МБОУ «СОШ №7 ЗМР РТ»
«Взаимодействие с семьей по созданию языковой среды по обучению детей начальной школы государственным языкам РТ»
Учитель татарского языка и литературы: Халиуллина Л.З.
Главная задача УМК
Главной задачей освоения УМК – является обучение детей правильно и красиво говорить на татарском языке (формирование грамматического строя речи; развитие связной речи).
Важнейшее условие - работа с родителями.
Основной целью является создание партнерских отношений с родителями, отношений сотрудничества.
Языковая развивающая среда
Включает в себя:
- языковую среду;
- предметно-развивающую среду.
Должна иметь развивающий и
обучающий характер
Формы работы с родителями по созданию языковой развивающей среды
- Анкетирование родителей;
- Родительские собрания;
- Дни открытых дверей;
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Создание информационного пространства (сайт ОУ, информационные уголки в классах, буклеты, памятки);
- Посещение родителями уроков, практикумов, дней открытых дверей;
- Активное участие в конкурсах, выставках, праздниках, тематических вечерах, в развлечениях, досугах на татарском языке.
«Мир татарских сказок»
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии творчества. Без этого он засушенный цветок»
В.А. Сухомлинский.
- Сказка – отражение этнического опыта многих поколений.
- Сказка – традиционно излюбленный жанр детского чтения.
Система распределения сказок.
- Начиная со второй младшей группы репертуар татарских сказок распределен на весь год.
- Каждая сказка планируется на определенное время. Время работы над одной сказкой занимает около двух недель.
- Прорабатывается лексика, упражнения, проводятся игры на основе сказок.
- Происходит тесное сотрудничество со специалистами и родителями.
- В завершении работы над каждой сказкой предусматривается итоговое мероприятие – инсценировки, спектакли, игры-путешествия, викторины, праздники с участием родителей.
Образовательный проект «Мир татарских сказок»
Участники проекта:
- учителя
- учвщиеся
- родители
Срок реализации:
1 месяц
Материально-техническое обеспечение:
Технические средства обучения:
- видео и аудио аппаратура,
- наборы СD- и DVD дисков,
- ноутбук, магнитофон и т.д.
Специально оборудованный музей для организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми
Атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, ширма).
Цель проекта «Мир татарских сказок»:
Взаимодействие с родителями по созданию языковой развивающей среды, условий для творческого развития воспитанников, формирования их национального самосознания, развития языковых способностей обучения татарскому в процессе интерактивного взаимодействия на основе народной сказки.
Задачи проекта «Мир татарских сказок»:
- Создание современной образовательной модели обучения детей татарскому языку на основе интегративного подхода и включения сказки в обучения в качестве основного элемента коммуникативной деятельности
- Организация креативной образовательной и языковой среды
- Формирование единого педагогического тандема в реализации целей проекта
- Ориентация на отношения партнерства и сотрудничества педагогов и родителей
Образовательные блоки проекта: Музыкальный блок
Музыкально – эстетическая деятельность.
- Прослушивание народных мелодий (“Зиләйлүк”,“Әпипә”, “Бишек җыры”);
- Разучивание песен («Шүрәле», “Әйлән-бәйлән”);
- Разучивание танца («Парлы бию», «Чәк-чәк биюе»);
- Разучивание хороводных игр («Чума үрдәк, чума каз”, “Су анасы”, “Түбәтәй”, “Кәрия-Зәкәрия”) .
Работа с родителями:
- Ознакомление с репертуаром в информационных уголках, на сайте ОУ, соц.сетях интернета
- Консультации, практические занятия по запросам.
Игровой блок: «Татарские народные игры» (подвижные, хороводные, музыкальные)
Играем в сказки
Разукрашивание раскрасок по сказкам
Практикум «Татарские народные игры» (подвижные, хороводные, музыкальные)
Игровые упражнения с детьми и родителями: игровые упражнения «О чем нам сказки рассказали».
На основе татарских народных и авторских сказок, дети придумывают и инсценируют новые сюжеты сказок, делают творческие коллективные работы.
Работа с родителями: семейные творческие работы (рисунки, поделки); изготовление различных видов театра (настольный, кукольный), кукол в национальных костюмах
Познавательный блок (традиционные виды деятельности)
Познавательный блок –«Обыкновенное чудо» (экспериментальная деятельность)
«Куян кызы» - снег
«Шурале» - дерево
«Су анасы» - вода
«Камыр-батыр» - тесто
Работа с родителями: изготовление наглядных пособий для сюжетно-ролевых игр практикум по работе с соленым тестом
Коммуникативный блок «Әкият илендә»
в этом блоке дети знакомятся со сказками, смотрят видеофильмы, анимационные сюжеты, слушание сказки, беседа, анализ.
Работа с родителями:
- Чтение сказок, беседа, анализ;
- Просмотр видеофильмов, анимационных сюжетов
Креативная образовательная среда в группах
- Мини-мастерская творческих дел с детьми в процессе обучения языку;
- мини-лаборатория “Обыкновенное чудо” –опыты по сказкам;
- национальные центры, где помимо демонстрационного материала для детей, художественной литературы имеется большое разнообразие коммуникативных игр.
Итоговое мероприятие «Фестиваль татарских сказок»
- Инсценировка сказок на татарском языке;
- Выставка рисунков «В мире татарских сказок»;
- Выставка кукол в национальных костюмах;
- Награждение семей -победителей творческих конкурсов.
Итоговое мероприятие – фестиваль «Мир татарских сказок» Средняя группа Настольный театр «Колобок»
Старшая группа Кукольный театр «Теремок»
Подготовительная группа Инсценировка сказки «Три дочери»
Выставка семейных рисунков по любимым сказкам
Куклы в национальных костюмах, которые сшили родители
Куклы для различных видов театра
Итог реализации проекта:
- Применение новой педагогической технологии (УМК), современных методических и технических пособий, которые позволят всем педагогам объединить усилия с родителями вести работу целенаправленно и последовательно.
- Организация языковой среды по обучению русскоязычных дошкольников татарскому языку непосредственно в семье - средство общения.
- Использование второго языка в любом доступном виде деятельности дошкольника, и прежде всего в игре (словесные, подвижные, дидактические).
- Создание предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, дидактический материал, оборудование для с-р игр, создание библиотеки татарских сказок, пополнение и оформление национального уголка.)
Сау булыгыз! До новых встреч!