СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Строение и функции белков"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация в помощь к уроку. это дополнительный материал

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Строение и функции белков"»

Тема УРОКА: «Белки»

Тема УРОКА:

«Белки»

Что такое жизнь ?  Философско-теоретическое представление Ф. Энгельса о сущности жизни: «Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, не находящееся в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явления жизни».

Что такое жизнь ?

Философско-теоретическое представление Ф. Энгельса о сущности жизни: «Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, не находящееся в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явления жизни».

Определение жизни  “ Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка”. (Ф.Энгельс)

Определение жизни

“ Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка”. (Ф.Энгельс)

Проблема урока  Сегодня мы должны раскрыть тайну веществ, лежащих в основе понятия “жизнь”, т.е. должны ответить на вопрос “Что такое белок?”

Проблема урока

Сегодня мы должны раскрыть тайну веществ, лежащих в основе понятия “жизнь”, т.е. должны ответить на вопрос “Что такое белок?”

 Я приглашаю вас в живой природы мир,  Где интерес – наш главный ориентир.  Узнаем мы, что всё здесь не случайно,  Найдём ответы, разгадаем тайны…  Порой, чтоб разрешились все сомненья,  Достаточно нам будет наблюденья.  Вопрос возник, иль снова сомневаемся –  Тогда к эксперименту обращаемся.

Я приглашаю вас в живой природы мир,

Где интерес – наш главный ориентир.

Узнаем мы, что всё здесь не случайно,

Найдём ответы, разгадаем тайны…

Порой, чтоб разрешились все сомненья,

Достаточно нам будет наблюденья.

Вопрос возник, иль снова сомневаемся –

Тогда к эксперименту обращаемся.

Тема занятия: «Белки»

Тема занятия:

«Белки»

Цели занятия:

Цели занятия:

Образовательные :   расширить знания о белках - биологических полимерах. выяснить строение, состав и свойства белков. классифицировать белки по их функциям в организме.  с помощью межпредметных связей способствовать формированию научной картины мира.

Образовательные :

  • расширить знания о белках - биологических полимерах.
  • выяснить строение, состав и свойства белков.
  • классифицировать белки по их функциям в организме.
  • с помощью межпредметных связей способствовать формированию научной картины мира.
Развивающие:   формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной,  личностной; развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией; формирование высокого уровня мыслительной деятельности.

Развивающие:

  • формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной,  личностной;
  • развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией;
  • формирование высокого уровня мыслительной деятельности.
Воспитательные:   формирование адекватной самостоятельности УЧАЩИХСЯ ; воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов; привитие интереса к естественным наукам.

Воспитательные:

  • формирование адекватной самостоятельности УЧАЩИХСЯ ;
  • воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов;
  • привитие интереса к естественным наукам.
Вопросы, рассматриваемые на УРОКЕ : Понятие о белках. Состав и строение белковых молекул. Физико-химические свойства белков. Функции белков и их классификация. Значение белков в природе, в пищевой промышленности и в жизни человека.

Вопросы, рассматриваемые на УРОКЕ :

  • Понятие о белках. Состав и строение белковых молекул.
  • Физико-химические свойства белков.
  • Функции белков и их классификация.
  • Значение белков в природе, в пищевой промышленности и в жизни человека.
Вопрос № 1 Понятие о белках. Состав и строение белковых молекул

Вопрос № 1

Понятие о белках. Состав и строение белковых молекул

Белки - основа жизни  Химический состав организма человека: вода 65%, жиры 10%, углеводы 5%, белки 18%, другие неорганические и органические вещества 2%.

Белки - основа жизни

Химический состав организма человека:

  • вода 65%,
  • жиры 10%,
  • углеводы 5%,
  • белки 18%,
  • другие неорганические и органические вещества 2%.
Преобладающим компонентом в клетках тканей является белок На долю белков приходится более 50% сухой массы клетки. Содержание белков в сухой массе различных тканей сильно различается:  - в мышцах — 80%,  - в коже — 63%,  - в печени — 57%,  - в мозге — 45%,  - в костях —20%.

