СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация работы студентов "Трансформация кроя якутского национального платья "халадаай" в современных условиях. Руководитель: Толкачева М.А.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленной работе отражены история происхождения якутского национального платья, и его трансформация в современных условиях, это сравнительная характеристика традиционного платья якутов и в современном дизайне. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация работы студентов "Трансформация кроя якутского национального платья "халадаай" в современных условиях. Руководитель: Толкачева М.А.»

     ТРАНСФОРМАЦИЯ КРОЯ ТРАДИЦИОННОГО ПЛАТЬЯ «ХАЛАДААЙ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ   Авторы: Барамыгина Яна Кирилловна, Данилова Юлианна Николаевна студентки 1 курса группы МПО-54, ГБПОУ РС(Я) ЯИПК Научный руководитель: Толкачева Марианна Александровна, мастер п/о

ТРАНСФОРМАЦИЯ КРОЯ ТРАДИЦИОННОГО ПЛАТЬЯ «ХАЛАДААЙ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы: Барамыгина Яна Кирилловна, Данилова Юлианна Николаевна

студентки 1 курса группы МПО-54,

ГБПОУ РС(Я) ЯИПК

Научный руководитель: Толкачева Марианна Александровна, мастер п/о

Актуальность В настоящее время возрастает интерес народов к истории национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Именно поэтому, несмотря на развитие науки и техники, все чаще можно слышать призыв оглянуться, посмотреть в сторону традиционной народной культуры, основанной на многовековых традициях, вобравшей в себя духовность многих поколений людей.

Актуальность

  • В настоящее время возрастает интерес народов к истории национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Именно поэтому, несмотря на развитие науки и техники, все чаще можно слышать призыв оглянуться, посмотреть в сторону традиционной народной культуры, основанной на многовековых традициях, вобравшей в себя духовность многих поколений людей.
Цель работы: Трансформация кроя якутского традиционного национального платья «халадаай» в современных условиях.  Задачи исследования: Теоретический анализ исторической, этнографической и публицистической литературы, фотоматериалов и рисунков, на которых представлены примеры одежды народа Саха. Отбор отдельных элементов традиционного костюма для их трансформации на современную одежду, определение значения каждого из элементов, подготовка эскизов будущих моделей. Разработка и изготовление проекта на основе трансформации кроя традиционного платья «халадаай».

Цель работы: Трансформация кроя якутского традиционного национального платья «халадаай» в современных условиях.

Задачи исследования:

  • Теоретический анализ исторической, этнографической и публицистической литературы, фотоматериалов и рисунков, на которых представлены примеры одежды народа Саха.
  • Отбор отдельных элементов традиционного костюма для их трансформации на современную одежду, определение значения каждого из элементов, подготовка эскизов будущих моделей.
  • Разработка и изготовление проекта на основе трансформации кроя традиционного платья «халадаай».
Объект исследования: Традиционное якутское национальное платье «халадаай»   предмет исследования: Использование и трансформация кроя традиционного якутского платья «халадаай» Гипотеза исследования: Дизайн одежды народа Саха в современных условиях предполагает не только изготовление и копирование национальных традиционных платьев «халадаай», но и создание «образа девушки Саха нового времени».

Объект исследования: Традиционное якутское национальное платье «халадаай»

предмет исследования: Использование и трансформация кроя традиционного якутского платья «халадаай»

  • Гипотеза исследования: Дизайн одежды народа Саха в современных условиях предполагает не только изготовление и копирование национальных традиционных платьев «халадаай», но и создание «образа девушки Саха нового времени».
Методы исследования:    методы теоретического анализа исторической, этнографической и публицистической литературы; фиксация данных, отбор моделей с целью применения отдельных элементов в современном костюме; В качестве практической значимости работы можно привести разработку проекта по трансформации элементов традиционного платья «халадаай» народа Саха на современную одежду.

Методы исследования:

  • методы теоретического анализа исторической, этнографической и публицистической литературы;
  • фиксация данных, отбор моделей с целью применения отдельных элементов в современном костюме;
  • В качестве практической значимости работы можно привести разработку проекта по трансформации элементов традиционного платья «халадаай» народа Саха на современную одежду.
История происхождения  платья «халадаай» Появление платья «халадаай» у якутов исследователи относят к периоду христианизации Якутии в середине XVII века. Одежду древних якутов можно разделить и по чисто функциональному применению: 1. ритуальная одежда, тесно связанная с религией (кумысопитие, свадебные обряды, проводы Айыысыт, встреча Солнца, камлание шамана и т.д.); 2. теплая одежда для дальних поездок; 3. охотничья, рабочая одежда; 4. домашняя одежда без всяких украшений.

