Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»
Методическая разработка
Развитие координационных способностей у младших школьников средствами подвижных игр
Выполнила:
учитель физической культуры
Синдеева Наталия Владимировна,
.
Цель работы
- Цель работы – выявление повышения координационных способностей у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе по средствам подвижных игр
Задачи
На основании поставленной цели были определены задачи выпускной аттестационной работы:
- Проанализировать особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста.
- Изучить средства и методы воспитания координационных способностей
- Определить динамику показателей тестирования развития координационных способностей детей.
Объект и предмет исследования
- Объект исследования – образовательный процесс по физической культуре младших школьников в разделе «Легкая атлетика».
- Предмет исследования – процесс формирования у младших школьников координационных способностей по средством подвижных игр.
Практическая значимость исследования
- Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных нами результатов в образовательных школах, спортивных лагерях, а также будет полезно тренерам, работающих в спортивных школах с детьми младшего школьного возраста, педагогам дошкольного и дополнительного образования
Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста
- Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками.
- У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях.
- Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия
Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста
- Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
- Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
- В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Понятие о координационных способностях, виды координационных способностей
- Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.
- Координационные способности включают в себя: пространственную ориентировку, точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие.
Понятие о координационных способностях, виды координационных способностей
- Наиболее эффективным методом воспитания ловкости является игровом метод с дополнительными заданиями и без них.
- Игровой метод с дополнительными заданиями предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.
Понятие о координационных способностях, виды координационных способностей
- Характеристики координации.
- Способность к овладению новыми движениями
- Способность к импровизации
- Адекватность реакций и движений в данной ситуации, ее целесообразность и своевременность
- Особенность восприятий
Средства и методы воспитания координационных способностей
- Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
- Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.
Средства и методы воспитания координационных способностей
- На уроке применяют две группы средств для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность :
- а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
- б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей
Средства и методы воспитания координационных способностей
- Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:
- 1) стандартно-повторного упражнения;
- 2) вариативного упражнения;
- 3) игровой;
- 4) соревновательный.
Средства и методы воспитания координационных способностей
- Для развития координационных способностей человека можно использовать подвижные игры.
- Для младшего школьного возраста игры отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью в движении. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений, их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными: обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Выявление развития координационных способностей школьников с помощью стандартных тестов
- Опытно – экспериментальная работа по развитию координационных способностей проводилась в 4 «Б» классе школы № 13 г. Арзамаса.
- В классе обучаются 26 человек. Из них 4 человека имеют специальную группу по разным категориям заболеваний.
Выявление развития координационных способностей школьников с помощью стандартных тестов
- Первым этапом являлся подбор, изучение и анализ литературных источников. Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.
- На втором этапе проводилось тестирование учащихся, которое включало три кувырка вперед, четыре поворота на гимнастической скамейке, челночный бег.
Выявление развития координационных способностей школьников с помощью стандартных тестов
- 1. "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку.
- При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.
Выявление развития координационных способностей школьников с помощью стандартных тестов
- 2. Балансирование на гимнастической скамейке.
- Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования. Испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).
Выявление развития координационных способностей школьников с помощью стандартных тестов
- 3. Челночный бег 3х10. Испытуемый по команде «марш!» пробегает 10-метровый отрезок, берет брусок (5х5х10 см), пробегает второй отрезок, кладет брусок и, пробежав третий отрезок, заканчивает тест.
- Определяется время пробегания трех отрезков. Обязательным требованием является пересечение линии 10-метрового отрезка одной из ног испытуемого.
Выявление развития координационных способностей школьников с помощью стандартных тестов
- На основании стандартных тестов на координацию движения учащиеся класса были поделены на две группы - контрольную «А» и экспериментальную «Б».
- При проведении тестирования на первом этапе результаты учащихся контрольной группы были несколько лучше, чем у учащихся экспериментальной группы
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей
- На уроках физической культуры в разделе «Легкая атлетика» для учеников экспериментальной группы было отведено большее количество времени на подвижные игры. Такие как:
- Рывок за мячом
- Догнать-обогнать
- Наступление
- Гонка с выбыванием
- Русская лапта
- Пушбол
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей
- Наблюдалось на уроках, что дети из экспериментальной группы испытывали огромную радость, участвуя в подвижных играх, сформировался устойчивый интерес к урокам физкультуры. Дети начали активно участвовать в школьных спартакиадах между классами, стали более коммуникабельными. Повысились координационные способности, что и подтвердили проведенные контрольные тесты.
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей. Сравнительные диаграммы результатов групп «А» и «Б» Рисунок 1. Сравнительная диаграмма проявления координационных способностей школьников группы «А» «3 кувырка вперед»
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей. Сравнительные диаграммы результатов групп «А» и «Б» Рисунок 2. Сравнительная диаграмма проявления координационных способностей школьников группы «А» «4 поворота на гимнастической скамейке»
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей. Сравнительные диаграммы результатов групп «А» и «Б» Рисунок 3. Сравнительная диаграмма проявления координационных способностей школьников группы «А» «Челночный бег»
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей. Сравнительные диаграммы результатов групп «А» и «Б» Рисунок 4. Сравнительная диаграмма проявления координационных способностей школьников группы «Б» «3 кувырка вперед»
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей. Сравнительные диаграммы результатов групп «А» и «Б» Рисунок 5. Сравнительная диаграмма проявления координационных способностей школьников группы «Б» «4 поворота на гимнастической скамейке»
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей. Сравнительные диаграммы результатов групп «А» и «Б» Рисунок 6. Сравнительная диаграмма проявления координационных способностей школьников группы «Б» «Челночный бег»
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей. Сравнительные диаграммы результатов групп «А» и «Б» Рисунок 7. Сравнительный график группы «А» и «Б» «3 кувырка вперед» на начало и конец четверти
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей. Сравнительные диаграммы результатов групп «А» и «Б» Рисунок 8. Сравнительный график группы «А» и «Б» «4 поворота на гимнастической скамейке» на начало и конец четверти
Определение динамики показателей тестирования развития координационных способностей детей. Сравнительные диаграммы результатов групп «А» и «Б» Рисунок 9. Сравнительный график группы «А» и «Б» «Челночный бег» на начало и конец четверти
Заключение
- Все подвижные игры способствуют всестороннему развитию. Дети, играя, учатся думать, развиваются интеллектуально, развиваются физически. Один из важных моментов подвижных игр – это доступность. На каждом уроке отводится время для подвижных игр, и дети с нетерпением ждут этого момента.
- Результаты тестирования говорят о том, что подвижные игры обязательны на уроках физкультуры в начальном звене, в школьных лагерях, спортивных школах и чем больше их видов, направленных на развитие координационных способностей, тем выше физическое развитие ученика.
- Занятия с использованием подвижных игр способствуют формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту.
Спасибо за внимание!