Преобладающим компонентом в клетках тканей является белок

  • На долю белков приходится более 50% сухой массы клетки.
  • Содержание белков в сухой массе различных тканей сильно различается:

- в мышцах — 80%,

- в коже — 63%,

- в печени — 57%,

- в мозге — 45%,

- в костях —20%.

Белки обладают большой молекулярной массой:  Молекулярная масса: яичного альбумина составляет 36 000, гемоглобина — 152 000, миозина (одного из белков мышц) — 500 000.   Это в тысячи и десятки тысяч раз больше молекулярных масс неорганических соединений.

Белки обладают большой молекулярной массой:

Молекулярная масса:

  • яичного альбумина составляет 36 000,
  • гемоглобина — 152 000,
  • миозина (одного из белков мышц) — 500 000.

Это в тысячи и десятки тысяч раз больше молекулярных масс неорганических соединений.

«Жизнь есть способ существования белковых тел…».    Ф. Энгельс

«Жизнь есть способ существования белковых тел…».

Ф. Энгельс

 Где есть белки, там есть и жизнь, поэтому второе название белков – протеины (от греческого «первый», «важнейший»).

Где есть белки, там есть и жизнь, поэтому второе название белков – протеины (от греческого «первый», «важнейший»).

«Чтобы постичь бесконечное, надо сначала разъединить,  а потом соединить»    Гете

«Чтобы постичь бесконечное, надо сначала разъединить,

а потом соединить»

Гете

Элементарный состав белков : углерод - 50-55%, кислород - 21-23%, азот - 15-17%,  водород - 6-7%,  сера - 0,3-2,5%. В составе отдельных белков обнаружены также фосфор, йод, железо, магний и некоторые другие элементы. Белки относят к азотсодержащим органическим соединениям.  

Элементарный состав белков :

  • углерод - 50-55%,
  • кислород - 21-23%,
  • азот - 15-17%,
  • водород - 6-7%,
  • сера - 0,3-2,5%.
  • В составе отдельных белков обнаружены также фосфор, йод, железо, магний и некоторые другие элементы. Белки относят к азотсодержащим органическим соединениям.
  •  
Огромная роль в исследовании белков принадлежит: Я. Беккари  Фредерик Сенджер Фишер А.Я.Данилевский В 1888 году высказал мысль о том, что белки состоят из остатков аминокислот, соединённых пептидной связью. Первый очищенный белок получен в 1728 г.  Л. Полинг   разработал представления о структуре полипептидной цепи в белках, впервые высказал мысль о ее спиральном строении и дал описание альфа-спирали (1951г., совместно с американским биохимиком Р. Б. Кори). В 1902 году выдвинул полипептидную теорию строения белков. В 1945 г. установил структуру инсулина, а в 1953 г  синтезировал его

Огромная роль в исследовании белков принадлежит:

Я. Беккари

Фредерик Сенджер

Фишер

А.Я.Данилевский

В 1888 году высказал мысль о том, что белки состоят из остатков аминокислот, соединённых пептидной связью.

Первый очищенный белок получен в 1728 г.

Л. Полинг

разработал представления о структуре полипептидной цепи в белках, впервые высказал мысль о ее спиральном строении и дал описание альфа-спирали (1951г., совместно с американским биохимиком Р. Б. Кори).

В 1902 году выдвинул полипептидную теорию строения белков.

В 1945 г. установил структуру инсулина, а

в 1953 г синтезировал его

 Белки- это высокомолекулярные природные соединения (полимеры), молекулы которых построены из остатков аминокислот, соединенных пептидной связью

Белки- это высокомолекулярные природные соединения (полимеры), молекулы которых построены из остатков аминокислот, соединенных пептидной связью

В клетках и тканях обнаружено свыше 170 различных аминокислот. В составе всех белков входит только  20 α -аминокислот. из них может быть образовано 2 432 902 008 176 640 000 комбинаций различных белков, которые будут обладать совершенно одинаковым составом, но различным строением и …
  • В клетках и тканях обнаружено свыше 170 различных аминокислот. В составе всех белков входит только

20 α -аминокислот.

  • из них может быть образовано 2 432 902 008 176 640 000 комбинаций различных белков, которые будут обладать совершенно одинаковым составом, но различным строением и …
Строение аминокислот:  у всех аминокислот, входящих в состав белковых молекул, аминогруппа находится в α -положении, т.е. у второго углеродного атома.