История происхождения платья «халадаай»

  • Появление платья «халадаай» у якутов исследователи относят к периоду христианизации Якутии в середине XVII века.
  • Одежду древних якутов можно разделить и по чисто функциональному применению:
  • 1. ритуальная одежда, тесно связанная с религией (кумысопитие, свадебные обряды, проводы Айыысыт, встреча Солнца, камлание шамана и т.д.);
  • 2. теплая одежда для дальних поездок;
  • 3. охотничья, рабочая одежда;
  • 4. домашняя одежда без всяких украшений.
Традиционное платье «Халадаай» Кокетка переда Кокетка спинки Полочка Спинка Оборка «Байбара» Рукава Манжеты Воротник-стойка

Традиционное платье «Халадаай»

  • Кокетка переда
  • Кокетка спинки
  • Полочка
  • Спинка
  • Оборка «Байбара»
  • Рукава
  • Манжеты
  • Воротник-стойка
Выбор цвета материалов

Выбор цвета материалов

Выбор материалов   Вуаль - ткань при пошиве как торжественных, так и повседневных женских нарядов. Особенно часто вуаль используют при изготовлении свадебных платьев и одежды в романтическом стиле. Свойства Ткань вуаль выступает крайне мягким, податливым материалом, который отличается полупрозрачной матовой структурой. Для данной основы характерно ощущение особой легкости и воздушности. Вуаль отлично пропускает воздух.

Выбор материалов

  • Вуаль - ткань при пошиве как торжественных, так и повседневных женских нарядов. Особенно часто вуаль используют при изготовлении свадебных платьев и одежды в романтическом стиле.
  • Свойства Ткань вуаль выступает крайне мягким, податливым материалом, который отличается полупрозрачной матовой структурой. Для данной основы характерно ощущение особой легкости и воздушности. Вуаль отлично пропускает воздух.
Выбор материалов: Батист и бязь - производятся из натурального сырья, является экологичным материалом, не вызывает аллергический проявлений; легко пропускают через себя воздух и влагу, в жаркий день создает ощущение прохлады и освежает тело; приятен на ощупь, не раздражает кожные покровы тела; изделия из батиста хорошо сохраняют свою форму;

Выбор материалов:

  • Батист и бязь - производятся из натурального сырья, является экологичным материалом, не вызывает аллергический проявлений;
  • легко пропускают через себя воздух и влагу, в жаркий день создает ощущение прохлады и освежает тело;
  • приятен на ощупь, не раздражает кожные покровы тела;
  • изделия из батиста хорошо сохраняют свою форму;
Каждая девушка хочет выглядеть модно, особенно с приближением национального праздника «Ысыах», что подвигло на разработку проекта по трансформации элементов традиционного платья «халадаай» народа Саха в современных условиях.   Данная разработка предполагает изготовление трех платьев с элементами якутского национального платья, где использованы из традиционной одежды народов Саха элементы якутского национального платья «халадаай». Ярким элементом трансформации кроя, можно считать:  Оборку по низу юбки «байбара», Воротник-стойка с рюшами Рукава со сборкой по окату.

Каждая девушка хочет выглядеть модно, особенно с приближением национального праздника «Ысыах», что подвигло на разработку проекта по трансформации элементов традиционного платья «халадаай» народа Саха в современных условиях.

  • Данная разработка предполагает изготовление трех платьев с элементами якутского национального платья, где использованы из традиционной одежды народов Саха элементы якутского национального платья «халадаай».
  • Ярким элементом трансформации кроя, можно считать:
  • Оборку по низу юбки «байбара»,
  • Воротник-стойка с рюшами
  • Рукава со сборкой по окату.
№ Описание платья 1. Трансформация кроя Белое женское платье 44 размера, рукава – кроя летучая мышь, Значение низ изделия – ассиметричный, Рукава Линия проймы опущена к линии талии Низ изделия – асимметрии. Оборки низ рукавов обработан резиновыми нитками. Главной особенностью якутской одежды воспевали красоту девушек, сравнивая ее со стерхом. Якуты считали стерха божественной птицей. Охотник, случайно убивший стерха, по древнему ритуалу, одевал его в нарядную женскую одежду, и вносил его через правое окно жилища, затем клал на стол. Тогда душа птицы смягчалась и прощала охотника. Якуты сравнивали голоса стерхов с голосами девушек, а их движения- с танцами девушек в прекрасных одеяниях.  

Описание платья

1.

Трансформация кроя

Белое женское платье 44 размера, рукава – кроя летучая мышь,

Значение

низ изделия – ассиметричный,

  • Рукава
  • Линия проймы опущена к линии талии
  • Низ изделия – асимметрии.
  • Оборки

низ рукавов обработан резиновыми нитками.

Главной особенностью якутской одежды воспевали красоту девушек, сравнивая ее со стерхом. Якуты считали стерха божественной птицей. Охотник, случайно убивший стерха, по древнему ритуалу, одевал его в нарядную женскую одежду, и вносил его через правое окно жилища, затем клал на стол. Тогда душа птицы смягчалась и прощала охотника. Якуты сравнивали голоса стерхов с голосами девушек, а их движения- с танцами девушек в прекрасных одеяниях.

 

Заключение  Итак, проведя работу по трансформации элементов традиционного платья «халадаай», можно определить, что традиционное платье образует особую историко-этнографическую область, занимающую огромное пространство по всей Республике Саха (Якутия), но в современных условиях осуществлена проектная деятельность этнокультурной направленности и создание образа «девушка Саха нового времени».

Заключение

  • Итак, проведя работу по трансформации элементов традиционного платья «халадаай», можно определить, что традиционное платье образует особую историко-этнографическую область, занимающую огромное пространство по всей Республике Саха (Якутия), но в современных условиях осуществлена проектная деятельность этнокультурной направленности и создание образа «девушка Саха нового времени».
«Традиционный крой платья халадаай»

«Традиционный крой платья халадаай»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!