СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Специальные образовательные условия инклюзивной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Специальные образовательные условия инклюзивной школы" была подготовлена для выступления на педсовете.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Специальные образовательные условия инклюзивной школы"»

МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска Специальные образовательные условия инклюзивной школы     Учитель Лютикас Н.П.

МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска

Специальные

образовательные условия

инклюзивной школы

Учитель Лютикас Н.П.

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем…  М.А. Булгаков

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении

образованным человеком стать нельзя. Но во

всяком хорошо поставленном учебном заведении

можно стать дисциплинированным человеком и

приобрести навык, который пригодится в

будущем…

М.А. Булгаков

 Одно из требований к современному образованию заклю-  чается в том, что оно должно стать гуманистически ори-  ентированным, рассматривать человека как основную ценность,  быть направленным на развитие личности.    Инклюзивное образование заключается в том, что все дети, несмотря на свои особенности (физические, интеллектуальные, этнические и иные), включены в общую систему образования. Особое место в развитии инклюзивного образования принадлежит собственно образовательной среде.  Для гуманизации процессов образования необходимо создать  образовательную среду, которая будет природосообразной  возможностям ребенка, создать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья

Одно из требований к современному образованию заклю- чается в том, что оно должно стать гуманистически ори- ентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. Инклюзивное образование заключается в том, что все дети, несмотря на свои особенности (физические, интеллектуальные, этнические и иные), включены в общую систему образования. Особое место в развитии инклюзивного образования принадлежит собственно образовательной среде. Для гуманизации процессов образования необходимо создать образовательную среду, которая будет природосообразной возможностям ребенка, создать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья

Под специальными условиями получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия, включающие в себя: использование адаптированных образовательных программ и специальных приемов и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение коррекционных занятий (групповых и/или индивидуальных). Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном стандарте начального школьного образования.
  • Под специальными условиями получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия, включающие в себя:
  • использование адаптированных образовательных программ и специальных приемов и методов обучения и воспитания;
  • использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение коррекционных занятий (групповых и/или индивидуальных).
  • Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном стандарте начального школьного образования.

«Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

«Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся

и их родителей (законных представителей) индивидуальные

учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов

сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
  • использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ;
  • адекватно оценивать динамику развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса;
  • индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
  • целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
  • включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
  • использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий;
  • взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ.

В результате в образовательных учреждениях, в том числе реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, определяет и большую вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам: материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, в том

числе с инвалидностью, определяет и большую вариативность специальных образовательных условий, распределенных по

различным ресурсным сферам:

  • материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия,
  • кадровое,
  • информационное,

программно-методическое и т.п.

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий – начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частноспецифических и индивидуально-ориентированных.

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий – начиная с предельно общих,

необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частноспецифических и индивидуально-ориентированных.

Рассмотрим общие условия, необходимые для детей с ОВЗ  всех категорий, вариантов, форм и выраженности  отклоняющегося развития. Ценностные условия 1.Принятие философии инклюзии – это принятие ценности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей и возможностей. 2. Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям. Это касается не только необходимости проведения организационных изменений, но и повышения квалификации и обучения специалистов и педагогов школы. 3. Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства.

Рассмотрим общие условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития.

  • Ценностные условия

1.Принятие философии инклюзии – это принятие ценности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей и возможностей.

2. Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям. Это касается не

только необходимости проведения организационных изменений, но и повышения квалификации и обучения специалистов и педагогов школы.

3. Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства.

Правовые условия 1 Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность внутри самого образовательного учреждения. 2 «Облегченная» процедура лицензирования образовательного учреждения по различным образовательным программам. 3 Наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями. 4 Наличие договоров/соглашений о сотрудничестве со специальными коррекционными образовательными учреждениями, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), учреждениями дополнительного образования.
  • Правовые условия

1 Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность внутри самого образовательного учреждения.

2 «Облегченная» процедура лицензирования образовательного учреждения по различным образовательным программам.

3 Наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями.

4 Наличие договоров/соглашений о сотрудничестве со специальными коррекционными образовательными учреждениями, территориальной психолого-медико-педагогической

комиссией (ТПМПК), учреждениями дополнительного образования.

Организационные условия 1. Сотрудничество с Областным методическим центром, с территориальной ПМПК. 2. Преемственность и взаимодействие с другими инклюзивными и специальными коррекционными образовательными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами. 3. Взаимодействие с внешними партнерами (территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями необходимо заключить договоры. -  
  • Организационные условия

1. Сотрудничество с Областным методическим центром, с территориальной ПМПК.

2. Преемственность и взаимодействие с другими инклюзивными и специальными коррекционными образовательными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами.

