За последние десятилетия у молодежи идет резкое отторжение патриотического самосознания, уважения к своей стране, Родине. Взгляды большинства молодых людей направлены за границу. Поток информации из-за рубежа действует неадекватно на неподготовленный, с социально-психологической, моральной точки зрения, контингент. Молодежь утрачивает чувство долга перед своим Отечеством. Актуальной эта проблема является и в образовательно-воспитательном процессе в школах интернатного типа. Данная программа направлена на формирование у обучающихся воспитанников с ОВЗ гражданской позиции патриотизма, любви к своей Родине.
Направленность программы: гражданско-патриотическое.
Новизна данной программы заключается в том, что работа по патриотическому воспитанию воспитанника с ОВЗ проводится комплексно, что способствует формированию личности гражданина – патриота.
Актуальность программы связана с тем, что в современном обществе, обедненном истинными ценностями человеческой души и моральными качествами, воспитание должно быть обращено к духовной сфере человека. Стало очевидным, что традиционный взгляд на процесс воспитания, обращенный к классической авторитарной педагогике, не способствует этой цели. Нужны новые принципы, и типы педагогического знания.
Просмотр содержимого документа
«Презентация программы ГПК "Я - патриот"»
Программа гражданско-патриотического воспитания
- Развитие у воспитанников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
- Формирование духовно развитого человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
- Развитие духовно-нравственной личности.
- Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
- Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства через изучение Конвенции о правах ребёнка.
- Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
- Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
- Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
- Формирование стойкой патриотической позиции.
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.
- Общее развитие личности ребёнка с ОВЗ, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
- Воспитание уважения к труду, человеку труда.
- Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
- Формирование активной жизненной позиции воспитанников с ОВЗ, ориентирование ее на здоровый образ жизни;
- Вовлечение школьников в деятельность клуба «Я - патриот»;
- Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, повышение статуса участников мероприятий.
«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».
Понятие « гражданственность » предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
- Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины .
- Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
- Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции воспитанника. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Формирование гражданского отношения к себе.
- В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком с ОВЗ себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
Задачи.
- Формирование у школьников правосознания и воспитание в них гражданской ответственности.
- Воспитание элементарной эстетической культуры и развитие творческих способностей учащихся.
- Воспитание у детей с ограниченными возможностями здоровья понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
- Формирование у школьников умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
Предполагаемый результат деятельности .
Воспитание гуманности обучающихся воспитанников с ОВЗ: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности, чувства собственного достоинства, самодисциплины.
Формирование гражданского отношения к своей семье.
- Основное содержание данного направления – подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
- Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Обучающиеся воспитанники должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.
Задачи
- Формировать уважение к членам семьи. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников. Формировать у школьников с ОВЗ понятия сущности основных социальных ролей, умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.
- Формировать уважение к членам семьи.
- Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
- Формировать у школьников с ОВЗ понятия сущности основных социальных ролей, умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.
Предполагаемый результат деятельности :
- Сформирование у школьников понятия сущности социальных ролей:
- - настоящий мужчина обладает решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;
- - настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;
- - настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;
- - настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
Формирование гражданского отношения к школе.
Основное содержание деятельности – осмысление школьником с ОВЗ необходимости получения определённого объёма знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные положения в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа является источником формирования необходимых качеств гражданина.
Задачи.
- Формировать у ребенка осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы.
- Воспитывать у обучающихся сознательное отношение к учению, развивать их познавательную активность. Формировать готовность школьников к выбору профессии.
- Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения учащихся. Заниматься их физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры.
- Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы и Устав Детской организации.
- Учить ценить свое и чужое время, быть примером для младших, уметь держать свое слово.
- Формировать осознание своей принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
- Формировать сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях, оборонно-спортивных и санитарно-оздоровительных мероприятиях.
Формирование гражданского отношения к культуре
Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление воспитанниками значимости искусства и национальной культуры для человека современного мира, развитие духовного мира обучающихся на основе познания искусства, литературы, фольклора.
Задачи.
- Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, формировать эстетические вкусы и идеалы.
- Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
- Формирование и развитие основ этнокультурного самосознания учащихся.
Предполагаемый результат деятельности :
- Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности.
- Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов мира.
- Участие в деятельности школьных кружков и студий, активное участие в открытых общешкольных мероприятиях.
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
В содержание деятельности входит осмысление ребенкомс ОВЗ себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.
Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.
Задачи.
- Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
- Формировать у обучающихся осознание нравственного и правового долга, обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние.
- Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
- Воспитывать в детях с ОВЗ способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы, бережное отношение к памятникам культуры и искусства, национального творчества.
- Формировать у воспитанников стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки.
Предполагаемый результат деятельности.
- Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.