Проектная деятельность на уроках обществознания
Логинова М.А.-учитель истории и обществознания МБОУ «Ореховская средняя школа»
Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования
Количество информации в мире каждые
10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
каким образом можно получить новый результат?
В соответствии с новыми Стандартами
основной педагогической задачей становится
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ:
- развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач .
- прогресс в личностном развитии
- умение решать учебные задачи
на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
Достичь нового результата возможно, внедряя
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Современные исследователи выделяют основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
- 1. По методу, доминирующему в проекте
- исследовательские
- творческие
- приключенческие, игровые
- информационные
- практико-ориентированные
- 2. По характеру координирования проекта
- с явной координацией
- со скрытой координацией
-
Современные исследователи выделяют основные требования к использованию метода проектов:
3. По характеру контактов
внутренние (региональные)
международные
4. По количеству участников
личностные (индивидуальные)
парные
групповые
5. По продолжительности проведения
краткосрочные
средней продолжительности
долгосрочные
Виды проектов:
- Образовательный проект.
- Воспитательный проект.
- Управленческий проект.
- Организационный проект.
- Нормативно-правовой проект.
- Социально значимый проект.
- Политический проект.
- Законотворческий проект.
- Проект – иллюстрация учебной темы.
- Проект – исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине.
- Проект - постановка проблемы.
- Обзорный проект.
- Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий).
- Текущий учебный проект.
- Итоговый учебный проект.
Такие цели преследует проектная технология. Метод проектов – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании»
Позволяет ученикам:
приобретать знания самостоятельно в результате собственных поисков
пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач
моделировать собственную деятельность
обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы
делать выводы и заключения, добиваться определенного результата
исполнять разные социальные роли
(лидера, исполнителя, посредника )
Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе .
Этапы работы методом проектов
1
Погружение
в проект
Мероприятия,
методы, способы
«Как?»
(мы это
можем делать)
Результат
«Что получиться?»
(как решится
проблема)
Проблема проекта
«Почему?»
(это важно
для меня лично )
Цель проекта
«Зачем?»
(мы делаем проект)
2
организация
деятельности
Планирование
деятельности по
решению
задач проекта
Распределение
заданий
в группах
Планирование
возможной формы
презентации
результатов
Организация
рабочих групп
3
осуществление
деятельности
Изучение
и анализ
информации
Исследование
наблюдения
эксперимент
Поиск
информации
4
презентация
проекта
Подготовка к работе над проектом включает:
- создание инициативных групп;
- формулирование цели проекта;
- постановка конкретных задач проектирования;
- планирование предстоящей деятельности;
- распределение задания для каждой группы;
- выбор источников информации;
- определение способа представления результата;
- установление процедуры и критериев оценки результатов.
Этапы работы методом проектов
1 этап – погружение в проект
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формулирует:
Осуществляет:
проблему проекта
личностное присвоение проблемы
сюжетную ситуацию
вживание в ситуацию
цель и задачи
принятие, уточнение и конкретизации цели и задач
2 этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает:
Осуществляют:
организовать группы
разбивку на группы
распределить задания в группах
распределение ролей в группе
спланировать деятельность по решению задач проекта
планирование работы
возможные формы презентации результатов
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но:
Работают активно и самостоятельно:
консультирует учащихся по необходимости
каждый в соответствии со своим заданием и сообща
ненавязчиво контролирует
консультируется по необходимости
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость
«добывают» недостающие знания
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов
готовят презентацию результатов
4 этап - презентация
Подводит итоги обучения:
Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты
понимание проблемы, цели и задач
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.
умение планировать и осуществлять работу
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
найденный способ решения проблемы
рефлексию деятельности и результата
дают взаимооценку деятельности и ее результативности
1
Погружение
в проект
Определить тему, проблему
Поставить цель
Конкретизировать задачи
Спланировать мероприятия
Прогнозировать результат
метод проектирования
«Зеркало прогрессивных преобразований»
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ «Зеркало прогрессивных преобразований»
Постановка проблемы: …………………….
Причины: ………………… (формулировка начинается с «не…», «нет…»)
Ситуация «минус»
(нерешенная проблема)
______________________________________________________________
Ситуация «плюс» (решение проблемы)
Цель проекта:………………………….
Задачи:
Мероприятия:
Результат / продукт…………………………
Критерии результативности:…………………..
Анализ ресурсов: …………………………….