СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Сила притяжения: судьба уральской деревни Большие Галашки" (сопроводительное слово автора в описании)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческое начало

Первое упоминание о деревне Большие Галашки, что стоит на высоком берегу Сулёма, встречается в летописях 1594 года. Но там говорится о существующем поселении, так что год рождения деревни упрятан ещё дальше. По преданию, в первой половине XVIII в. на р. Сулем поселился некий Галаня. «… К Галане под бок подселились уже Кадниковы, да Кузнецовы, да Балыковы; их корень и сейчас здесь. Вот этот Галаня смастерил из береста крылья, залез на кедр и сиганул. Ногу сломал, понятно. Пока лежал, Кузнецовы ему избу подпалили: дескать, Галаня с чертом связался».

Деревня Большие Галашки имеет интересную историю, уходящую далеко в прошлое. В свое время по Старой Сулемской дороге Никита и Акинфий Демидовы, а впоследствии и другие хозяева, Собакины-Яковлевы, возили на Чусовую чугун и железо для дальнейшей их отправки на стругах вниз по реке. Река Чусовая впадает в Сылву, Сылва – в Каму, Кама – в Волгу. Дальше при помощи бурлаков груз поднимался до Твери и оттуда по реке Тверце и Вышневолоцкому каналу направлялся к Новгороду, а затем к Петербургу.

Но вот в 1774 году работа на заводах приостановилась, и на дорогах началось «шевеление» другого рода. В деревне Большие Галашки, являвшейся промежуточным пунктом между Невьянским заводом и Усть-Уткинской пристанью, располагался отряд государевых войск, который в спешном порядке был отправлен на борьбу с пугачевским атаманом Белобородовым. «…Каждый день через Галашки торопились беглецы в ту и другую сторону, и нижнетагильцы жадно выслушивали их рассказы…».

Летом 1843 г. служащий окружного управления — помощник секретаря Яков Никитич Горелов предпринял нелегкое путешествие для описания тагильских заводских деревень. «Обозрение деревень Нижнетагильского округа», хранящееся в фонде Главного управления заводов Демидова (ф. 643) Государственного архива Свердловской области дело (оп. 1. д. 850), представлено двумя вариантами черновиков и чистовой рукописью, составленными Гореловым по горячим следам своего объезда деревень.

В указанном «Обозрении деревень Нижнетагильского округа» говорится, что деревня Большие Галашки одна из самых отдаленных деревень в Нижнетагильском Округе.  Находится в совершенной глуши во все лето, и только случайно с изредка видится тут проезжий, которому нужно употребить усилие, чтобы пробраться в эту деревню верхом по узенькой тропе лесом, ибо нет никакой дороги, и деревенские жители не держат вовсе телег, как вещи для них бесполезной.

В деревне считается всего около двух десятков дворов, в том числе дворов пять принадлежат Государственным крестьянам, которые гораздо лучше, нежели дворы крестьян заводских.

Галашенские жители пользуются, можно сказать в избытке, сенными угодьями, что представляет большое удобство для скотоводства. Деревня лежит при самой речке Сулем — зимой чрез деревню возят железную руду в Суксунские заводы и другие тяжести. Одни из крестьян (Господских), у которых квартирует староста, держат постой — и живут зажиточно. Из жителей некоторые занимаются охотою, а зверей в тамошних глухих местах достаточно, которые иногда даже причиняют убыток жителям.

Около деревни Большие Галашки Верхотурского уезда Пермской губернии (во  второй половине XIX – начале XX вв.) были расположены скиты последователей инока Климента (Климонт). Климентом было запрещено держать в домах самовары, лампы, носить пестрые одежды. Скиты были немногочисленны – не более двух десятков человек.

Влиятельным последователем этого толка был екатеринбургский купец Григорий Владимирович Блохин, который, используя коммерческие связи, пытался привлечь на свою сторону часовенных с. Шарташ. 1–2 января 1903 г. в д. Большие Галашки собор часовенных обсуждал учение нового толка. «Климентовцы» привели в доказательство истинности своих воззрений много выписок, но собравшихся представителей общин из близлежащих заводских поселков (присутствовало более 100 чел.) убедить не смогли. Часовенные постановили: «раз они [климентовцы] без собору греховных ради вин отделились, то они подлежат каноническому извержению». На последующее предложение оставить свои «заблуждения» Климент ответил отказом, и раскол произошел уже окончательно. Однако широкого распространения «климентова вера» не получила. В воспоминаниях местных старообрядцев инок Климент остался одиночкой, который «отделился от остальных и вел более строгий образ жизни».

