СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Психолого-педагогический анализ урока"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации может быть использован для изучения особенностей организации анализа урока с проблемными учащимися

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Психолого-педагогический анализ урока"»

Психолого-педагогический анализ урока как средство развития педагогических способностей и формирования педагогических умений Урок – основная организационная единица процесса обучения совместной деятельности учителя и учащихся Зам. директора МБОУ «СОШ» №3 п.Арамиль Баева Л.И.

Психолого-педагогический анализ урока как средство развития педагогических способностей и формирования педагогических умений

Урок – основная организационная единица процесса обучения совместной деятельности учителя и учащихся

Зам. директора

МБОУ «СОШ» №3 п.Арамиль

Баева Л.И.

 Учитель на уроке выступает для учеников в разных качествах: как интересный собеседник, исследователь, испытатель. Учащиеся черпают у него все новое содержание: предметное, личностное, интеллектуальное, деятельностное, поведенческое.

Учитель на уроке выступает для учеников в разных качествах: как интересный собеседник, исследователь, испытатель.

Учащиеся черпают у него все новое содержание: предметное, личностное, интеллектуальное, деятельностное, поведенческое.

 Психолого-педагогический анализ урока Каждая педагогическая ситуация требует оперативной реакции учителя, умения правильно сориентироваться в возникшей обстановке, приспособить план урока к изменившейся ситуации.

Психолого-педагогический анализ урока

  • Каждая педагогическая ситуация требует оперативной реакции учителя, умения правильно сориентироваться в возникшей обстановке, приспособить план урока к изменившейся ситуации.
 Психолого-педагогический анализ урока Безусловно, тщательное планирование урока заранее необходимо, но каждая возникающая по ходу урока педагогическая ситуация несет в себе немало неожиданного, непредвиденного. В таких случаях успех урока будет даже в большей степени, чем от его предварительной подготовки, зависеть от быстроты реакции учителя, умения проанализировать возникшую обстановку и гибко изменить план урока в соответствии с ситуацией.

Психолого-педагогический анализ урока

  • Безусловно, тщательное планирование урока заранее необходимо, но каждая возникающая по ходу урока педагогическая ситуация несет в себе немало неожиданного, непредвиденного. В таких случаях успех урока будет даже в большей степени, чем от его предварительной подготовки, зависеть от быстроты реакции учителя, умения проанализировать возникшую обстановку и гибко изменить план урока в соответствии с ситуацией.
 Психолого-педагогический анализ урока включает следующие показатели:  Настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии. Развитие внимания. Развитие и тренировка памяти учащихся. Развитие мышления учащихся. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

Психолого-педагогический анализ урока включает следующие показатели:

  • Настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии.
  • Развитие внимания.
  • Развитие и тренировка памяти учащихся.
  • Развитие мышления учащихся.
  • Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
Психолого-педагогический анализ урока включает следующие показатели :   Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом. 9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом.

Психолого-педагогический анализ урока включает следующие показатели :

  • Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
  • Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его.
  • Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом.

 Анализ урока способствует: повышению осознанности своей деятельности - самопознание и саморазвитие учителя, возможности посмотреть на свой урок со стороны и оценить его как в целом, так и каждый компонент в отдельности, формированию у учителя аналитических способностей, прогностических умений, развитию познавательного интереса, совершенствованию профессионально-педагогического мастерства учителя

Анализ урока способствует:

  • повышению осознанности своей деятельности - самопознание и саморазвитие учителя,
  • возможности посмотреть на свой урок со стороны и оценить его как в целом, так и каждый компонент в отдельности,
  • формированию у учителя аналитических способностей, прогностических умений, развитию познавательного интереса,
  • совершенствованию профессионально-педагогического мастерства учителя
 Анализируются:   особенность деятельности учителя на уроке, особенности учащихся и их деятельность по усвоению знаний и формированию умений и навыков, особенности общения учителя и учащихся.

