МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска
Специальные
образовательные условия
инклюзивной школы
Учитель Лютикас Н.П.
Я полагаю, что ни в каком учебном заведении
образованным человеком стать нельзя. Но во
всяком хорошо поставленном учебном заведении
можно стать дисциплинированным человеком и
приобрести навык, который пригодится в
будущем…
М.А. Булгаков
Одно из требований к современному образованию заклю- чается в том, что оно должно стать гуманистически ори- ентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. Инклюзивное образование заключается в том, что все дети, несмотря на свои особенности (физические, интеллектуальные, этнические и иные), включены в общую систему образования. Особое место в развитии инклюзивного образования принадлежит собственно образовательной среде. Для гуманизации процессов образования необходимо создать образовательную среду, которая будет природосообразной возможностям ребенка, создать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Под специальными условиями получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия, включающие в себя:
- использование адаптированных образовательных программ и специальных приемов и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение коррекционных занятий (групповых и/или индивидуальных).
- Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном стандарте начального школьного образования.
«Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся
и их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов
сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
- использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ;
- адекватно оценивать динамику развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса;
- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий;
- взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ.
В результате в образовательных учреждениях, в том числе реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, в том
числе с инвалидностью, определяет и большую вариативность специальных образовательных условий, распределенных по
различным ресурсным сферам:
- материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия,
- кадровое,
- информационное,
программно-методическое и т.п.
Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий – начиная с предельно общих,
необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частноспецифических и индивидуально-ориентированных.
Рассмотрим общие условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития.
1.Принятие философии инклюзии – это принятие ценности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей и возможностей.
2. Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям. Это касается не
только необходимости проведения организационных изменений, но и повышения квалификации и обучения специалистов и педагогов школы.
3. Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства.
1 Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность внутри самого образовательного учреждения.
2 «Облегченная» процедура лицензирования образовательного учреждения по различным образовательным программам.
3 Наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями.
4 Наличие договоров/соглашений о сотрудничестве со специальными коррекционными образовательными учреждениями, территориальной психолого-медико-педагогической
комиссией (ТПМПК), учреждениями дополнительного образования.
1. Сотрудничество с Областным методическим центром, с территориальной ПМПК.
2. Преемственность и взаимодействие с другими инклюзивными и специальными коррекционными образовательными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами.
3. Взаимодействие с внешними партнерами (территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями необходимо заключить договоры.
Кадровые условия
1 Наличие подготовленных педагогов для реализации задач инклюзивного образования.
Учитель не только проходит курсы повышения квалификации по различным разделам специальной педагогики и психологии, но и самостоятельно изучает специальную литературу по вопросам особенностей развития детей с теми или иными вариантами нарушений.
2 Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов.
3 Наличие команды специалистов сопровождения: координатора по инклюзии (завуч), психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога, тьюторов и
других специалистов сопровождения .
Средовые условия
1. Архитектурные преобразования, включая безбарьернуюсреду.
2. Специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса в зависимости от типа и вида отклоняющегося развития у конкретного ребенка или группы детей.
3. Организация социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.).
Содержательные условия:
1. Составление и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями и особыми образовательными потребностями.
2. Наличие адекватных адаптированной программе индивидуальных учебных планов, УМК, дидактических материалов, методов и приемов работы с ребенком.
3. Наличие программ сопровождения и соответствующих Дидактических материалов, составляющих коррекционный компонент адаптированной образовательной
программы. Эта программа должна соответствовать основной адаптированной программе для детей с проблемами в развитии определенного вида.
Для полноценной реализации АОП необходимо, чтобы:
1 Образовательное учреждение было обеспечено учебниками( в том числе учебниками и учебными пособиями с электронными приложениями), учебно-методической литературой
и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.
2 Специалисты сопровождения образовательного учреждения имели доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.
3 Библиотека образовательного учреждения была укомплектована общими и специализированными печатными образовательными и электронными образовательными ресурсами. Фонд библиотеки должен содержать научно-методическую литературу по специальной психологии и коррекционной педагогике.
Нормативно-правовая документация
ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован Минюстом России 26.09.2013 Регистрационный N 30038)
ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом РФ 01.10.2013 Регистрационный N 30067)
ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико- педагогической комиссии»
Средовые условия, созданные в МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска для успешного осуществления инклюзивного обучения.
Литература
1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. и др. Разработка специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения
концепции //Вестник практической психологии образования. 2011. № 1 (26). С. 22–29.
2 .Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование
научнообоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве): Главы из книги / Пер. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. М., Перспектива, 2009.
3 Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений /Отв. ред.
С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с.
4. Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы.- М., Педагогический университет, «Первое сентября», 2014 г.
5. Создание специальных образовательных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ,
2012. 64 с.
6. Создание специальных образовательных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник /Отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 56 с.
7. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник /Отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 56 с.
8. Создание специальных образовательных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях.
Методический сборник /Отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 64 с.