Строение аминокислот:

у всех аминокислот, входящих в состав белковых молекул, аминогруппа находится в α -положении, т.е. у второго углеродного атома.

Задание. Напишите формулу трипептида, образованного аминокислотами: валином, цистеином, тирозином .

Задание.

  • Напишите формулу трипептида, образованного аминокислотами: валином, цистеином, тирозином .
При взаимодействии трех аминокислот происходит реакция конденсации и образуются две пептидные связи

При взаимодействии трех аминокислот происходит реакция конденсации и образуются две пептидные связи

Схема образования полипептида

Схема образования полипептида

Аминокислоты в белках связаны пептидными связями

Аминокислоты в белках связаны пептидными связями

Аминокислоты, входящие в состав белков

Аминокислоты, входящие в состав белков

Большинство аминокислот, входящих в состав белков, могут синтезироваться в организме в процессе обмена (из других аминокислот, поступаю­щих в избытке). Они получили название заменимых аминокислот. Некоторые аминокислоты не могут синтезироваться в организме и должны поступать в наш организм с пищей. Они получили назва­ние незаменимых аминокислот. Их 8, они не способны синтезиро ваться в организме человека, но поступают в него с растительной пищей. Какие же это аминокислоты? Это валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, лизин, фенилаланин, триптофан. Иногда в их число включают гистидин и аргинин. Две последние не синтезируются в организме ребенка.

Большинство аминокислот, входящих в состав белков, могут синтезироваться в организме в процессе обмена (из других аминокислот, поступаю­щих в избытке). Они получили название заменимых аминокислот. Некоторые аминокислоты не могут синтезироваться в организме и должны поступать в наш организм с пищей. Они получили назва­ние незаменимых аминокислот. Их 8, они не способны синтезиро ваться в организме человека, но поступают в него с растительной пищей. Какие же это аминокислоты? Это валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, лизин, фенилаланин, триптофан. Иногда в их число включают гистидин и аргинин. Две последние не синтезируются в организме ребенка.

Большинство аминокислот, входящих в состав белков, могут синтезироваться в организме в процессе обмена (из других аминокислот, поступающих в избытке). Они получили название заменимых аминокислот .

Большинство аминокислот, входящих в состав белков, могут синтезироваться в организме в процессе обмена (из других аминокислот, поступающих в избытке). Они получили название заменимых аминокислот .

Некоторые аминокислоты не могут синтезироваться в организме и должны поступать в наш организм с растительной  пищей. Они получили название незаменимых аминокислот . Их 8. Это валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, лизин, фенилаланин, триптофан . Иногда в их число включают гистидин и аргинин . Две последние не синтезируются в организме ребенка

Некоторые аминокислоты не могут синтезироваться в организме и должны поступать в наш организм с растительной пищей. Они получили название незаменимых аминокислот . Их 8. Это валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, лизин, фенилаланин, триптофан . Иногда в их число включают гистидин и аргинин . Две последние не синтезируются в организме ребенка

 Выполнение белками определенных специфических функций зависит от пространственной конфигурации их молекул. Выделяют 4 уровня структурной организации белка

Выполнение белками определенных специфических функций зависит от пространственной конфигурации их молекул.

Выделяют 4 уровня структурной организации белка

Первичная структура Первичной структурой  белка называют последовательность аминокислотных остатков, связанных пептидными связями

Первичная структура

Первичной структурой белка называют последовательность аминокислотных остатков, связанных пептидными связями

Вторичной структурой белка  называют упорядоченно свернутую полипептидную цепь. Основным вариантом вторичной структуры является α -спираль, имеющая вид растянутой пружины. Она образуется за счет внутримолекулярных водородных связей

Вторичной структурой белка называют упорядоченно свернутую полипептидную цепь. Основным вариантом вторичной структуры является α -спираль, имеющая вид растянутой пружины. Она образуется за счет внутримолекулярных водородных связей

Третичная структура  В образовании третичной структуры большая роль принадлежит радикалам, за счёт которых образуются дисульфидные мостики, сложноэфирные связи, водородные связи.