 

Славные годы расцвета

Кедровник расположен в окрестностях деревни Большие Галашки в охранной зоне заповедника. Это ботанический памятник природы.

Гора Камешек - одна из самых высоких вершин макросклона Среднего Урала. Заказник около села Галашки - представлен комплекс доледниковой реликтовой флоры. Обнажения на реке Сулем - геологический памятник природы. Здесь представлены песчано-сланцевые слои девонского периода (410-360 млн. лет назад).

Первобытный лес у села Большие Галашки завораживает дух побывавших в нем туристов. Это место с особой силой притягивает людей, ранее здесь побывавших.

Сначала это место облюбовали староверы, потом охотники, старательские артели.

В 1934 году в Больших Галашках был образован колхоз «15 лет Октября». И как везде в годы коллективизации сельские жители бежали от принудительной коллективизации и непосильных налогов. Здесь все население выступило против колхоза, часть семей бежала от коллективизации.

Колхоз просуществовал до 1950 года. Вокруг Больших Галашек два огромных поля, которые засевались зерновыми. Были фермы с поголовьем до 50 дойных коров. Были свиньи, утки, лошади. Была кузница, - вспоминает галашанка Мария Сидоровна Комарова, свидетельница зарождения и распада колхоза «15 лет Октября».

Приезжала заготконтора, и жители Галашек возили скот на убой, сдавали кожу, шерсть, заготавливали сушеные грибы, картофель, - добавила староста деревни, проживающая и сейчас в деревне, Любовь Васильевна Якушева.

Семья Чудиновых, покинувшая Большие Галашки в конце 70-х годов, уходит своими корнями далеко в прошлое, к основанию поселения Большие Галашки. Надежда Александровна Чудинова на встрече бывших галашан рассказывала, что от своей бабушки она много слышала о Галане, как основателе поселения на реке Сулём.

Род Кадниковых упоминается (вместе с Галаней) в качестве основателей поселения Большие Галашки. Галина Никоноровна Кадникова рассказала о своей семье, в которой и дедушка, и прадедушка жили в Галашках. Прадед Галины Никоноровны – Артамон имел 6 детей, из них два сына остались жить в Галашках.

Стафей Артамонович, участник Великой Отечественной Войны, много лет жил в Галашках, имел 5 детей. Семья Авдея Артамоновича так же была многодетной, что на то время было совсем не редкость - он имел 8 детей.

Пелагея Авдеевна воспитывала своих детей одна, муж погиб в Великую Отечественную Войну, все годы она отработала санитаркой в больнице в Больших Галашках. Матрена Авдеевна работала на местном почтовом отделении, сначала почтальонкой, потом заведующей почтового отделения.

Никанор Авдеевич, один из сыновей Авдея Артамоновича, женился и остался жить в Больших Галашках. Он 20 лет был председателем Галашенского сельсовета, участник Великой Отечественной Войны. Его жена, Нина Петровна, все годы работала в хлебопекарне, много лет была заведующей пекарни. Они воспитали сына и дочь, Галину Никоноровну, которая с интересом рассказала нам об истории своего рода.

Мария Сидоровна Комарова, поделившаяся своими воспоминаниями о колхозе, из большой семьи Замоткиных. Кузьма Сидорович Замоткин приезжал на одну из встреч в Галашки со своим внуком и с большим удовольствием делился с молодым поколением своими воспоминаниями. Он рассказывал, что предки Замоткиных были завезены Демидовыми на Невьянский завод из Подмосковья.

В Больших Галашках жил и работал в леспромхозе Владимир Сидорович, один из братьев Замоткиных. Их сестра, Зинаида Сидоровна, тоже жила в Галашках.

В годы существования леспромхоза к деревни Большие Галашки вело много дорог. Была дорога мимо г. Камушек через реку Пахомиху, соединяющая его с соседним селением Висимо-Уткой.  Через гору Малиновую в поселок Староуткинск, через Сидоровую гору была дорога на поселок Кардон. Была дорога и в поселок Висим (25 км), кроме этого очень хорошая дорога в село Чусовое.