Анализируются:

  • особенность деятельности учителя на уроке,
  • особенности учащихся и их деятельность по усвоению знаний и формированию умений и навыков,
  • особенности общения учителя и учащихся.
 Умения учителя: Для успешного психологического анализа урока учителю необходимо вырабатывать у себя следующие умения.

Умения учителя:

Для успешного психологического анализа урока учителю необходимо вырабатывать у себя следующие умения.

 Умения учителя: 1.  Увидеть, подготовлен ли класс к уроку . В случае неподготовленности учеников, не усвоения ими предыдущего материала не следует сразу переходить к изложению нового. Необходимо выяснить причины случившегося и по возможности повторить предыдущий материал, позаботившись на этот раз о его усвоении всеми учащимися.

Умения учителя:

  • 1.  Увидеть, подготовлен ли класс к уроку .

В случае неподготовленности учеников, не усвоения ими предыдущего материала не следует сразу переходить к изложению нового. Необходимо выяснить причины случившегося и по возможности повторить предыдущий материал, позаботившись на этот раз о его усвоении всеми учащимися.

 Умения учителя: 2.  В течение урока наблюдать за дисциплиной . Массовое отвлечение внимания от содержания урока требует оперативного вмешательства учителя и использования наиболее подходящих средств для возвращения вниманию учащихся деловой направленности.

Умения учителя:

  • 2.  В течение урока наблюдать за дисциплиной . Массовое отвлечение внимания от содержания урока требует оперативного вмешательства учителя и использования наиболее подходящих средств для возвращения вниманию учащихся деловой направленности.
 Умения учителя:   3.  Замечать психофизическое состояние детей . Даже если ученики не предпринимают преднамеренных нарушений дисциплины, все же в случае накопившегося утомления или какого-то эмоционально значимого события сосредоточить их внимание на уроке также становится непростой задачей, требующей дополнительных усилий и временных затрат.

Умения учителя:

  • 3.  Замечать психофизическое состояние детей .

Даже если ученики не предпринимают преднамеренных нарушений дисциплины, все же в случае накопившегося утомления или какого-то эмоционально значимого события сосредоточить их внимание на уроке также становится непростой задачей, требующей дополнительных усилий и временных затрат.

 Умения учителя: 4.  Воспринимать реакцию учащихся на свои вопросы . Если дети не сразу осмысливают вопрос и подолгу не отвечают, следует изменить его формулировку (но чтобы она не содержала прямых подсказок!).

Умения учителя:

  • 4.  Воспринимать реакцию учащихся на свои вопросы .

Если дети не сразу осмысливают вопрос и подолгу не отвечают, следует изменить его формулировку (но чтобы она не содержала прямых подсказок!).

 Умения учителя: 5.  Внимательно слушать ответы учащихся . Их ошибки и неточности могут подсказать учителю, какие недочеты он допустил сам при изложении данного материала .

Умения учителя:

  • 5.  Внимательно слушать ответы учащихся .

Их ошибки и неточности могут подсказать учителю, какие недочеты он допустил сам при изложении данного материала .

 Умения учителя: 6.  Постоянно держать весь класс в поле зрения и организовывать наблюдение учащихся за ответами товарищей . Нередко встречаются ситуации, когда учитель сосредоточивает свое внимание на отвечающем ученике, а класс оказывается предоставлен сам себе, из-за чего педагогический эффект опроса резко снижается. Чтобы избежать этого, необходимо мотивировать учащихся к слежению за ответами товарищей.

Умения учителя:

  • 6.  Постоянно держать весь класс в поле зрения и организовывать наблюдение учащихся за ответами товарищей .

Нередко встречаются ситуации, когда учитель сосредоточивает свое внимание на отвечающем ученике, а класс оказывается предоставлен сам себе, из-за чего педагогический эффект опроса резко снижается. Чтобы избежать этого, необходимо мотивировать учащихся к слежению за ответами товарищей.

