- 3) Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
- 4) Прошло немалое время, пока я узнал музыку.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час .
- 2) Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.
- 3) Минуты через две резко зазвонил телефон.
- 4) Ненависть в нём не перекипела.
- 1) В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час
- 2) Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.
- 3) Минуты через две резко зазвонил телефон.
- 4) Ненависть в нём не перекипела.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) – Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.
- 2) – Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.
- 3) Детдомовские, все втроём, двинулись на него – Санька приготовился к драке.
- 4) Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.
- 1) – Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.
- 2) – Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.
- 3) Детдомовские, все втроём, двинулись на него – Санька приготовился к драке.
- 4) Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.
Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.
- 2) Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.
- 3) Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза…
- 4) В больших глазах ребёнка застыло удивление перед громадным, ещё не понятным ему миром.
- 1) Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.
- 2) Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.
- 3) Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза…
- 4) В больших глазах ребёнка застыло удивление перед громадным, ещё не понятным ему миром.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
- 2) Музей не возьмёт копии.
- 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
- 4) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал.
- 1) Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
- 2) Музей не возьмёт копии.
- 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
- 4) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала , и голос сына более не звучал.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет .
- 1) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.
- 2) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.
- 3) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.
- 4) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.
- 1) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.
- 2) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.
- 3) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.
- 4) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
- 1) Я её такой за всю войну не видел (предложение 6) .
- 2) Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2) .
- 3) Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7) .
- 4) Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32) .
- 1) Я её такой за всю войну не видел (предложение 6) .
- 2) Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2) .
- 3) Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7) .
- 4) Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32) .
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет .
- 1) Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?
- 2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.
- 3) Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.
- 4) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге.
- 1) Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?
- 2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.
- 3) Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.
- 4) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
- 1) Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями.
- 2) Особенно много их всегда было под большим диваном.
- 3) Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод.
- 4) На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября…
- 1) Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями.
- 2) Особенно много их всегда было под большим диваном.
- 3) Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод.
- 4) На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября…
Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк!
- 2) И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна.
- 3) Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог.
- 4) Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.
- 1) Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк!
- 2) И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна.
- 3) Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог.
- 4) Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
- 1) От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой .
- 2) Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово.
- 3) Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!»
- 4) В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.
- 1) От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой .
- 2) Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово.
- 3) Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!»
- 4) В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно .
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
- 2) Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
- 3) Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился.
- 4) Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим.
- 1) Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
- 2) Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
- 3) Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился.
- 4) Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.
- 2) Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!
- 3) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!
- 4) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.
- 1) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.
- 2) Загорелся спор , и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!
- 3) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!
- 4) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 32: «И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…»
- 1)
- 2)
- 3)
- 4) олицетворение Шлюп пошёл
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор ?
- 1) (5) Я так и подумал, что это ты.(8) Я покорно протянул лист.
- 2) (24) Грех невелик. (25) И не думай, не с тобой одним приключился этот грех.
- 3) (39) Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40) Мне самому он очень нравился.
- 4) (53) То, что ты написал, уже слишком серьёзно, чтобы я мог судить, хорошо ли это или плохо. (54) Это уже не отметка, чтобы проставлять в дневник!
- Лексический повтор стилистическая фигура художественному тексту
Анадиплозис — последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части:
- … откуда придет помощь моя . Помощь моя от Господа…
Анафора (лексическая) — повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков):
- Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.
Симплока — сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и конце отрезков речи:
- Август Август Август август !
Эпифора — повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи:
- — Вздох не тот ! — Ход не тот ! — Смех не тот ! — Свет не тот !
- 1) (5) Я так и подумал, что это ты.(8) Я покорно протянул лист.
- 2) (24 ) Грех невелик. (25) И не думай, не с тобой одним приключился этот грех.
- 3) (39) Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40) Мне самому он очень нравился.
- 4) (53) То, что ты написал, уже слишком серьёзно, чтобы я мог судить, хорошо ли это или плохо. (54) Это уже не отметка, чтобы проставлять в дневник!