Третичная структура

В образовании третичной структуры большая роль

принадлежит радикалам, за счёт которых образуются дисульфидные мостики, сложноэфирные связи, водородные связи.

Четвертичная структура Четвертичная структура – это объединение нескольких трёхмерных структур в одно целое. Классический пример: гемоглобин, хлорофилл. В гемоглобине гем - небелковая часть, глобин - белковая часть.

Четвертичная структура

Четвертичная структура – это объединение нескольких трёхмерных структур в одно целое.

Классический пример: гемоглобин, хлорофилл.

В гемоглобине гем - небелковая часть, глобин - белковая часть.

Характеристика трех структур белковых молекул Структура белковой молекулы  Первичная — линейная  Характеристика структуры  Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи — линейная структура  Вторичная — спиралевидная  Тип связи, определяющий структуру  Пептидная связь — NH— СО-  Закручивание полипептидной линейной цепи в спираль — спиралевидная структура  Графическое  изображение  Третичная — глобулярная  Упаковка вторичной спирали в клубок — клубочковидная (глобулярная) структура или фибриллы Внутримолекулярные водородные связи  Дисульфидные и ионные связи

Характеристика трех структур белковых молекул

Структура белковой молекулы

Первичная — линейная

Характеристика структуры

Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи — линейная структура

Вторичная — спиралевидная

Тип связи, определяющий структуру

Пептидная связь

NH— СО-

Закручивание полипептидной линейной цепи в спираль — спиралевидная структура

Графическое изображение

Третичная — глобулярная

Упаковка вторичной спирали в клубок — клубочковидная (глобулярная) структура или фибриллы

Внутримолекулярные водородные связи

Дисульфидные и ионные связи

Задание  Отметьте в таблице характеристики, соответствующие структурам молекул белков.  Из букв, соответствующих правильным  ответам, вы составите название качественной реакции на белки : реакция реакция

Задание

Отметьте в таблице характеристики, соответствующие структурам молекул белков.

Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название качественной реакции на белки :

реакция

  • реакция
Характеристика структур молекул белка ХАРАКТЕРИСТИКА первичная Структура, образующаяся за счет внутримолекулярных водородных связей вторичная К Разрушается при гидролизе белка Глобулярная структура третичная Б И Изменяется при денатурации К А С Н П Ю Линейная структура У Р Т Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи Е М О Спиралевидная структура З К Т Не изменяется при денатурации Структуру определяют ионные и дисульфидные связи Г В А Р  Ы Е С И Я

Характеристика структур молекул белка

ХАРАКТЕРИСТИКА

первичная

Структура, образующаяся за счет внутримолекулярных водородных связей

вторичная

К

Разрушается при гидролизе белка

Глобулярная структура

третичная

Б

И

Изменяется при денатурации

К

А

С

Н

П

Ю

Линейная структура

У

Р

Т

Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи

Е

М

О

Спиралевидная структура

З

К

Т

Не изменяется при денатурации

Структуру определяют ионные и дисульфидные связи

Г

В

А

Р

Ы

Е

С

И

Я

Правильный ответ ХАРАКТЕРИСТИКА первичная Структура, образующаяся за счет внутримолекулярных водородных связей вторичная Разрушается при гидролизе белка К третичная И Глобулярная структура Б С А К Изменяется при денатурации П Ю Линейная структура Н Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи У Р Т Спиралевидная структура О Е М З К Т Не изменяется при денатурации Структуру определяют ионные и дисульфидные связи Г В А Р  Е Ы С И Я реакция реакция Б И У Р Е Т О В А Я

Правильный ответ

ХАРАКТЕРИСТИКА

первичная

Структура, образующаяся за счет внутримолекулярных водородных связей

вторичная

Разрушается при гидролизе белка

К

третичная

И

Глобулярная структура

Б

С

А

К

Изменяется при денатурации

П

Ю

Линейная структура

Н

Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи

У

Р

Т

Спиралевидная структура

О

Е

М

З

К

Т

Не изменяется при денатурации

Структуру определяют ионные и дисульфидные связи

Г

В

А

Р

Е

Ы

С

И

Я

реакция

  • реакция

Б

И

У

Р

Е

Т

О

В

А

Я

Физико-химические свойства белков

Физико-химические свойства белков

Белки – амфотерные электролиты. При определённом значении рН среды (она называется изоэлектрической точкой) число положительных и отрицательных зарядов в молекуле белка одинаково. Это одной из свойств белка. Белки в этой точке электронейтральны, а их растворимость в воде наименьшая. Способность белков снижать растворимость при достижении электронейтральности их молекул используется для выделения их из растворов, например в технологии получения белковых продуктов.

