СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
П ирогова Н.Л., директор
ГБОУ Р еспублики М арий Э л « Казанская школа-интернат »
Факторы влияющие на трудоустройство воспитанников:
· Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.
· Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политике.
· Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей..
· Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей.
· Отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.
Тема исследования : « Социализация учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида в процессе предпрофильной подготовки »
Целью эксперимента являлась: разработка программы предпрофильной подготовки как процесса успешной социализации учащихся среднего и старшего звена коррекционной школы-интерната VIII вида.
В результате хода экспериментальной площадки мы считаем, что предпрофильная подготовка обеспечивает успешность социализации учащихся с ОВЗ если будет:
- определена целостная программа предпрофильного обучения,
- система дополнительного образования будет соответствовать профилю основных рабочих профессий,
- организована реабилитационно-коррекционная работа в процессе предпрофильной подготовки,
- обеспечена договорная основа с учреждениями профессионального обучения о приеме учащихся коррекционной школы,
разработана программа социально-педагогического сопровождения выпускников коррекционной школы при поступлении в учреждения профессионального образования.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по вопросам социализации учащихся коррекционных школ и готовности к вступлению в самостоятельную жизнь. Определение параметров успешной социализации.
- Разработать систему диагностики уровня социализации учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида.
- Обосновать направления, содержание и формы предпрофильной подготовки, способствующей социализации учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида.
- Разработать и апробировать целостную программу социализации средствами предпрофильной подготовки учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида и систему социально-педагогического сопровождения выпускников при поступлении в учреждения профессионального образования.
- Обобщить, статистически обработать и оформить результаты исследований, подготовить для внедрения в практику системы образования.
Этапы работы экспериментальной площадки
Цель первого этапа было - с оздание условий для проведения эксперимента.
В результате:
- Разработаны нормативные акты (приказы, соглашения) по ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа - интернат»
- Составлена программа исследования, определен состав творческих групп педагогов – экспериментаторов.
- Обобщен изученный материал, проведен цикл обучающих семинаров по организации исследовательской работы с участниками эксперимента.
- Обобщены диагностические данные.
- Подготовлен учебно - методический материал профориентационной деятельности учебного заведения.
Проводился мониторинг «Удовлетворенность обучающихся 5 -9 классов услугами дополнительного образования»
- Пользуются услугами дополнительного образования - 100%
Реабилитационная Программа в условиях предпрофильной подготовки обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Паспорт Программы
Цель программы:
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, в профессиональной ориентации, их социальную адаптацию.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
Направления работы
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
Этапы реализации программы.
- диагностическое
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- коррекционно-развивающее
Ожидаемые результаты.
1.Информационно-аналитический этап ( сбор и анализ информации)
- формирование у воспитанников знаний и умений бытового труда, профессионального труда;
- консультативное
2.Организационно-исполнительный этап (планирование, организация, координация деятельности).
3.Контрольно-диагностический этап . (диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды).
- информационно-просветительское.
- формирование умений пользования услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;
4.Корректирующий этап. (регулятивно-корректировочная деятельность)
- формирование экономико-бытовых умений;
- формирование умений организовывать свой досуг;
- формирование представлений и знаний о нормах культуры, взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
- формирование эмоционально положительного отношения к окружающим.
Программа постинтернатного сопровождения выпускников ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»
Паспорт программы
Цель программы
организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников для успешной социализации и интеграции в общество.
Программа состоит из 5 разделов.
Ожидаемый результат.
Раздел 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника).
Раздел 2. Социально-педагогическое консультирование.
1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
Дневник социально - педагогического сопровождения
Раздел 3. Социально-профилактическая работа.
2.Профессиональная самореализация выпускников школы-интерната.
выпускников
- сформированность потребности в выборе профессии;
Клуб выпускника
Раздел 4.Социальное воспитание.
3.Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
- уверенность выпускника в социальной значимости труда;
«Мы вместе»
целью которого является социальная, психологическая и образовательная поддержка выпускников школ-интернатов в период их адаптации к новым для них условиям самостоятельной жизни, оказание помощи в получении профессии и трудоустройстве, выработке коммуникативных навыков.
Раздел 5. Защита прав и интересов выпускников.
- наличие у выпускника обоснованного плана дальнейшего жизненного пути.
Мы пришли к выводу, что целесообразно готовить детей к выбору профиля со среднего звена, вводить элементы профилей и выяснять интересы и способности детей на ранней стадии обучения.
Для школьников очень важно развивать у себя мотивацию, способности к обучению, чтобы иметь возможность позитивно адаптироваться в профессиональном выборе. Наблюдается положительная динамика социализации обучающихся, переход с низкого уровня в средний и с среднего на высокий.
Нужно добиваться того, чтобы выбор профиля самими школьниками проходил не по случайным причинам и не под давлением педагогов. Педагогам необходимо владеть техникой преподавания материала для учеников с различным уровнем успешности.
Нами подготовлены учебно-методические продукты, готовые к использованию в практической деятельности образовательного учреждения:
9 адаптированных программ по профессионально - трудовому обучению.
26 Программ дополнительного образования по профилям трудового обучения.
Программа воспитательной работы школы по социализации обучающихся, воспитанников «Мы строим будущее», а также 9 программ социализации по классам.
Реабилитационная Программа в условиях предпрофильной подготовки обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Программа постинтернатного сопровождения выпускников ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат».
Подготовлен электронный сборник методических материалов по предпрофильной подготовке и социализации детей с ОВЗ.
Разработаны буклеты для родителей с информацией «Куда пойти учиться?»
Разработан буклет выпускнику «Старт в будущее»
Создан электронный каталог о рабочих профессиях.
Работая над экспериментальной площадкой мы выдвигаем ряд проблем:
- Такой комплексный подход предполагает более тесную связь между школой и техникумом, и раскрывается через проведение совместных семинаров, проведения открытых уроков специалистами техникумов в школах.
- Также необходимо осуществлять преемственность программ школы по трудовому обучению и техникумов.
- Расширить спектр специальностей обучающихся с ОВЗ.
- Кадровое обеспечение учреждений среднего профессионального образования дефектологами для работы с детьми ОВЗ.
- К моменту окончания 9 классов учащиеся не накапливают достаточного производственного опыта, физически не развиты, необходимо увеличить возраст обучения, так как с внедрением ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение планируется до 11 класса, что обеспечит преемственность общеобразовательных программ и программ профессионального образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
- Для улучшения производственной адаптации лиц с интеллектуальным недоразвитием необходимы специальные законодательные акты, облегчающие поступление на работу и условия первых лет трудовой деятельности.
- Улучшение материально-технической базы современным технологическим оборудованием, близкому к производству, финансирование экспериментальных площадок.