Повторение ранее изученного. | Фронтальный опрос: 1. Исходной датой начала войны является 1 августа 1914 года. Какие события предшествовали этому и что произошло именно в этот день? Почему Германия объявила войну России? 2. Какие военные блоки сложились в Европе накануне Первой мировой войны, какие страны они включали? 3. Каким было отношение общества к начавшейся войне? 4. Работа с текстом: 1) Изучить высочайший манифест Николая II от 20 июля 1914 «С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования… Ныне предстоит уже не заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целостность России и положение её среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши подданные». 2) Назвать причины вступления России в войну, перечисленные Царем. 3) Назвать задачу, которую ставило перед Россией царское правительство. | Ответы учащихся: 1. Покушение на Франца-Иосифа. 30 июля Австрия объявила войну Сербии. 1 августа Германия объявила войну России. Мобилизация. 2. Антанта (Россия, Франция и Великобритания против Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия, после 1915 вместо нее Турция и Болгария). 3. Изначально общество сплотилось перед войной, снизились революционные волнения, но в последствии на исходе военного потенциала России все слои общества требовали окончания войны. 4. Работа с документом, ответы на вопросы после документа | Слайд №2 (с. 15 учебника) |
Формирование новых знаний 1. Забытые достижения России. 2. Ход военных действий на Восточном фронте 3. Подвиги России – Сморгонь и Осовец. 4. Итоги войны | К началу 1914 г. мы обладали армией вооруженной новейшим вооружением (Винтовка Мосина, пулемет Мадсена и Максима), униформой защитного цвета и гордостью что мы великая держава. Но сегодня все забыто и подается как отсталость и убогость. Забыты подвиги экспедиционного корпуса во Франции, не щадившего жизни ради помощи союзникам. Никто не помнит и достижения конструкторов, самолет Илья Муромец, единственный в мире бомбардировщик, мы обладали флотом в 80 таких машин, выполнявших удачно военные операции и потеряли всего 1 машину за всю войну. Именно на такой машине прославился единственный чернокожий офицер - прапорщик Марсель Пля. Царь танк стал символом конструкторской мысли России, к сожалению провальный как и итог России в войне. Рисуем таблицу военных действий на Восточном фронте (Россия против Германии, Австро-Венгрии, Турции) В Первой мировой войне выделяют 4 периода: 1914, 1915, 1916, 1917 годы. Поэтому в первой колонке мы будем указывать год. Против России выступало 3 государства, что привело к образованию трех фронтов: Северо-Западный, Юго-Западный и Кавказский. После каждого периода мы записываем его итоги. (см. приложение №1) К сожалению, сегодня забыты и подвиги солдат. Их только начали вспоминать и требовать вернуть память о них. Это 810-дневная битва за Сморгонь (началась 15 июня 1915 г.), подвиг сопоставимый с Верденом и Сомом. Но символом Борьбы за родину сегодня мы вправе назвать Осовец, прославленный словами «Русские не сдаются». Во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии, маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода – 190 дней! (февраль-август 1915 г.) Немцы применили против защитников крепости все новейшие оружейные достижения, включая авиацию. На каждого защитника пришлось несколько тысяч бомб и снарядов. Сброшенных с аэропланов и выпущенных из десятков орудий 17-ти батарей, включавших две знаменитых «Больших Берты», 800-килограммовые снаряды которых, проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия (которые русские ухитрились при этом подбить). Немцы бомбили крепость день и ночь. Месяц за месяцем. Русские защищались среди урагана огня и железа до последнего. Их было крайне мало, но на предложения о сдаче всегда следовал один и тот же ответ. Тогда немцы развернули против крепости 30 газовых батарей. На русские позиции из тысяч баллонов ударила 12-метровая волна химической атаки. Противогазов не было. Все живое на территории крепости было отравлено. Казалось, крепость обречена и уже взята. Густые, многочисленные немецкие цепи походили все ближе и ближе… И в этот момент из ядовито-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратака! Русских было чуть больше шестидесяти. Остатки 13-й роты 226-го Землянского полка. На каждого контратакующего приходилось больше ста врагов! Русские шли в полный рост. Эти воины повергли противника в такой ужас, что немцы, не приняв боя, ринулись назад. В панике топча друг друга, путаясь и повисая на собственных заграждениях из колючей проволоки. И тут по ним из клубов отравленного тумана ударила, казалось бы, уже мертвая русская артиллерия. Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов». В ходе ее несколько десятков полуживых русских воинов обратили в бегство 14 батальонов противника Работа со статистическими данными Используя знания из предыдущих курсов истории и материалы учебника с. 26 ответьте на вопрос: - Каковы причины поражения России в войне? -Участие в первой мировой войне обошлось России дешевле других ведущих государств мира, если брать расходы на душу населения. Почему же русский народ не выдержал пресса войны и сверг правительство? Проанализируйте таблицу "Национальный доход ведущих государств за годы первой мировой войны" и сделайте выводы. А теперь давайте подведем итоги Первой мировой войны для остальных стран мира: - Колоссальные потери (10 млн. убитых, 20 млн. раненых...) - Революции и развал в России, Германии, Турции, Австро-Венгрии - Обогащение США , потеря главными участниками 1/3 богатства - Версальско-Вашингтонская система посеяла семена новой войны. | Учащиеся слушают учителя, записывают достижения российских военных конструкторов Учащиеся зарисовывают таблицу в тетрадь Учащиеся слушают учителя и записывают Работают со статистическими данными Ответы учащихся: - слабая промышленность, - низкое оснащение армии, - непонимание солдатами причин участия в войне и - усталость общества от войны Учащиеся записывают причины поражения в тетрадь Ответы учащихся: Слабая подготовленность, отсутствие пропаганды, недостаток вооружений, пассивность союзников на Западном фронте, низкий уровень доходов на душу населения Учащиеся переписывают итоги в тетрадь | Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Учебник, с. 26 Слайд №15 Слайд №16 |