СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подлежащее". Урок русского языка в 8 классе (Технология проблемного обучения)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Подлежащее. Урок русского языка в 8 классе". (Технология проблемного обучения)

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подлежащее". Урок русского языка в 8 классе (Технология проблемного обучения)»

Подлежащее Урок русского языка 8 класс  Учитель: Шмигирилова Светлана Ильинична

Подлежащее

Урок русского языка

8 класс

Учитель: Шмигирилова Светлана Ильинична

Использование технологии проблемного обучения

Использование технологии проблемного обучения

Цели: расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения;  углубление знания о синонимических связях языковых единиц.

Цели: расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения; углубление знания о синонимических связях языковых единиц.

Задачи : выяснить, чем может выражаться подлежащее в предложении; научиться разграничивать предложения по способам выражения подлежащего разными частями речи.

Задачи : выяснить, чем может выражаться подлежащее в предложении; научиться разграничивать предложения по способам выражения подлежащего разными частями речи.

Приглашение к дискуссии Встретилась ребятам пословица: Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Олег говорит: « Сторона – подлежащее, мать – сказуемое». - Ошибаешься, - возражает Юра. – Подлежащее здесь выражено двумя словами: родная сторона. - Как это – двумя? – Возмутился Олег. – Здесь же ясно: ч т о? – сторона, к а к а я? – родная. Это второстепенный член. - Какой же это второстепенный член, если без него пословица теряет всякий смысл? – улыбнулся Юра. – Ведь если рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона – мать, сторона – мачеха. - Да, вообще-то чепуха получается, - почесал затылок Олег. - Поэтому-то во втором предложении слово сторона пропущено. Главное здесь – к а к а я сторона. - Ага, попался! – вскричал Олег. – Сам говоришь «какая»! Выходит, родная – это определение! - Да, в рамках фразеологизма родная сторона – это определение. Но весь фразеологизм выступает как подлежащее: родная сторона, т.е. родина; чужая сторона, т. е. чужбина. Может быть ты и прав… А вы как думаете, ребята?

Приглашение к дискуссии

Встретилась ребятам пословица: Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Олег говорит: « Сторона – подлежащее, мать – сказуемое».

- Ошибаешься, - возражает Юра. – Подлежащее здесь выражено двумя словами: родная сторона.

- Как это – двумя? – Возмутился Олег. – Здесь же ясно: ч т о? – сторона, к а к а я? – родная. Это второстепенный член.

- Какой же это второстепенный член, если без него пословица теряет всякий смысл? – улыбнулся Юра. – Ведь если рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона – мать, сторона – мачеха.

- Да, вообще-то чепуха получается, - почесал затылок Олег.

- Поэтому-то во втором предложении слово сторона пропущено. Главное здесь – к а к а я сторона.

- Ага, попался! – вскричал Олег. – Сам говоришь «какая»! Выходит, родная – это определение!

- Да, в рамках фразеологизма родная сторона – это определение. Но весь фразеологизм выступает как подлежащее: родная сторона, т.е. родина; чужая сторона, т. е. чужбина.

  • Может быть ты и прав…

А вы как думаете, ребята?

Работа над новым материалом Солнце светит всем. Мы никогда не ссоримся. Двенадцать делится на шесть. Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлёк всеобщее внимание. Курить – здоровью вредить. Очевидно не значит верно. Вот раздалось ау вдалеке. Прошло несколько дней. Найти в каждом из предложений подлежащее. Определить, какой частью речи оно выражено.

Работа над новым материалом

Солнце светит всем. Мы никогда не ссоримся. Двенадцать делится на шесть. Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлёк всеобщее внимание. Курить – здоровью вредить. Очевидно не значит верно. Вот раздалось ау вдалеке. Прошло несколько дней.

Найти в каждом из предложений подлежащее. Определить, какой частью речи оно выражено.

Работа с правилом в учебнике Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы к т о? или ч т о? Подлежащее может быть выражено словами, являющимися разными частями речи.

Работа с правилом в учебнике

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы к т о? или ч т о? Подлежащее может быть выражено словами, являющимися разными частями речи.

Способы выражения подлежащего

Способы выражения подлежащего

Вывод  Подлежащее может выражаться словами, являющимися разными частями речи и неделимыми словосочетаниями.

Вывод

Подлежащее может выражаться словами, являющимися разными частями речи и неделимыми словосочетаниями.

Поломаем голову Одинаковые ли подлежащие в предложениях: Весло задело платье. Платье задело весло?

Поломаем голову

Одинаковые ли подлежащие в предложениях:

Весло задело платье. Платье задело весло?

Поломаем голову Ответ: В тех случаях, когда возникает двусмысленность, порядок слов помогает отличить подлежащее от дополнения: на первом месте в подобных предложениях всегда стоит подлежащее: Мать любит дочь (ср. в английском языке: Mother loves daughter .  

