Прообразы дяди из «Бородино» М.Ю.Лермонтова
Подготовил ученик 7(8) Г класса
Матченко Евгений
Под руководством учителя русского языка и литературы Бахтиной Светланы Викторовны
Цель работы
Установить личность рассказчика.
Задачи
- Выяснить, кто мог являться прообразом дяди в “Бородино”.
- Узнать факты биографии прообраза.
“ Бородино”
Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал "Бородино". Это стихотворение было написано в связи с 25-тилетием Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале "Современник" уже после смерти А. С. Пушкина. В этом стихотворении чувствуется огромная любовь поэта к Родине, к ее истинному защитнику - русскому народу.
"Бородино" начинается словами: "Скажи-ка, дядя... " Это не только обращение к родственнику, но и распространенное обращение к человеку "простого звания" старше себя. К тому же к молодым солдатам приставлялись "дядьки" из старых солдат. Стихотворение построено в форме разговора дядьки с новобранцем. По жанру - это баллада. По форме - это диалог.
Основная идея стихотворения выражена во втором куплете, в котором начинается ответ старого солдата. Глядя на молодые безусые лица новобранцев, неторопливо, как бы желая вспомнить самое главное в сражении, он роняет ироническую реплику; "Богатыри - не вы..." Эта мысль-жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел.
Простому солдату важно рассказать молодым воинам, как достойно, по-деловому, без страха и суеты готовились к бою его однополчане.
Меня заинтересовал образ «дяди»-рассказчика, и я решил выяснить, кто является прообразом этого героя.
Прообраз - реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа.
Существует несколько версий, кем мог быть
ДЯДЯ.
1 версия.
Исследователи предполагают, что это унтер-офицер русской армии Александр Андреев.
Знакомство Лермонтова с Андреевым
В 1836 году художник Петр Ефимович Заболотский писал портрет ветерана, исполняя заказ к грядущему 25-летию Отечественной войны 1812. Заболотский писал его с унтер- офицера русской армии Андреева. В тоже время Михаил Юрьевич брал уроки живописи у этого художника и часто посещал его мастерскую, где и познакомился с Андреевым, который поведал ему о Бородинском сражении.
Вдохновение Лермонтова написать «Бородино»
Андреев с легкостью вспоминал все о битвах Бородина ,например, как насмерть стояли «литовцы» в каре (построение пехоты в форме квадрата для круговой обороны) на высоте у Семеновского ручья, отражая атаки «улан с пестрыми значками и драгун с конскими хвостами», как подполковник Тимофеев растянул фронт своего батальона, расставив взводы не в три, как было принято, а в две шеренги, и, создав тем самым у неприятеля иллюзию размещения у Семеновского крупной воинской части, приостановил наступление французов, как, несомый солдатами на ружьях, вел их в атаку на захваченную было врагами высоту смертельно раненый подполковник Шварц, не пожелавший покинуть поле боя. Возможно, эти рассказы старого унтера и вдохновили Лермонтова на создание одного из лучших его произведений, ставшего гимном мужеству русского солдата.
2 версия.
Существует предположение, что прообраз дяди - это брат революционера Дениса Давыдова Евдоким.
Евдоким Васильевич Давыдов 3-й (потом 6-й) — младший брат партизана-поэта, был вторым сыном в семье.
Отец и мать.
Давыдов принял участие в кампании 1805 года. При Аустерлице, получив пять ран саблею, одну штыком и одну пулею, Давыдов был оставлен на поле сражения. Пролежав до ночи, он пришёл в себя и кое-как добрёл до ближайшей деревни, занятой нашими ранеными. Спустя трое суток, двое раненых кавалергардов уговорили Давыдова пойти вслед за отступавшей русской армией; на пути они были настигнуты эскадроном французских конно-гренадер, отряженных для собирания раненых, и попали в плен. К счастью для Давыдова, эскадронный командир отдал его в распоряжение одного из своих офицеров, поручика Серюга, племянника министра иностранных дел Маре (герцога Бассано). Серюг принял в изнемогшем от ран и голода пленнике живейшее участие. Посадив его на лошадь, Серюг доставил Давыдова до ближайшей деревни и оттуда отправил в Брюн, где находилась главная квартира Наполеона.
Интересным фактом биографии Евдокима является разговор с Наполеоном.
Привожу диалог Дениса и Евдокима, который впервые был опубликован в «Русском архиве» (1866 г., стр. 916).]
Где же это было, Евдоким? – В лазарете. – Ну? Что же он тебе сказал? – Да ничего особенного,– спокойно ответил Евдоким.– Я тогда весь в бинтах лежал... Подошел он ко мне, остановился, собой маленький, толстенький... «Combien de blessures, monsieur?» – спрашивает меня. «Sept, sire»,– отвечаю. «Autant de marques d'honneur!» [«Сколько ран, мосье?» – «Семь, ваше величество».– «Столько же знаков чести!» (франц.)] – сказал он и пошел дальше... Вот и всё! “
3 версия.
М.Ю. Лермонтов жил среди участников войны 1812 года и с детских лет слушал рассказы о ней. В числе близких поэту людей был и двоюродный дед, в прошлом блестящий артиллерийский офицер, участник Бородинского сражения, а затем саратовский помещик и предводитель дворянства, Афанасий Алексеевич Столыпин.
Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино».
Вывод
Из урока литературы я помню, что образ рассказчика обобщенный, но тем не менее мне была интересна проделанная работа.
По моему мнению, дядя из “Бородино” – это Александр Андреев. Об этом говорят особенности речи рассказчика, такие как: просторечия (мусью), обращения к Богу («Не будь на то Господня воля…»), фразеологизмы («У наших ушки на макушке…»).
Бородинская битва описана «изнутри», самая гуща боя изображена простым человеком.
Благодарю за внимание !