 Умения учителя: 7.  Воспринимать реакцию учеников на свое объяснение . Уже по одному тому, куда направлены взгляды учеников, и какие позы они принимают, можно судить о том, доступен ли, интересен ли, важен ли для них объясняемый материал. Видя пассивную реакцию учащихся, опытный педагог в состоянии оперативно изменить стиль объяснения, подобрать яркий пример, найти другие способы активизации их внимания.

Умения учителя:

  • 7.  Воспринимать реакцию учеников на свое объяснение .

Уже по одному тому, куда направлены взгляды учеников, и какие позы они принимают, можно судить о том, доступен ли, интересен ли, важен ли для них объясняемый материал. Видя пассивную реакцию учащихся, опытный педагог в состоянии оперативно изменить стиль объяснения, подобрать яркий пример, найти другие способы активизации их внимания.

 Умения учителя: 8.  Замечать особенности учебной деятельности  класса в целом, отдельных групп учащихся (сильных, средних и слабых) и каждого конкретного ученика – темп работы, затруднения, типичные ошибки, глубину усвоения материала, умение самостоятельно применять знания на практике, качество выполняемой работы, продвижение в учебе.

Умения учителя:

  • 8.  Замечать особенности учебной деятельности  класса в целом, отдельных групп учащихся (сильных, средних и слабых) и каждого конкретного ученика – темп работы, затруднения, типичные ошибки, глубину усвоения материала, умение самостоятельно применять знания на практике, качество выполняемой работы, продвижение в учебе.
 Умения учителя: 9.  Наблюдать за собственными поведением и речью . Каждое произнесенное слово, используемые интонации, передвижения по классу играют важную роль в организации внимания учащихся и обеспечении оптимального темпа работы на уроке.

Умения учителя:

  • 9.  Наблюдать за собственными поведением и речью .

Каждое произнесенное слово, используемые интонации, передвижения по классу играют важную роль в организации внимания учащихся и обеспечении оптимального темпа работы на уроке.

 Умения учителя: 10.  Распределять внимание для наблюдения одновременно за несколькими объектами . Аналогичная способность также выделена в общей классификации педагогических способностей.

Умения учителя:

  • 10.  Распределять внимание для наблюдения одновременно за несколькими объектами .

Аналогичная способность также выделена в общей классификации педагогических способностей.

 Показатели для анализа урока   Мотивация учащихся Применение методов мотивации в начале урока (фронтальная, индивидуальная, мотивация значимости изучаемого, мотивация результатами – оценки и т.п.) Формирование познавательных интересов учащихся средствами самого урока.

Показатели для анализа урока

  • Мотивация учащихся

Применение методов мотивации в начале урока (фронтальная, индивидуальная, мотивация значимости изучаемого, мотивация результатами – оценки и т.п.)

Формирование познавательных интересов учащихся средствами самого урока.

 Показатели для анализа урока   Мотивация учащихся Наблюдение за учащимся со стороны учителя – отношение ученика к уроку Заинтересованность учащихся материалом урока

Показатели для анализа урока

  • Мотивация учащихся

Наблюдение за учащимся со стороны учителя – отношение ученика к уроку

Заинтересованность учащихся материалом урока

 Показатели для анализа урока   Создание психологических условий для активной работы учащихся на уроке Условия для: развития внимания, развития и тренировки памяти учащихся, развития мышления учащихся, развития воображения учащихся через образную подачу материала развития внимания, развития и тренировки памяти учащихся, развития мышления учащихся, развития воображения учащихся через образную подачу материала

Показатели для анализа урока

Создание психологических условий для активной работы учащихся на уроке

  • Условия для:
  • развития внимания, развития и тренировки памяти учащихся, развития мышления учащихся, развития воображения учащихся через образную подачу материала
  • развития внимания,
  • развития и тренировки памяти учащихся,
  • развития мышления учащихся,
  • развития воображения учащихся через образную подачу материала
 Показатели для анализа урока   Создание психологических условий для активной работы учащихся на уроке Дисциплинированность Организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока: активность класса активность отдельных учащихся