Поломаем голову

Ответ:

В тех случаях, когда возникает двусмысленность, порядок слов помогает отличить подлежащее от дополнения: на первом месте в подобных предложениях всегда стоит подлежащее: Мать любит дочь (ср. в английском языке: Mother loves daughter .

 

Поломаем голову Одинаковыми ли членами предложения будут инфинитивы в данных примерах:  Учиться интересно. Интересно учиться?

Поломаем голову

Одинаковыми ли членами предложения будут инфинитивы в данных примерах:

Учиться интересно. Интересно учиться?

Поломаем голову   Ответ: Необходимо уметь разграничивать подлежащее, выраженное инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом. Отличить подлежащее, выраженное инфинитивом, помогут следующие опознавательные признаки: Порядок слов. Подлежащее, выраженное инфинитивом, обычно ставится на первое место в предложении. Ср .: Узнать об этом очень легко. – Об этом очень легко узнать. Интонация. Подлежащее выделяется логическим ударением, а состав подлежащего отделяется паузой от состава сказуемого. Узнать  об этом / очень легко. Вопрос от сказуемого: (что?) легко – узнать

Поломаем голову

  Ответ:

Необходимо уметь разграничивать подлежащее, выраженное инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом.

Отличить подлежащее, выраженное инфинитивом, помогут следующие опознавательные признаки:

Порядок слов. Подлежащее, выраженное инфинитивом, обычно ставится на первое место в предложении. Ср .: Узнать об этом очень легко. – Об этом очень легко узнать.

Интонация. Подлежащее выделяется логическим ударением, а состав подлежащего отделяется паузой от состава сказуемого.

Узнать об этом / очень легко.

Вопрос от сказуемого: (что?) легко – узнать

Тест Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено: а)именем существительным в им. п.  1. Друзья, поглядите на карту нашей страны.  2. Сыплет черёмуха снегом.  3. Все сады цветут на этой земле.  4. Мне подали письмо.  5. Две свечи мерцают слабо.  6. Оно горы золотило, золотило облака.

Тест

Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

а)именем существительным в им. п.

1. Друзья, поглядите на карту нашей страны.

2. Сыплет черёмуха снегом.

3. Все сады цветут на этой земле.

4. Мне подали письмо.

5. Две свечи мерцают слабо.

6. Оно горы золотило, золотило облака.

Тест Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено: б) местоимением (укажите разряд): 1. Всё возвещало восход солнца. 2. Это было десять лет назад. 3. Я не спеша вернулся к речке. 4. Это имя мне дорого. 5. Некоторые занимались ремёслами… 6. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете.

Тест

Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

б) местоимением (укажите разряд):

1. Всё возвещало восход солнца.

2. Это было десять лет назад.

3. Я не спеша вернулся к речке.

4. Это имя мне дорого.

5. Некоторые занимались ремёслами…

6. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете.

Тест Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено: в) любой (укажите, какой именно) частью речи в значении существительного: 1.Танцующие теснились и толкали друг друга. 2. Десять делится на два. 3. Каждый может участвовать в конкурсе. 4. Все три всадника ехали молчаливо. 5.Много песен над Волгой звенело. 6. Утром его «хо-хо-хо» вдруг раскатилось по всем палатам.

Тест

Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

в) любой (укажите, какой именно) частью речи в значении существительного:

1.Танцующие теснились и толкали друг друга.

2. Десять делится на два.

3. Каждый может участвовать в конкурсе.

4. Все три всадника ехали молчаливо.

5.Много песен над Волгой звенело.

6. Утром его «хо-хо-хо» вдруг раскатилось по всем палатам.

Тест Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено: г) инфинитивом: 1.Нарисовать это весьма просто. 2.Слушать рассказы ветеранов интересно. 3.Встречаться с друзьями – праздник для меня. 4.Беречь природу –значит охранять Родину. 5.Останавливать работу не рекомендуется. 6.Признать свою ошибку было бы лучше.

Тест

Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

г) инфинитивом:

1.Нарисовать это весьма просто.

2.Слушать рассказы ветеранов интересно.

3.Встречаться с друзьями – праздник для меня.

4.Беречь природу –значит охранять Родину.

5.Останавливать работу не рекомендуется.

6.Признать свою ошибку было бы лучше.

Тест Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено: д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом: 1.Весь посёлок собрался на площади. 2.Мать с сыном пошли гулять. 3.Один из гостей произнёс юбилейную речь. 4.У этой девочки было золотое сердце. 5.Пять человек расселись около костра. 6.Около ста книг подарено библиотеке.

Тест

Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом:

1.Весь посёлок собрался на площади.

2.Мать с сыном пошли гулять.

3.Один из гостей произнёс юбилейную речь.

4.У этой девочки было золотое сердце.

5.Пять человек расселись около костра.

6.Около ста книг подарено библиотеке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!