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 16: «От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда» .
- 1) фразеологизм раз и навсегда
- 2)
- 3)
- 4)
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 12: « Но хорошо было сидеть в кресле у широкого, будто киноэкран, иллюминатора, смотреть, как серый простор беспрестанно катит навстречу пенные валы, как в настоящем море... »
- 1)
- 2)
- 3) сравнительный оборот
- 4)
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 19: «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»
Просторечная лексика
- просторечная, выходящая за пределы литературного языка. Это слова грубоватые и грубые , отличающиеся сильной экспрессией: забулдыга, фефела, дылда, зануда, трепач, сопляк, жмот, оплеуха, обормот, шатия, шантрапа, пустобрех, башка, рожа, зенки и пр. Среди грубо-экспрессивной лексики подавляющая часть имен существительных выражает негативную оценку человека или каких-либо черт его портрета, поведения. Резко отрицательное отношение говорящего —
- Просторечная лексика заметно ниже по стилю, чем слова разговорной речи. Как правило, употребление просторечных слов свидетельствует о невысоком уровне культуры говорящего. Однако выразительность таких слов, их экспрессия в какой-то мере компенсируют их грубость, позволяют точно выразить отношение к человеку.
- Книжная лексика – это лексика , связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п. Воззрение, конъюнктура, прерогатива, фактор, эрудиция (имена существительные). Гипотетический, декларативный, идентичный, рационалистический, аффективный (имена прилагательные). Апробировать, исчислять, констатировать, низложить, утратить (глаголы).
- Смотрите также в словаре лингвистических
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам».
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм ?
- 1) (10) Я был поражён.
- 2) (14) Какая же воля может быть у человека, который не знает, что он сделает через час?
- 3) – (22) И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем существуешь на белом свете!
- 4) (40) Но всё это я отложил до своего выздоровления, а пока только думал и думал…
- 1) (10) Я был поражён.
- 2) (14) Какая же воля может быть у человека, который не знает, что он сделает через час?
- 3) – (22) И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем существуешь на белом свете!
- 4) (40) Но всё это я отложил до своего выздоровления, а пока только думал и думал…
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 18: «А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно, и потом сказал…»
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора ?
- 1) (13) Невысокая, загорелая, морщинистая. (15) И руки заскорузлые, крепкие.
- 2) (17) Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.
- 3) (33) Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна – вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
- 4) (35) Меж тем за окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
- 1) (13) Невысокая, загорелая, морщинистая. (15) И руки заскорузлые, крепкие.
- 2) (17) Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.
- 3) (33) Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна – вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
- 4) (35) Меж тем за окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет ?
- 1) (9) Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии.
- 2) (10) Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял.
- 3) (14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.
- 4) (29) Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.
- 1) (9) Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии.
- 2) (10) Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял.
- 3) (14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.
- 4) (29) Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 14: «Папа прямо весь расцвёл».
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора ?
- 1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
- 2) Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
- 3) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.
- 4) Когда приходили гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась…
- 1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка : бабушка постоянно что-нибудь напевала.
- 2) Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
- 3) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.
- 4) Когда приходили гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась…
Укажите, в каком предложении содержится противопоставление ?
- 1) (2) Там я впервые узнал, что такое творчество, а главное, я испытал серьёзное и взрослое отношение к себе.
- 2) (7) Я сам понимал, что у меня ничего не получается, и видел огорчённое лицо нашего руководителя — Начальника, как мы его называли.
- 3) (13) А на твоей фотографии не видно, что грузовик мощный и что тебе страшно.
- 4) (17) В жизни композиции нет, а в пейзаже композиция есть.
- 1) (2) Там я впервые узнал, что такое творчество, а главное, я испытал серьёзное и взрослое отношение к себе.
- 2) (7) Я сам понимал, что у меня ничего не получается, и видел огорчённое лицо нашего руководителя — Начальника, как мы его называли.