Показатели для анализа урока

Создание психологических условий для активной работы учащихся на уроке

  • Дисциплинированность
  • Организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока:
  • активность класса
  • активность отдельных учащихся
 Показатели для анализа урока   Создание психологических условий для активной работы учащихся на уроке Создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий Отношение учащихся к учителю (положительное, равнодушное, негативное) Педагогическая техника учителя: умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся

Показатели для анализа урока

Создание психологических условий для активной работы учащихся на уроке

  • Создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий
  • Отношение учащихся к учителю (положительное, равнодушное, негативное)
  • Педагогическая техника учителя: умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся
 Показатели для анализа урока   Создание методических условий Организация учителем самостоятельной работы учащихся (тренировочные упражнения самостоятельные работы): степень сложности вариативность индивидуальный подход к заданиям инструктаж

Показатели для анализа урока

Создание методических условий

  • Организация учителем самостоятельной работы учащихся (тренировочные упражнения
  • самостоятельные работы):
  • степень сложности
  • вариативность
  • индивидуальный подход к заданиям
  • инструктаж
 Показатели для анализа урока   Создание методических условий Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности Использование средств, форм обучения, учитывающих личностные особенности учащихся

Показатели для анализа урока

Создание методических условий

  • Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности
  • Использование средств, форм обучения, учитывающих личностные особенности учащихся
 Показатели для анализа урока   Контроль и оценка Наблюдение за учащимися – освоили ли они материал Наличие обратной связи с учащимися Оценка устная, итоговая, её комментарии

Показатели для анализа урока

Контроль и оценка

  • Наблюдение за учащимися – освоили ли они материал
  • Наличие обратной связи с учащимися
  • Оценка устная, итоговая, её комментарии
 Показатели для анализа урока   Контроль и оценка Контроль деятельности учащихся: готовность к уроку (учебные принадлежности) проверка домашнего задания готовность к уроку (учебные принадлежности) проверка домашнего задания в ходе изучения нового в ходе различных форм самостоятельной работы в ходе различных форм самостоятельной работы

Показатели для анализа урока

Контроль и оценка

  • Контроль деятельности учащихся:
  • готовность к уроку (учебные принадлежности) проверка домашнего задания
  • готовность к уроку (учебные принадлежности)
  • проверка домашнего задания

в ходе изучения нового

  • в ходе различных форм самостоятельной работы
  • в ходе различных форм самостоятельной работы
 Вместо заключения: Анализ урока предполагает достаточно высокий уровень владения и оперирования психологическими знаниями, которые позволяют учителю принимать правильные решения в сложных непрогнозируемых педагогических ситуациях, в условиях дефицита времени.

Вместо заключения:

  • Анализ урока предполагает достаточно высокий уровень владения и оперирования психологическими знаниями, которые позволяют учителю принимать правильные решения в сложных непрогнозируемых педагогических ситуациях, в условиях дефицита времени.
 Вместо заключения: Это самый сложный аспект психологического анализа урока, и на практике далеко не все учителя владеют им в полном объеме. Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства учителя !!!

Вместо заключения:

  • Это самый сложный аспект психологического анализа урока, и на практике далеко не все учителя владеют им в полном объеме.
  • Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства учителя !!!
 Использована литература:  Педагогика личности : от концепций до технологий : учебно-практическое пособие для учителей, студентов, магистрантов и аспирантов, слушателей ИПК / С. В. Кульневич. - Ростов н/Д : Учитель, 2001. - 160 с. - (Педагогика нового времени). - 3000 экз.. - ISBN 5-87807-198-3

Использована литература:

Педагогика личности : от концепций до технологий : учебно-практическое пособие для учителей, студентов, магистрантов и аспирантов, слушателей ИПК / С. В. Кульневич. - Ростов н/Д : Учитель, 2001. - 160 с. - (Педагогика нового времени). - 3000 экз.. - ISBN 5-87807-198-3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!