СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Правила композиции в пейзаже"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация используется как пособие при проведении уроков и занятий. 

Просмотр содержимого документа
«презентация "Правила композиции в пейзаже"»

Правила композиции в пейзаже Учитель ИЗО,  педагог дополнительного образования Ворламова О.А.

Правила композиции в пейзаже

Учитель ИЗО,

педагог дополнительного образования

Ворламова О.А.

 Эта серия правил (я предпочитаю слово

Эта серия правил (я предпочитаю слово "советов") собрана для того, чтобы помочь вам научиться правильно составлять композицию пейзажа. Здесь содержатся основные правила, встречающиеся в большинстве книг, плюс некоторые собственные идеи. Однако, хочу предупредить: не позволяйте правилам препятствовать вашей работе и собственным поискам. Они должны лишь помогать в тот момент, когда вы в сомнениях и не знаете, как лучше расположить тот или иной элемент на картине. Правила существуют, как известно, для того, чтобы их нарушать, правда... когда вы знаете, что именно нарушаете и почему так будет лучше. А потому наберитесь терпения – впереди длинная дорога.

I. Основные советы.      1. Посмотрите на картину. В пейзаже должен быть центр интереса – особенная, красивая и заметная часть картины. Он может быть выделен с помощью цвета и контраста. Эта часть должна выглядеть особенно и значимо. Окружающая область – быть чуть менее заметной. Необходимо помнить, что центр интереса:   • Должен отличаться сильным цветом (это не значит ярким) и если возможно большим разнообразием красок.  • Выделятся некоторым контрастом света.  • Предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане (однако это всё необязательно).  • Строения, животные и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица. • Окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса.

I. Основные советы.

1. Посмотрите на картину. В пейзаже должен быть центр интереса – особенная, красивая и заметная часть картины. Он может быть выделен с помощью цвета и контраста. Эта часть должна выглядеть особенно и значимо. Окружающая область – быть чуть менее заметной. Необходимо помнить, что центр интереса:

• Должен отличаться сильным цветом (это не значит ярким) и если возможно большим разнообразием красок. • Выделятся некоторым контрастом света. • Предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане (однако это всё необязательно). • Строения, животные и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица. • Окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса.

• Центр интереса не должен быть в центре картины. Также он не должен занимать половину холста. Лучше всего пропорция 1/3.  • Область, выбранная вами как центр интереса, не должна быть изолирована от остальной части изображения.  • Правильно построенный центр должен привлечь и удержать  взгляд зрителя.  Берег подводит взгляд к мосту, который и становится центром интереса.

• Центр интереса не должен быть в центре картины. Также он не должен занимать половину холста. Лучше всего пропорция 1/3. • Область, выбранная вами как центр интереса, не должна быть изолирована от остальной части изображения. • Правильно построенный центр должен привлечь и удержать взгляд зрителя.

Берег подводит взгляд к мосту, который и становится центром интереса.

2. Возможно, что вам захочется включить в картину второй центр интереса. Это непростительно новичку и непрофессионалу. Есть риск конкуренции и, как следствие, неудачной композиции.   На этой картине нет необходимости в цветах на переднем плане, однако художник добавил второй центр интереса и вполне удачно.

2. Возможно, что вам захочется включить в картину второй центр интереса. Это непростительно новичку и непрофессионалу. Есть риск конкуренции и, как следствие, неудачной композиции.

На этой картине нет необходимости в цветах на переднем плане, однако художник добавил второй центр интереса и вполне удачно.

3. Не выталкивайте зрителя из картины! Этого можно избежать, если не подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья, дороги и реки. Вы можете добавлять

3. Не выталкивайте зрителя из картины! Этого можно избежать, если не подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья, дороги и реки. Вы можете добавлять "остановки", чтобы избежать выхода за пределы. Это правило очень практично, животные и люди должны оставаться в композиции.

Обратите внимание на крайнюю справа лошадь. Художник для остановки использовал цвет. Если вы прищурите глаза, то заметите, что лошадь сливается с деревьями, но вот если бы она была светлой, то взгляд ушел бы к самому краю картины.

Посмотрите на первый рисунок – бревно указывает прямой линией к краю. На следующем рисунке были добавлены ветки, для сглаживания прямой линии и ветка же использована в качестве остановки. А можно, как в последнем изображении, убрать бревно полностью, и тогда зритель последует взглядом за линией берега.

Посмотрите на первый рисунок – бревно указывает прямой линией к краю. На следующем рисунке были добавлены ветки, для сглаживания прямой линии и ветка же использована в качестве остановки. А можно, как в последнем изображении, убрать бревно полностью, и тогда зритель последует взглядом за линией берега.

Этот поток не очень удачной формы движения.   Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно проплыть...   Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте зрителю неторопливо прогуляться по вашему пейзажу.

Этот поток не очень удачной формы движения.

Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно проплыть...

Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте зрителю неторопливо прогуляться по вашему пейзажу.

По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево, однако дождь льет в противоположном направлении. Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены, если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено... В общем, чувствуйте себя свободно, вы - художник :-)

По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево, однако дождь льет в противоположном направлении.

Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены, если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено... В общем, чувствуйте себя свободно, вы - художник :-)

Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки. Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины. 6. Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание друг с друга.

Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.

Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины.

6. Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание друг с друга.

 Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию. Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Оставьте место для размышления и воображения. Дайте место небольшой тайне.

Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию.

Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Оставьте место для размышления и воображения. Дайте место небольшой тайне.

8. Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного изображения на двухмерной плоскости.  Вот несколько советов для создания иллюзии глубины:  • Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга.  • Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.
  • 8. Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного изображения на двухмерной плоскости.

Вот несколько советов для создания иллюзии глубины: • Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга. • Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.

• Небольшие и не очень четкие предметы на расстоянии от переднего плана.  • Создайте как минимум три плоскости. Обычно это передний план, средний и фон.  • Смягчайте текстуру на объектах заднего плана. Посмотрите на рис 13. здесь чувство расстояния передано хорошо. Деревья расположены впереди гор, интенсивность желтого цвета в световых пятнах больше вблизи, к дальней части становиться холоднее и светлее. Тени на дальней горе - светлее и отличаются оттенком от тех, что в середине. Картина также разделена на три части.
  • • Небольшие и не очень четкие предметы на расстоянии от переднего плана. • Создайте как минимум три плоскости. Обычно это передний план, средний и фон. • Смягчайте текстуру на объектах заднего плана. Посмотрите на рис 13. здесь чувство расстояния передано хорошо. Деревья расположены впереди гор, интенсивность желтого цвета в световых пятнах больше вблизи, к дальней части становиться холоднее и светлее. Тени на дальней горе - светлее и отличаются оттенком от тех, что в середине. Картина также разделена на три части.
Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват. Туман – отличное средство для создания глубины.

Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват.

Туман – отличное средство для создания глубины.

Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание.   Лучше - контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче.   Сохраняйте контраст для центра интереса, чтобы области вокруг не конкурировали за внимание. Самые светлые и темные тона возле центра интереса, вокруг – средние величины цвета и света.

Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание.

Лучше - контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче.

Сохраняйте контраст для центра интереса, чтобы области вокруг не конкурировали за внимание. Самые светлые и темные тона возле центра интереса, вокруг – средние величины цвета и света.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!