- 3) (13) А на твоей фотографии не видно, что грузовик мощный и что тебе страшно.
- 4) (17) В жизни композиции нет, а в пейзаже композиция есть.
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 24: « И я впервые старался найти точные, яркие слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный для меня человек ».
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм ?
- 1) – (5) Ну, всё, – говорит отец и, собрав бумаги, щёлкает замками «дипломата».
- 2) (12) Ника с обиженным видом спускается за ним и садится в машину.
- 3) (16) Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам.
- 4) (30) «Какая, однако, взрослая девица», – удивляется и одновременно радуется он.
- 1) – (5) Ну, всё, – говорит отец и, собрав бумаги, щёлкает замками «дипломата».
- 2) (12) Ника с обиженным видом спускается за ним и садится в машину.
- 3) (16) Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам.
- 4) (30) «Какая, однако, взрослая девица», – удивляется и одновременно радуется он.
В каком предложении содержится противопоставление ?
- 1)
- 2) может летать я держу его
- 3)
- 4)
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1—2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная: — Ой, хочу шарик!»
- 1)
- 2)
- 3) сравнительный оборот
- 4)
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама».
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 3: «В зале, украшенном плакатами и цветами, ни одного школьника, кроме меня, не было, поэтому на меня все обращали внимание».
- 1) сравнительный оборот
- 2) олицетворение
- 3) фразеологизм
- 4) аллегория
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 11: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
- 1)
- 2)
- 3) слово разговорного стиля
- 4)
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня».
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение .
- 1) Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет.
- 2) Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.
- 3) Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода.
- 4) Да, здесь не сцена, а правда.
- 1) Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет.
- 2) Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.
- 3) Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода .
- 4) Да, здесь не сцена, а правда.
В каком предложении средством речевой выразительности является метафора ?
- 1) (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.
- 2) (20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
- 3) (23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
- 4) (26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
- 1) (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.
- 2) (20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
- 3) (23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
- 4) (26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
В каком предложении средством речевой выразительности является олицетворение ?
- 1) (3) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны.
- 2) (5) На крышке её была выложена английская надпись…
- 3) (15) Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее.
- 4) (21) Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
- 1) (3) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны.
- 2) (5) На крышке её была выложена английская надпись…
- 3) (15) Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее.
- 4) (21) Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление ?
- 1) (2) Когда-то давно эти вещи были нужны, а сейчас они пылились на чердаке и в них копошились мыши.
- 2) (16) Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная музыкальная шкатулка попадёт в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии.
- 3) (19) Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней.
- 4) (23) Долго потом мы насвистывали мелодии мастера Гальвестона, а в старом доме с тех пор навсегда поселилась музыка…
- 1) (2) Когда-то давно эти вещи были нужны , а сейчас они пылились на чердаке и в них копошились мыши.
- 2) (16) Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная музыкальная шкатулка попадёт в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии.
- 3) (19) Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней.
- 4) (23) Долго потом мы насвистывали мелодии мастера Гальвестона, а в старом доме с тех пор навсегда поселилась музыка…
В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление ?
- 1) (5) В те дни я был влюблён в хорошенькую гимназистку Таню, а у неё, как у многих девочек тогда, был заветный альбом.
- 2) (10) Гимназистки писали: цветок – роза; дерево – берёза или липа.
- 3) –(24) Повтори, Коленька, какое твоё любимое блюдо, а то я не расслышала.
- 4) (30) Я был потрясён: из героя вечера я сразу превратился в посмешище.
- 1) (5) В те дни я был влюблён в хорошенькую гимназистку Таню, а у неё, как у многих девочек тогда, был заветный альбом.
- 2) (10) Гимназистки писали: цветок – роза; дерево – берёза или липа.
- 3) –(24) Повтори, Коленька, какое твоё любимое блюдо, а то я не расслышала.
- 4) (30) Я был потрясён: из героя вечера я сразу превратился в посмешище.