Белки – амфотерные электролиты. При определённом значении рН среды (она называется изоэлектрической точкой) число положительных и отрицательных зарядов в молекуле белка одинаково. Это одной из свойств белка. Белки в этой точке электронейтральны, а их растворимость в воде наименьшая. Способность белков снижать растворимость при достижении электронейтральности их молекул используется для выделения их из растворов, например в технологии получения белковых продуктов.

Процесс гидратации означает связывание белками воды, при этом они проявляют гидрофильные свойства: Набухают, их масса и объём увеличиваются. Набухание белка сопровождается его частичным растворением. При ограниченном набухании концентрированные белковые растворы образуют сложные системы, называемые студнями.  Глобулярные белки могут полностью гидратироваться, растворяясь в воде (например, белки молока). Фибриллярные белки не растворяются в воде.

Процесс гидратации означает связывание белками воды, при этом они проявляют гидрофильные свойства:

  • Набухают, их масса и объём увеличиваются.

Набухание белка сопровождается его частичным растворением.

  • При ограниченном набухании концентрированные белковые растворы образуют сложные системы, называемые студнями.
  • Глобулярные белки могут полностью гидратироваться, растворяясь в воде (например, белки молока).
  • Фибриллярные белки не растворяются в воде.

Денатурация белка Денатурация белка - нарушение природной вторичной и третичной и четвертичной структур белка под действием различных факторов (температуры, радиации, химических веществ, и т.д.)   Виды денатурации : обратимая  (т.е.высаливание) необратимая Фильм1 Фильм2 Фильм3

Денатурация белка

  • Денатурация белка - нарушение природной вторичной и третичной и четвертичной структур белка под действием различных факторов (температуры, радиации, химических веществ, и т.д.)

Виды денатурации :

  • обратимая

(т.е.высаливание)

  • необратимая

Фильм1

Фильм2

Фильм3

Денатурированный белок теряет свои биологические свойства. Процесс восстановления вторичной и третичной структур белка называется ренатурацией.

Денатурированный белок теряет свои биологические свойства.

Процесс восстановления вторичной и третичной структур белка называется ренатурацией.

 Под процессом пенообразования понимают способность белков образовывать высококонцентрированные системы «жидкость –газ», называемые пенами.  Белки в качестве пенообразователей используются в кондитерской промышленности (пастила, зефир, суфле).  Структуру пены имеет хлеб, а это влияет на его вкусовые свойства.

Под процессом пенообразования понимают способность белков образовывать высококонцентрированные системы «жидкость –газ», называемые пенами.

Белки в качестве пенообразователей используются в кондитерской промышленности (пастила, зефир, суфле).

Структуру пены имеет хлеб, а это влияет на его вкусовые свойства.

 Для пищевой промышленности можно выделить два очень два очень важных свойства белков: 1) Гидролиз белков под действием ферментов; 2) Реакция меланоидинообразования. Реакцию гидролиза с образованием аминокислот в общем виде можно записать так:

Для пищевой промышленности можно выделить два очень два очень важных свойства белков:

1) Гидролиз белков под действием ферментов;

2) Реакция меланоидинообразования.

Реакцию гидролиза с образованием аминокислот в общем виде можно записать так:

Превращение белков в организме  В организмах животных и человека под влиянием ферментов ( пепсин, трипсин, эрипсин и т. д.) происходит гидролиз белков. В результате этого образуются аминокислоты, которые всасываются ворсинками кишечника в кровь. При этих процессах в организме выделяется энергия.

Превращение белков в организме

В организмах животных и человека под влиянием ферментов ( пепсин, трипсин, эрипсин и т. д.) происходит гидролиз белков. В результате этого образуются аминокислоты, которые всасываются ворсинками кишечника в кровь. При этих процессах в организме выделяется энергия.