Следует отметить, что с появлением леспромхоза в Большие Галашки стали приезжать новые жители. На окраине старой деревни, где стояла школа, началось строительство новых домов. Было выстроено новое здание школы.

Павел Фролович Кононов был одним из строителей, он первый со своей семьей перебрался с Красного Урала в Большие Галашки, а потом уговорил и сына Петра переехать в необычайно красивое и развивающееся село. Петр Павлович трудился в процветающем леспромхозе, а его жена Лидия Яковлевна – в пекарне. В их семье было уже двое детей, в Галашках родилось еще трое. Позже и другой сын, Павла Фроловича, Николай переехал жить в Галашки. Об истории своей семьи нам рассказала Татьяна Петровна Кононова.

Число жителей в леспромхозе достигало 700 жителей. Приезжали «вербованые» рабочие, которых заселяли в три общежития – вспоминает Якушева Любовь Васильевна. Леспромхоз деревни Большие Галашки занимался заготовкой леса, который отправляли во все края Бывшего СССР.

Лесники Висимского лесхоза Сулемского лесничества (Улита Ивановна Комарова, Агей Зиновьевич Комаров, Кузьма Сидорович Замоткин, Казаков Петр Терентьевич, Борисов Дмитрий Иванович и др.) посвятили всю свою жизнь охране природы и выращиванию новых лесов. О них с большой теплотой вспоминают бывшие жители Галашек.

Борисов Дмитрий Иванович был лесником в Сулемском лесничестве 20 лет, по воспоминаниям его дочери, Борисовой Надежды Дмитриевны  лесничество не только занималось охраной леса, но и посадкой новых лесов. Собирались шишки хвойных деревьев, была построена сушилка, где семена шишек готовились к посадке. В питомниках выращивали новые саженцы, затем окрепшие саженцы высаживали в лесосеки (в распаханные заранее борозды), где леспромхоз уже закончил работу по вырубке леса.

Через несколько лет лесники возвращались в засаженную лесосеку и проводилось осветление – вокруг молодых сосен вырубался весь кустарник, выносился мусор.

Такие работы проводились по всей вырубленной территории. Школьники весной и осенью помогали лесничеству.

«В летние каникулы, - дополнила Татьяна Петровна, школьники подрабатывали в лесничестве. Кто зарабатывал на школьную форму, кто работал в помощь семье и многим эта работа очень нравилась. Дети работали наравне со взрослыми, под руководством опытных лесников».

В процветающем леспромхозе была восьмилетняя школа, комплектация классов была полная. Зоя Константиновна Борисова (жена Дмитрия Ивановича) работала уборщицей в школе. Мыла полы, топила печи. Бывшие ученики школы до сих пор вспоминают ее добрыми словами и хранят в памяти вкус печеной картошки, которой их Зоя Константиновна угощала на переменах.

Выпускники Большегалашенсой школы продолжали обучение в 9-10 классе в Висимо-Утке. С 1967 года Сулемский лесоучасток Висимоуткинского леспромхоза был передан Кауровскому леспромхозу. С этого года 9-10 классы дети заканчивали в Староуткинске.

Василий Сергеевич Мезенин со своей большой семьей жил в Галашках и трудился завхозом в леспромхозе, а его жена Елизовета Митрофановна, после войны работала секретарем сельсовета, а потом занималась воспитанием своих детей. В сборе материала по истории деревни большую помощь оказала Любовь Васильевна Мезенина, как отмечалось ранее, проживающая и в настоящее время в Больших Галашках.

«Пригородная газета» довольно часто публикует стихи жительницы Висима Маргариты Егоровны Мезениной. Судьба забросила ее в Большие Галашки после окончания в 1957 году педагогического училища в Нижнем Тагиле. По словам Маргариты Егоровны, жители деревни никогда не боялись трудностей. «Бывало, катишь из города на незабываемой «кукушке» до Висима, а затем ещё пешком до Галашек 22 километра - не шутка, да с ребёнком на руках! В выходные всегда помогали по хозяйству родителям мужа. Одним словом, деревня - работа, забота. С благодарностью вспоминаются школа в деревне, любимые ученики. Работалось нам дружно и творчески.».

В беседе с Галиной Никоноровной Кадниковой, Надеждой Дмитриевной Борисовой, Татьяной Петровной Кононовой, Татьяной Васильевной Мезениной звучало много интересных и занимательных воспоминаний о детстве (школьных годах).