3. Взаимодействие с внешними партнерами (территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями необходимо заключить договоры.

  • -  
Кадровые условия 1 Наличие подготовленных педагогов для реализации задач инклюзивного образования. Учитель не только проходит курсы повышения квалификации по различным разделам специальной педагогики и психологии, но и самостоятельно изучает специальную литературу по вопросам особенностей развития детей с теми или иными вариантами нарушений. 2 Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов. 3 Наличие команды специалистов сопровождения: координатора по инклюзии (завуч), психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога, тьюторов и других специалистов сопровождения .

Кадровые условия

1 Наличие подготовленных педагогов для реализации задач инклюзивного образования.

Учитель не только проходит курсы повышения квалификации по различным разделам специальной педагогики и психологии, но и самостоятельно изучает специальную литературу по вопросам особенностей развития детей с теми или иными вариантами нарушений.

2 Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов.

3 Наличие команды специалистов сопровождения: координатора по инклюзии (завуч), психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога, тьюторов и

других специалистов сопровождения .

Средовые условия 1. Архитектурные преобразования, включая безбарьернуюсреду. 2. Специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса в зависимости от типа и вида отклоняющегося развития у конкретного ребенка или группы детей. 3. Организация социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.).

Средовые условия

1. Архитектурные преобразования, включая безбарьернуюсреду.

2. Специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса в зависимости от типа и вида отклоняющегося развития у конкретного ребенка или группы детей.

3. Организация социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.).

Содержательные условия: 1. Составление и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями и особыми образовательными потребностями. 2. Наличие адекватных адаптированной программе индивидуальных учебных планов, УМК, дидактических материалов, методов и приемов работы с ребенком. 3. Наличие программ сопровождения и соответствующих Дидактических материалов, составляющих коррекционный компонент адаптированной образовательной программы. Эта программа должна соответствовать основной адаптированной программе для детей с проблемами в развитии определенного вида.

Содержательные условия:

1. Составление и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями и особыми образовательными потребностями.

2. Наличие адекватных адаптированной программе индивидуальных учебных планов, УМК, дидактических материалов, методов и приемов работы с ребенком.

3. Наличие программ сопровождения и соответствующих Дидактических материалов, составляющих коррекционный компонент адаптированной образовательной

программы. Эта программа должна соответствовать основной адаптированной программе для детей с проблемами в развитии определенного вида.

Для полноценной реализации АОП необходимо, чтобы: 1 Образовательное учреждение было обеспечено учебниками( в том числе учебниками и учебными пособиями с электронными приложениями), учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. 2 Специалисты сопровождения образовательного учреждения имели доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам. 3 Библиотека образовательного учреждения была укомплектована общими и специализированными печатными образовательными и электронными образовательными ресурсами. Фонд библиотеки должен содержать научно-методическую литературу по специальной психологии и коррекционной педагогике.

Для полноценной реализации АОП необходимо, чтобы:

1 Образовательное учреждение было обеспечено учебниками( в том числе учебниками и учебными пособиями с электронными приложениями), учебно-методической литературой

и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.

2 Специалисты сопровождения образовательного учреждения имели доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.

3 Библиотека образовательного учреждения была укомплектована общими и специализированными печатными образовательными и электронными образовательными ресурсами. Фонд библиотеки должен содержать научно-методическую литературу по специальной психологии и коррекционной педагогике.

Нормативно-правовая документация ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован Минюстом России 26.09.2013 Регистрационный N 30038) ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом РФ 01.10.2013 Регистрационный N 30067) ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико- педагогической комиссии»

Нормативно-правовая документация

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован Минюстом России 26.09.2013 Регистрационный N 30038)

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом РФ 01.10.2013 Регистрационный N 30067)

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико- педагогической комиссии»

Средовые условия, созданные в МБОУ «СШ № 36  им. А.М. Городнянского» г. Смоленска для успешного осуществления инклюзивного обучения.

Средовые условия, созданные в МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска для успешного осуществления инклюзивного обучения.

  

 

Литература

1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. и др. Разработка специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения

концепции //Вестник практической психологии образования. 2011. № 1 (26). С. 22–29.

2 .Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование

научнообоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве): Главы из книги / Пер. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. М., Перспектива, 2009.

3 Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений /Отв. ред.

С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с.

4. Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы.- М., Педагогический университет, «Первое сентября», 2014 г.

5. Создание специальных образовательных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ,

2012. 64 с.

6. Создание специальных образовательных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник /Отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 56 с.

7. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник /Отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 56 с.

8. Создание специальных образовательных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях.

Методический сборник /Отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 64 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!