Проведение эксперимента

Проведение эксперимента

Меланоидинообразование    Под меланоидинообразованием понимают взаимодействие восстанавливающих сахаров (монозы и восстанавливающие дисахариды, как содержащиеся в продукте, так и образующиеся пи гидролизе более сложных углеводов) с аминокислотами, пептидами и белками, приводящее к образованию темноокрашенных продуктов — меланоидинов

Меланоидинообразование

Под меланоидинообразованием понимают взаимодействие восстанавливающих сахаров (монозы и восстанавливающие дисахариды, как содержащиеся в продукте, так и образующиеся пи гидролизе более сложных углеводов) с аминокислотами, пептидами и белками, приводящее к образованию темноокрашенных продуктов — меланоидинов

Топленое молоко  Ряженка, варенец, кефир, йогурт из топленого молока

Топленое молоко

Ряженка, варенец, кефир, йогурт из топленого молока

Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других веществ. Горение сопровождается характерным запахом жжёных перьев.

Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других веществ. Горение сопровождается характерным запахом жжёных перьев.

биуретовая , при которой происходит взаимодействие слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди( II ) с образованием комплексных соединений между ионами Cu 2+ и полипептидами. Реакция сопровождается появлением фиолетово-синей окраски. Доказывает наличие пептидных связей в белках Фильм
  • биуретовая , при которой происходит взаимодействие слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди( II ) с образованием комплексных соединений между ионами Cu 2+ и полипептидами. Реакция сопровождается появлением фиолетово-синей окраски.

Доказывает наличие пептидных связей в белках

Фильм

ксантопротеиновая , при которой происходит взаимодействие ароматических и гетероатомных циклов в молекуле белка с концентрированной азотной кислотой, сопровождающееся появлением жёлтой окраски; Фильм
  • ксантопротеиновая , при которой происходит взаимодействие ароматических и гетероатомных циклов в молекуле белка с концентрированной азотной кислотой, сопровождающееся появлением жёлтой окраски;

Фильм

 Цистеиновая реакция (сульфгидрильная):  Наличие в белках серы доказывается действие раствора щелочи и ацетата свинца. Выпадение черного осадка свидетельствует о присутствии в полученном растворе сульфид-аниона:
  • Цистеиновая реакция (сульфгидрильная):

Наличие в белках серы доказывается действие раствора щелочи и ацетата свинца. Выпадение черного осадка свидетельствует о присутствии в полученном растворе сульфид-аниона:

Амфотерность - COOH COO R R + NH 3 NH 2

Амфотерность

-

COOH

COO

R

R

+

NH 3

NH 2

Проведение экспериментальной исследовательской работы

Проведение экспериментальной исследовательской работы

Задание группам: Номер группы Объект исследования Группа №1 Содержание эксперимента Белки пищи Группа №2 Белки шелка и шерсти 1.Доказать наличие белков в молоке и молочных продуктах. 2.Определить массовую долю белков в молоке. 3. Сделать анализ содержания белков в молочных продуктах. Группа №3 1. Исследовать состав и свойства белков шелка и шерсти. 2. Изучите данные таблицы и ответьте на вопрос: «Какие изменения происходят в шерсти и шелке при эксплуатации изделий из них?» Белки кожи 1. Исследовать белки кожи. 2. Изучите данные таблицы и ответьте на вопрос: «Какие изменения происходят в коже при эксплуатации изделий из нее?»

Задание группам:

Номер группы

Объект исследования

Группа №1

Содержание эксперимента

Белки пищи

Группа №2

Белки шелка и шерсти

1.Доказать наличие белков в молоке и молочных продуктах.

2.Определить массовую долю белков в молоке.

3. Сделать анализ содержания белков в молочных продуктах.

Группа №3

1. Исследовать состав и свойства белков шелка и шерсти.

2. Изучите данные таблицы и ответьте на вопрос: «Какие изменения происходят в шерсти и шелке при эксплуатации изделий из них?»

Белки кожи

1. Исследовать белки кожи.

2. Изучите данные таблицы и ответьте на вопрос: «Какие изменения происходят в коже при эксплуатации изделий из нее?»

