Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами хореографии
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растёт неукоснительно. Отсутствие социально-важных навыков приводит к социальной дезадаптации в обществе, которое, в свою очередь, получая неприспособленных к жизни в обществе граждан, становится обязанным содержать их в течение всей жизни
Следовательно, развитие социально-важных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья является актуальным не только для развития самих детей, но также и для развития общества в целом
Цель итоговой аттестационной работы - выявление педагогических условий для эффективной социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: занятия хореографией оказывают положительное влияние на показатели социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования – социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – занятия хореографией как средство социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- изучение понятия социокультурной реабилитации как актуальной проблемы современного общества ;
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- анализ хореографии как средства социокультурной реабилитации
- п роведение диагностического исследования уровня развития социокультурных навыков подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- реализация системы педагогической деятельности по развитию социокультурных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья средствами хореаографии;
- оценка эффективности системы педагогической деятельности по развитию социокультурных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья средствами хореографии.
Исследование эффективности системы педагогической деятельности по развитию социокультурных навыков детей с инвалидностью средствами хореографии осуществлялось на базе Центра реабилитации инвалидов Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление», где с 2002 года проходят занятия ДОО «Коллектив танца на колясках «Вдохновение».
В исследовании приняли участие 20 детей с инвалидностью младшего и среднего дошкольного возраста, которые для получения достоверных и значимых результатов были разделены на две исследовательские группы:
10 детей 7-11 летнего возраста, которые в период исследования не посещали занятия ДОО «Коллектив танца на колясках «Вдохновение» (контрольная группа),
10 детей 7-11 летнего возраста, которые занимаются в ДОО «Коллектив танца на колясках «Вдохновение» (экспериментальная группа).
Проведенный анализ литературных источников и более чем 15-летний собственный опыт работы в сфере социокультурной реабилитации показал, что патологии детей связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата многообразны и распространены, в последнее время отмечается рост детей с двигательными расстройствами. Анализ отечественных публикаций показал, что практика социокультурной реабилитации средствами хореографии практически не распространена в нашей стране, в то время как за рубежом танцевальная терапия в реабилитации применяется достаточно давно.
Реализация исследовательской части итоговой аттестационной работы осуществлялась в три этапа:
Ведущая форма общения на констатирующем этапе
Результаты анализа средних значений
В связи с тем, что для формирования социокультурных навыков у детей с инвалидностью необходима целенаправленная, систематическая работа, а в большинстве программ уделяется недостаточно внимания развитию социокультурных навыков, нами была разработана система занятий по хореографии с включением элементов социально-педагогического тренинга, основанного на работах Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской и других, направленная на развитие данных навыков у детей
Развивающий эффект занятий проявляется в развитии у детей интереса и желания эти занятия продолжать; в улучшении взаимоотношений между детьми; в развитии адекватности оценки ребенком своих взаимоотношений в группе; в самостоятельном использовании детьми полученных умений в ходе общения друг с другом.
Оценка изменений в показателях уровня развития социокультурных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе контрольного эксперимента
Таким образом, наше предположение о том, что занятия хореографией оказывают положительное влияние на показатели социокультурной реабилитации детей с инвалидностью, нашло подтверждение в ходе экспериментально-опытной части проведенного исследования. Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей и воспитательной работе учреждений дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ.