Психолого-педагогический анализ урока как средство развития педагогических способностей и формирования педагогических умений
Урок – основная организационная единица процесса обучения совместной деятельности учителя и учащихся
Зам. директора
МБОУ «СОШ» №3 п.Арамиль
Баева Л.И.
Учитель на уроке выступает для учеников в разных качествах: как интересный собеседник, исследователь, испытатель.
Учащиеся черпают у него все новое содержание: предметное, личностное, интеллектуальное, деятельностное, поведенческое.
Психолого-педагогический анализ урока
- Каждая педагогическая ситуация требует оперативной реакции учителя, умения правильно сориентироваться в возникшей обстановке, приспособить план урока к изменившейся ситуации.
Психолого-педагогический анализ урока
- Безусловно, тщательное планирование урока заранее необходимо, но каждая возникающая по ходу урока педагогическая ситуация несет в себе немало неожиданного, непредвиденного. В таких случаях успех урока будет даже в большей степени, чем от его предварительной подготовки, зависеть от быстроты реакции учителя, умения проанализировать возникшую обстановку и гибко изменить план урока в соответствии с ситуацией.
Психолого-педагогический анализ урока включает следующие показатели:
- Настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии.
- Развитие и тренировка памяти учащихся.
- Развитие мышления учащихся.
- Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
Психолого-педагогический анализ урока включает следующие показатели :
- Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
- Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его.
- Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.
9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом.
Анализ урока способствует:
- повышению осознанности своей деятельности - самопознание и саморазвитие учителя,
- возможности посмотреть на свой урок со стороны и оценить его как в целом, так и каждый компонент в отдельности,
- формированию у учителя аналитических способностей, прогностических умений, развитию познавательного интереса,
- совершенствованию профессионально-педагогического мастерства учителя
Анализируются:
- особенность деятельности учителя на уроке,
- особенности учащихся и их деятельность по усвоению знаний и формированию умений и навыков,
- особенности общения учителя и учащихся.
Умения учителя:
Для успешного психологического анализа урока учителю необходимо вырабатывать у себя следующие умения.
Умения учителя:
- 1. Увидеть, подготовлен ли класс к уроку .
В случае неподготовленности учеников, не усвоения ими предыдущего материала не следует сразу переходить к изложению нового. Необходимо выяснить причины случившегося и по возможности повторить предыдущий материал, позаботившись на этот раз о его усвоении всеми учащимися.
Умения учителя:
- 2. В течение урока наблюдать за дисциплиной . Массовое отвлечение внимания от содержания урока требует оперативного вмешательства учителя и использования наиболее подходящих средств для возвращения вниманию учащихся деловой направленности.
Умения учителя:
- 3. Замечать психофизическое состояние детей .
Даже если ученики не предпринимают преднамеренных нарушений дисциплины, все же в случае накопившегося утомления или какого-то эмоционально значимого события сосредоточить их внимание на уроке также становится непростой задачей, требующей дополнительных усилий и временных затрат.
Умения учителя:
- 4. Воспринимать реакцию учащихся на свои вопросы .
Если дети не сразу осмысливают вопрос и подолгу не отвечают, следует изменить его формулировку (но чтобы она не содержала прямых подсказок!).
Умения учителя:
- 5. Внимательно слушать ответы учащихся .
Их ошибки и неточности могут подсказать учителю, какие недочеты он допустил сам при изложении данного материала .
Умения учителя:
- 6. Постоянно держать весь класс в поле зрения и организовывать наблюдение учащихся за ответами товарищей .
Нередко встречаются ситуации, когда учитель сосредоточивает свое внимание на отвечающем ученике, а класс оказывается предоставлен сам себе, из-за чего педагогический эффект опроса резко снижается. Чтобы избежать этого, необходимо мотивировать учащихся к слежению за ответами товарищей.
Умения учителя:
- 7. Воспринимать реакцию учеников на свое объяснение .
Уже по одному тому, куда направлены взгляды учеников, и какие позы они принимают, можно судить о том, доступен ли, интересен ли, важен ли для них объясняемый материал. Видя пассивную реакцию учащихся, опытный педагог в состоянии оперативно изменить стиль объяснения, подобрать яркий пример, найти другие способы активизации их внимания.
Умения учителя:
- 8. Замечать особенности учебной деятельности класса в целом, отдельных групп учащихся (сильных, средних и слабых) и каждого конкретного ученика – темп работы, затруднения, типичные ошибки, глубину усвоения материала, умение самостоятельно применять знания на практике, качество выполняемой работы, продвижение в учебе.
Умения учителя:
- 9. Наблюдать за собственными поведением и речью .
Каждое произнесенное слово, используемые интонации, передвижения по классу играют важную роль в организации внимания учащихся и обеспечении оптимального темпа работы на уроке.
Умения учителя:
- 10. Распределять внимание для наблюдения одновременно за несколькими объектами .
Аналогичная способность также выделена в общей классификации педагогических способностей.
Показатели для анализа урока
Применение методов мотивации в начале урока (фронтальная, индивидуальная, мотивация значимости изучаемого, мотивация результатами – оценки и т.п.)
Формирование познавательных интересов учащихся средствами самого урока.
Показатели для анализа урока
Наблюдение за учащимся со стороны учителя – отношение ученика к уроку
Заинтересованность учащихся материалом урока
Показатели для анализа урока
Создание психологических условий для активной работы учащихся на уроке
- развития внимания, развития и тренировки памяти учащихся, развития мышления учащихся, развития воображения учащихся через образную подачу материала
- развития внимания,
- развития и тренировки памяти учащихся,
- развития мышления учащихся,
- развития воображения учащихся через образную подачу материала
Показатели для анализа урока
Создание психологических условий для активной работы учащихся на уроке
- Дисциплинированность
- Организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока:
- активность класса
- активность отдельных учащихся
Показатели для анализа урока
Создание психологических условий для активной работы учащихся на уроке
- Создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий
- Отношение учащихся к учителю (положительное, равнодушное, негативное)
- Педагогическая техника учителя: умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся
Показатели для анализа урока
Создание методических условий
- Организация учителем самостоятельной работы учащихся (тренировочные упражнения
- самостоятельные работы):
- степень сложности
- вариативность
- индивидуальный подход к заданиям
- инструктаж
Показатели для анализа урока
Создание методических условий
- Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности
- Использование средств, форм обучения, учитывающих личностные особенности учащихся
Показатели для анализа урока
Контроль и оценка
- Наблюдение за учащимися – освоили ли они материал
- Наличие обратной связи с учащимися
- Оценка устная, итоговая, её комментарии
Показатели для анализа урока
Контроль и оценка
- Контроль деятельности учащихся:
- готовность к уроку (учебные принадлежности) проверка домашнего задания
- готовность к уроку (учебные принадлежности)
- проверка домашнего задания
в ходе изучения нового
- в ходе различных форм самостоятельной работы
- в ходе различных форм самостоятельной работы
Вместо заключения:
- Анализ урока предполагает достаточно высокий уровень владения и оперирования психологическими знаниями, которые позволяют учителю принимать правильные решения в сложных непрогнозируемых педагогических ситуациях, в условиях дефицита времени.
Вместо заключения:
- Это самый сложный аспект психологического анализа урока, и на практике далеко не все учителя владеют им в полном объеме.
- Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства учителя !!!
Использована литература:
Педагогика личности : от концепций до технологий : учебно-практическое пособие для учителей, студентов, магистрантов и аспирантов, слушателей ИПК / С. В. Кульневич. - Ростов н/Д : Учитель, 2001. - 160 с. - (Педагогика нового времени). - 3000 экз.. - ISBN 5-87807-198-3