Ярким воспоминанием осталось в памяти как они маленькими, ходили за малиной и земляникой, грибами в лесосеки, на гору Камушек (8 км от деревни) за черникой. А вот на болото за клюквой их не отпускали родители, только один раз мама Галины Никоноровны взяла их с собой.

Всплыла в памяти история, как девчонками они уплыли далеко на лодках по течению реки Сулем, а в обратную сторону на перекатах приходилось «бурлачить».

Веселое было детство. Играли в лапту, волейбол, за 5 копеек каждый вечер можно было пойти в кино. Мы очень любили ходить в библиотеку, в выходные дни в клубе были танцы, а какие великолепные были Новогодние елки, вспоминают бывшие галашанки.

В деревне всегда отмечали Рождество, интересно и задорно проходили святки - это осталось в памяти на долгие годы.

Но не только веселье и развлечения были в деревне. Наши собеседницы вспоминают, как они помогали родителям на сенокосах, в огородах и работали в лесничестве. Жизнь в деревне - это и большой труд, приходилось отпрашиваться у родителей не «гулять», а «бегать». Родители шутили, вспоминает Надежда Дмитриевна, «…от Бушаша до ключика пробежишь – и домой?»

Рассказывая нам о своих семьях, наши собеседницы не забыли упомянуть и о Большегалашенской восьмилетней школе (выпускницы 1969 года), не забыли и своих учителей Сидельникову Софью Васильевну, Лукину Надежду Васильевну, Кузнецова Валерия Кирилловича и других. В воспоминаниях звучат только добрые слова благодарности.

Татьяна Петровна вспоминает, как при отсутствии электричества в деревне в школе их собирала  Надежда Васильевна  и организовывала игры, чтобы ученики не слонялись без дела.

Жители деревни вспоминают, как еще детьми по первым проталинам ходили в кулигу (огороженное место для заготовки сена) за подснежниками, а летом за букетами купавок.

Природа вокруг деревни необыкновенная! Об этом говорят все, с кем бы мы не говорили о Больших Галашках.

Лисица встречается по полянам и березнякам, преимущественно в  окрестностях д. Большие Галашки. Барсук обитает в осветленных березовых и осиновых лесах по сухим склонам гор. Летом на всей территории вокруг деревни по следам на тропах и просеках ежегодно регистрируются следы 6-8 медведей. Выход из берлог приурочен к первой половине апреля, гон — к второй половине июня, залегание в спячку — к середине октября.

Хотя для косули условия крайне неблагоприятны (большие массивы темнохвойных лесов, многоснежье) по свидетельству старожилов деревни Большие Галашки, она была многочисленной в 20-30-е годы. Численность ее на всем Урале резко сократилась в результате неумеренной охоты и увеличения численности волка в сочетании с многоснежными зимами в середине 40-х годов. В последнее время известны лишь единичные встречи косуль.

Один из самых крупных на западном склоне Северного Урала кедровник расположен в окрестностях деревни Большие Галашки в охранной зоне заповедника. Это ботанический памятник природы.

«Берегите природу, не загаживайте её свалками. Любуйтесь дарованной красотой. Воспевайте её прозой, стихами и добрыми делами. Постарайтесь оставить добрый след на земле!» – слова Мезениной Маргариты Егоровны.

Необъяснимая сила притяжения

С закрытием леспромхоза большинство жителей были вынуждены покинуть родные места. В 1980-м деревню признали неперспективной, лишили всего, даже электричества. Люди разъехались, дома опустели. Но авторы проекта ликвидации неперспективных деревень в СССР не учли великой силы притяжения людей к родному краешку земли и единения родственных душ. Каждый год бывшие галашане съезжаются на праздник деревни и с радостью отмечают - их малая родина возрождается, хотя и в ином качестве.

В года расцвета число жителей Больших Галашек достигало полутора тысяч человек. А на месте большой деревни среди заколоченных домов остался небольшой обжитый островок. Староста деревни Любовь Якушева (Мезенина) и её соседи - всего 8 человек - не пожелали покидать родные гнёзда.

Первое время галашане жили совсем уединённо - до асфальтированной трассы Екатеринбург - Серов 40 километров полного бездорожья. Нет здесь ни магазинов, ни медицинской помощи, ни электричества. Деревня стала такой, какой в 16 веке выстроил её кержак Галаня.