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора ?
- 1) (2) Я стал придавать огромное значение внешности.
- 2) (20) Все поблёкли, стушевались передо мною.
- 3) (27) Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?
- 4) (37) А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон.
- 1) (2) Я стал придавать огромное значение внешности.
- 2) (20) Все поблёкли , стушевались передо мною.
- 3) (27) Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?
- 4) (37) А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
- 1) А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…
- 2) Облака точно густой, чёрный дым.
- 3) Волга от ветра шершавая, без всякого блеска.
- 4) Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…
- 1) А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…
- 2) Облака точно густой, чёрный дым .
- 3) Волга от ветра шершавая, без всякого блеска.
- 4) Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
- 1) Везде часовые, натянута колючая проволока.
- 2) Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг.
- 3) Трудно понять, где её края и куда она заворачивает.
- 4) Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрёпанной топографической карты.
- 1) Везде часовые, натянута колючая проволока.
- 2) Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг.
- 3) Трудно понять, где её края и куда она заворачивает.
- 4) Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрёпанной топографической карты.
В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление ?
- 1) (12) То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов.
- 2) (15) Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
- 3) (25) «Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», — говорю ей.
- 4) (32) «Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо.»
- 1) (12) То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов.
- 2) (15) Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
- 3) (25) «Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», — говорю ей.
- 4) (32) «Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо.»
В каком предложении средством речевой выразительности является просторечная лексика ?
- 1) (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
- 2) (16) Встревает тут Федосья, баба из Пустыни…
- 3) (19) Эти доски и пригодятся.
- 4) (24) Особенно портрет Пугачёва — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
- 1) (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
- 2) (16) Встревает тут Федосья, баба из Пустыни…
- 3) (19) Эти доски и пригодятся.
- 4) (24) Особенно портрет Пугачёва — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
Укажите предложение, в котором содержится метафора .
- 1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
- 2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
- 3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
- 4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
- 1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
- 2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
- 3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
- 4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм ?
- 1) (1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
- 2) (5) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…
- 3) (11) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.
- 4) (19) По мере перехода в высшие классы свободного времени становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.
- 1) (1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
- 2) (5) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…
- 3) (11) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.
- 4) (19) По мере перехода в высшие классы свободного времени становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.
В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление ?
- 1) (4) Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не захотел дотронуться.
- 2) (8) «Сабля», видимо, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся.
- 3) (9) В четырнадцать лет читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд.
- 4) (18) Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.
- 1) (4) Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не захотел дотронуться.
- 2) (8) «Сабля», видимо, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся.
- 3) (9) В четырнадцать лет читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд.
- 4) (18) Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.
В каком предложении средством речевой выразительности является сравнительный оборот ?
- 1) (2) Но самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка!
- 2) (9) Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
- 3) (13) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.
- 4) (18) Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина.
- 1) (2) Но самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка!
- 2) (9) Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
- 3) (13) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.
- 4) (18) Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина.
В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление ?
- 1) (5) От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зелёная лягушка.
- 2) (6) Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.
- 3) (13) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку .
- 4) (16) Лягушка так увлекалась этой сказкой, что замирала и её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо нашего старого дома, на ступеньках которого ухитрялись расцветать одуванчики.
- 1) (5) От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зелёная лягушка.
- 2) (6) Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.
- 3) (13) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку .
- 4) (16) Лягушка так увлекалась этой сказкой, что замирала и её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо нашего старого дома, на ступеньках которого ухитрялись расцветать одуванчики.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
- 1) Он волок всего две картины — незачехлённые, без рамок.
- 2) Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря.
- 3) Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало.
- 4) Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой силы этой кисти.
- 1) Он волок всего две картины — незачехлённые, без рамок.
- 2) Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря.
- 3) Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало.
- 4) Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой силы этой кисти .
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является сравнение ?
- 1) (6) Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез.
- 2) (8) В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд.
- 3) (9) Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть?