Функции белков и их классификация

Функции белков и их классификация

Запасающая (резервная)  Накопление белков в организме в качестве запасных питательных веществ

Запасающая (резервная)

Накопление белков в организме в качестве запасных питательных веществ

Энергетическая  Способность молекул белков к окислению с освобождением необходимой для жизнедеятельности организма энергии. При расщеплении 1 г белка выделяется 17,6 кДж энергии

Энергетическая

Способность молекул белков к окислению с освобождением необходимой для жизнедеятельности организма энергии. При расщеплении 1 г белка выделяется 17,6 кДж энергии

Транспортная  Например, гемоглобин – белок, входящий в состав эритроцитов и обеспечивающий перенос кислорода и углекислого газа

Транспортная

Например, гемоглобин – белок, входящий в состав эритроцитов и обеспечивающий перенос кислорода и углекислого газа

Защитная  Антитела, фибриноген, тромбин – белки, участвующие в выработке иммунитета и свертывания крови

Защитная

Антитела, фибриноген, тромбин – белки, участвующие в выработке иммунитета и свертывания крови

Двигательная (сократительная)  Актин и миозин – белки, входящие в состав мышечных волокон и обеспечивающие их сокращение.

Двигательная (сократительная)

Актин и миозин – белки, входящие в состав мышечных волокон и обеспечивающие их сокращение.

Строительная  Белки – элементы всех тканей и органов, плазматической мембраны клетки, а также костей, хрящей, перьев, ногтей, волос

Строительная

Белки – элементы всех тканей и органов, плазматической мембраны клетки, а также костей, хрящей, перьев, ногтей, волос

Гормональная  Гормоны – вещества, обеспечивающие на ряду с нервной системой гуморальную регуляцию функций в организме

Гормональная

Гормоны – вещества, обеспечивающие на ряду с нервной системой гуморальную регуляцию функций в организме

Каталитическая или ферментативная  Белки -катализаторы, увеличивающие скорость химических реакций в клетках организма

Каталитическая или ферментативная

Белки -катализаторы, увеличивающие скорость химических реакций в клетках организма

Рецепторная  Реакция на внешний раздражитель

Рецепторная

Реакция на внешний раздражитель

Функции белков в клетке Название функции  Пояснения  Каталитическая Большинство ферментов - белки Строительная Основа клеточных органоидов, волос, сосудов Двигательная Жгутики простейших - сократительные белки; белки мышц - актин и миозин Транспортная Гемоглобин - транспорт кислорода и углекислого газа Защитная Антитела (обеспечение иммунитета к заболеваниям) Энергетическая Некоторые белки служат источником энергии

Функции белков в клетке

Название функции

Пояснения

Каталитическая

Большинство ферментов - белки

Строительная

Основа клеточных органоидов, волос, сосудов

Двигательная

Жгутики простейших - сократительные белки; белки мышц - актин и миозин

Транспортная

Гемоглобин - транспорт кислорода и углекислого газа

Защитная

Антитела (обеспечение иммунитета к заболеваниям)

Энергетическая

Некоторые белки служат источником энергии

Задание  Используя знания из химии, биологии и повседневной жизни, соотнесите типы белков и их функции в организме человека.  На столах листы с отпечатанными на них типами белков. В среднем столбике определите их функции, а в правом- подберите пример того или иного типа белков.

Задание

Используя знания из химии, биологии и повседневной жизни, соотнесите типы белков и их функции в организме человека.

На столах листы с отпечатанными на них типами белков. В среднем столбике определите их функции, а в правом- подберите пример того или иного типа белков.

ТИП БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Структурные белки мышц ПРИМЕР БЕЛКОВ Двигательная Белки соединительных тканей Миозин, актин Строительная Хромосомные белки Кератин (кожа, волосы, ногти); коллаген (сухожилия) Строительная Контролирующие белки Переносчики кислорода и других веществ Контроль за потоком веществ внутрь и вовне организма, передача информации внутри организма (рецепторная) Гистоны (часть структуры хромосом) Белки-рецепторы мембран Транспортная Ферменты Гемоглобин Каталитическая Гормоны Протеазы Регуляция процессов жизнедеятельности (регуляторная) Защитные белки Инсулин, половые гормоны Защитная Гаммаглобулин , антитела