Летом жить здесь привольно - в реке водятся хариусы, в лесах полно дичи, грибы и ягоды можно собирать прямо под окнами. Зимой тяжело - по огородам шастают волки, промышляют домашней скотиной, не брезгуют и собаками.

Строительство Сулемского водохранилища дало деревне второе рождение – пробита дорога от Кировграда – Лёвихи вдоль водовода, вновь появилось электричество, брошенные дома начали заселяться дачниками. Но… планы изменились, и водохранилище оказалось не нужным. И вновь для деревни настали трудные времена: нет денег на поддержание дороги, нет электричества (даже столбы и опоры исчезли!), нет связи…

Лютые морозы стоят каждый год - на горном хребте средняя температура на четыре градуса ниже, чем в среднем по области. Колодцы и ключи промерзают насквозь. Чтобы запастись водой, люди растапливают снег. За продуктами, пенсией или ещё по какой надобности необходимо пешком идти в посёлок Висим, до которого 23 километра по лесу.

«…Сыновья повзрослели, уехали, а я с дочкой в Больших Галашках осталась. Зимой Лиза в Висиме у моей сестры живёт, в девятом классе учится. А на все каникулы перебираются в Галашки. В этом году в морозы и я перебралась в Висим – до апреля планирую, а там обратно в Галашки!» - рассказывает Любовь Якушева.

Так и жили последние галашане - среди разрушающихся домов, зарастающих могил, но тут появились у них соседи. Первой поселилась на лето в деревне преподаватель колледжа из Екатеринбурга Светлана Аржанникова, за ней потянулись и другие. Жители Екатеринбурга, Кировграда, Нижнего Тагила облюбовали Большие Галашки под дачное строительство. Приводились в порядок родовые гнёзда, росли новостройки.

Удалённость и почти полное отсутствие признаков цивилизации сыграли в  решении обосноваться на дачный сезон в Больших Галашках не последнюю роль. Из каменных джунглей вырваться на берег хрустальной реки, вдохнуть полной грудью воздух, густо сдобренный малиновым ароматом, пройтись поздними сумерками без всякой опаски по тропинке, ведущей к лесу, - и за это дачники согласны платить километрами тряской дороги, отсутствием привычных бытовых удобств.

«Не нужно нам ни асфальта, ни электричества, вслед за которыми непременно появятся чужаки», - признаются владельцы дач. Нетронутость природы и личный покой им дороже. На домах даже замков не видно. Стоит у дверей метла, значит, хозяева отсутствуют.

Оставшиеся коренные жители деревни и новые галашане составляют дружное сообщество. Дачники выступают в роли продуктовых агентов, причём, зная о небогатых доходах галашан, екатеринбуржцы не ленятся покупать продукты на оптовых рынках. Так и повелось - дачники участвуют в заготовке кормов для единственной в деревне коровы, а местные жители помогают в строительстве домов и дворовых построек. Живут по-сельски - без суеты и спешки.

Однако один раз в году деревенскую тишину нарушает шум большого праздника. Галашане собираются вместе. Вера Альмиева, глава висимской администрации, в состав которой входят и  Большие Галашки, ежегодно находит спонсоров для проведения столь важного для людей мероприятия. Вот и нынче более ста человек из окрестных городов и сёл, Пермского края, Ленинградской области, даже из Украины и Германии приехали в деревню своей молодости, чтобы поклониться родным могилкам, встретиться с роднёй и бывшими соседями, вспомнить деревенские забавы, блеснуть талантами, померяться силушкой.

Приехавшие на встречу галашане возложили цветы к памятнику землякам, не вернувшимся с войны. С особым чувством поклонилась обелиску семья Комаровых, прибывшая на малую родину полным составом. Алевтина Самуиловна Комарова, в девичестве Шубина, взволнованно вспоминала, как совсем малышкой проводила в 1940-м отца на службу, да так больше и не увидела его.

На большой поляне возле бывшего сельсовета состоялось народное празднество. Прямо на улице на лужайке, на земле расстелили скатерти…

Но это было не просто застолье: каждая семья рассказывала о своей истории, о родителях, о тех кто приехал, кто не смог, о детях, о внуках. И каждое выступление, каждый рассказ обязательно заканчивался песнями.

Жива деревня! Жива ее история, не потерялись корни, и есть у нее будущее!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!