- 4) (34) Ребята старались как можно дальше отбить мяч.
- 1) (6) Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез.
- 2) (8) В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд.
- 3) (9) Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть?
- 4) (34) Ребята старались как можно дальше отбить мяч.
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор ?
- 1) (9) Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф. (14) Забывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
- 2) (10) Но больше всего поразили Динку её глаза. (13) Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
- 3) — (17) Здравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу. — (18) Здравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
- 4) — (21) Сыграйте, Яков Ильич. (23) Яков кивнул головой сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок...
- 1) (9) Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф. (14) Забывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
- 2) (10) Но больше всего поразили Динку её глаза. (13) Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
- 3) — (17) Здравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу. — (18) Здравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
- 4) — (21) Сыграйте, Яков Ильич. (23) Яков кивнул головой сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок...
Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Вот недавно ночью шли мимо солдаты. Я дежурил у телефона и вышел покурить.
- 2) И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.
- 3) Они шли и пели, тихо, вполголоса. Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню. Я подошёл. Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве.
- 4) Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?
- 1) (9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
- 2) (12) Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами.
- 3) (17) Во-первых, там преподавал мой любимый дядя.
- 4) (22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
- 1) (9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
- 2) (12) Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами.
- 3) (17) Во-первых, там преподавал мой любимый дядя.
- 4) (22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .
- 1) Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод.
- 2) Вот только бы досидеть, вывести детей.
- 3) Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла.
- 4) В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят.
- 1) Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод.
- 2) Вот только бы досидеть, вывести детей.
- 3) Забыв про всё на свете , лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла.
- 4) В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
- 2) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости.
- 3) И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.
- 4) Девочка звала собаку к себе:— Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди!
- 1) И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
- 2) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости.
- 3) И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.
- 4) Девочка звала собаку к себе:— Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди!
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение .
- 1) Вот бы раньше проведать!
- 2) Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее.
- 3) И как только не разбились!
- 4) Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету.
- 1) Вот бы раньше проведать!
- 2) Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее.
- 3) И как только не разбились!
- 4) Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) (1) Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- 2) (42) Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: — (43) Какую тебе?
- 3) (56) Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- 4) (57) Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
- 1) (1) Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- 2) (42) Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: — (43) Какую тебе?
- 3) (56) Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- 4) (57) Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный мохнатый хвост.
- 2) Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты.
- 3) Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.
- 4) Сколько тайн ночью!
- 1) Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный мохнатый хвост.
- 2) Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты.
- 3) Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.
- 4) Сколько тайн ночью!
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
- 1) Только однажды он впал в меланхолию, когда изжевал мою резиновую галошу.
- 2) Он даёт круги, время от времени подпрыгивая и зависая над маленькими зелёными ёлками.
- 3) Все были начёсанные, причёсанные, приглаженные, воспитанные – словом, восхитительные, писаные красавцы.
- 4) Из уважения к Киту папа даже приобрёл ружьё и подал заявку на охоту.
- 1) Только однажды он впал в меланхолию, когда изжевал мою резиновую галошу.
- 2) Он даёт круги, время от времени подпрыгивая и зависая над маленькими зелёными ёлками.
- 3) Все были начёсанные, причёсанные, приглаженные, воспитанные – словом, восхитительные, писаные красавцы.
- 4) Из уважения к Киту папа даже приобрёл ружьё и подал заявку на охоту.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
- 1) (26) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.
- 2) (2) Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
- 3) — (27) С какой это стати я стану с тобой разговаривать?
- 4) (37) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
- 1) (26) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.
- 2) (2) Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
- 3) — (27) С какой это стати я стану с тобой разговаривать?
- 4) (37) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
- 1) Вода тёплая, точно подогретая.
- 2) Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
- 3) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
- 4) Всё небо усеяно плевками зениток.
- 1) Вода тёплая, точно подогретая.
- 2) Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
- 3) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
- 4) Всё небо усеяно плевками зениток.