В различных ущельях Осетии, в различных селах, отмечали множество праздников во многом отличавшихся друг от друга содержанием и формами проведения. В этой презентации мы хотим представить только некоторые из них, которые в той или иной степени были общими для всего народа или же большей её части.
- Ногбон
- Реком
- Хетаджы бон
- Джеоргуыба
- Чындз хаст
Проведение праздника Ногбон было обставлено соблюдением многочисленных семейных обрядов, многие из которых были связаны с культом огня. Для осетин понятие Новый год и новый огонь были понятиями синонимами, поэтому в ночь под праздник в Ногбон в каждой семье проводился обряд «обновления» огня в очаге.
Кульминационным моментом праздником было семейное застолье. Считалось, что чем обильнее стол, тем богаче будет наступающий год. Почетное место на столе занимал артхурон – большой пирог, олицетворяющий солнце.
Сидели долго. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпал по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы с пожеланием этому очагу стольких же удач, сколько зерен на полу.
На Новый год женщины пекли басылта и одаривали ими гостей.
Один из самых любимых и почитаемых осетинами праздников. Он проходит ежегодно в июле и продолжается от субботы до субботы. Реком в осетинской мифологии божество плодородия. Считалось, что Реком приносит изобилье, урожай, сохраняет и преумножает скот, обеспечивает хороший сенокос, удачливую охоту…
В селении Цей, согласно осетинского нартовского эпоса, упала одна из трех слез бога, пролитых по поводу гибели нарта Батрадза, находится святилище Рекомы дзуар.
В эти дни жертвуют большое количество животных (быков и баранов) и устраивают многолюдные пиршества, на которых имеют право присутствовать только мужчины.
В осетинской мифологии аграрное божество, посылающее урожай хлебных злаков, а так же покровитель путников и воинов, почитался как мужское божество, чьё имя, ка и имя Уастырджи, никогда не произносилось женщинами.
Легенда гласит, что кабардинский князь Хетаг бежал от преследователей, намерившихся убить его за то, что он принял христианство. И уже когда они уже почти настигли Хетага в чистом поле, он взмолился:
- О Уастырджи! Помоги мне!.
И тогда он услышал голос свыше:
- Хетаг! Беги к лесу!".
Но к лесу Хетаг уже не успевал. Тогда он опять услышал:
- Лес к Хетагу!
И выросла перед ним чудесная роща, с высокими деревьями. Там Хетаг укрылся и таким образом спасся от преследователей. Роща Хетага находится к востоку от села Суадаг в Северной Осетии .
Роща считается священной, здесь ежегодно в июле-августе организуются многолюдные пиршества, собирающие людей со всей Осетии и отличающиеся обильными жертвоприношениями, во время которых просят покровительства у Хетаджы дз.
День святого Георгия.
В народном сознании Уастырджи не только воитель, но и божество, дарующее обилие хлеба и скота. Поэтому Джеоргуыба отмечается поздней осенью, когда крестьянин подводит итоги своим нелегким трудам.
По традиции осенью после сбора урожая каждая семья приносит в жертву Богу какое-либо животное. Обычно режут быка или овцу, а на стол ставят осетинское пиво и три пирога, символизирующие землю, солнце и небо. Следует отметить, что Святой Уастырджи особенно почитается в Осетии, его считают покровителем мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. Женщине же, по преданию, запрещается садиться за праздничный стол в честь Уастырджи и даже произносить его имя вслух.
Во время недельного праздника Джеоргуыба запрещается враждовать и сквернословить.
У осетин одним из самых важных и радостных обычаев является осетинская свадьба... Счастливые лица, шутки, смех... Зажигательные танцы, величавый симд, добрые напутствия молодым...
Свадьба проходит в несколько этапов и содержит много красивых обрядов : сватовство, фидыд, сусагцыд, свадьба, хызисын, мыды кус, сиахсыцыд.