ТИП

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Структурные белки мышц

ПРИМЕР БЕЛКОВ

Двигательная

Белки соединительных тканей

Миозин, актин

Строительная

Хромосомные белки

Кератин (кожа, волосы, ногти); коллаген (сухожилия)

Строительная

Контролирующие белки

Переносчики кислорода и других веществ

Контроль за потоком веществ внутрь и вовне организма, передача информации внутри организма (рецепторная)

Гистоны (часть структуры хромосом)

Белки-рецепторы мембран

Транспортная

Ферменты

Гемоглобин

Каталитическая

Гормоны

Протеазы

Регуляция процессов жизнедеятельности (регуляторная)

Защитные белки

Инсулин, половые гормоны

Защитная

Гаммаглобулин , антитела

Критерии оценок: 8 - 10 правильных ответов - «3» 11 - 13 правильных ответов - «4» 14 - 16 правильных ответов - «5»

Критерии оценок:

8 - 10 правильных ответов - «3»

11 - 13 правильных ответов - «4»

14 - 16 правильных ответов - «5»

Классификация белков

Классификация белков

По составу (по степени сложности) различают белки: простые белки - протеины, состоящие только из аминокислот сложные белки - протеиды – содержащие небелковую часть , которая может включать углеводы (гликопротеиды), липиды (липопротеиды), нуклеиновые кислоты (нуклеопротеиды), фосфорную кислоту (фосфопротеиды) (казеин) полноценные – содержат весь набор аминокислот неполноценные – какие–то аминокислоты в их составе отсутствуют

По составу (по степени сложности) различают белки:

  • простые белки - протеины, состоящие только из аминокислот
  • сложные белки - протеиды – содержащие небелковую часть , которая может включать углеводы (гликопротеиды), липиды (липопротеиды), нуклеиновые кислоты (нуклеопротеиды), фосфорную кислоту (фосфопротеиды) (казеин)
  • полноценные – содержат весь набор аминокислот
  • неполноценные – какие–то аминокислоты в их составе отсутствуют
По форме молекул :    глобулярные  фибрилярные

По форме молекул :

  • глобулярные
  • фибрилярные
По растворимости в отдельных растворителях:    водорастворимые, растворимые в слабых солевых растворах (альбумины)  спирторастворимые (проламины)  растворимые в щелочах (глютелины)

По растворимости в отдельных растворителях:

  • водорастворимые, растворимые в слабых солевых растворах (альбумины)
  • спирторастворимые (проламины)
  • растворимые в щелочах (глютелины)
 По выполняемым функциям

По выполняемым функциям

Вопрос № 4 Значение белков в природе, в пищевой промышленности и в жизни человека

Вопрос № 4

Значение белков в природе, в пищевой промышленности и в жизни человека

 Белки составляют примерно 20 % массы человеческого тела и 50 % сухой массы клетки. В тканях человека белки не откладываются «про запас», поэтому необходимо ежедневное их поступление с пищей.

Белки составляют примерно 20 % массы человеческого тела и 50 % сухой массы клетки. В тканях человека белки не откладываются «про запас», поэтому необходимо ежедневное их поступление с пищей.

Название продукта Содержание белка Мясо 18–22% Название продукта Сыр Рыба Содержание белка Горох 20–36% 17–20% 26% Яйца Картофель Молоко 13% 1,5–2% Ржаной хлеб 7,8% 3,5% Яблоки Рис Пшено 8% 0,3–0,4% Капуста 1,6% 10% Морковь Свекла 0,8–1% Макароны 1,6% 9–13% Гречневая крупа 11%

Название продукта

Содержание белка

Мясо

18–22%

Название продукта

Сыр

Рыба

Содержание белка

Горох

20–36%

17–20%

26%

Яйца

Картофель

Молоко

13%

1,5–2%

Ржаной хлеб

7,8%

3,5%

Яблоки

Рис

Пшено

8%

0,3–0,4%

Капуста

1,6%

10%

Морковь

Свекла

0,8–1%

Макароны

1,6%

9–13%

Гречневая крупа

11%

Решение задач с практическим содержанием   Задача . Больше всего белка в сыре (до 25%), мясных продуктах (в свинине 8 – 15, баранине – 16-17, говядине 16 – 20%), в птице (21%), рыбе (13 – 21%), яйцах (13%), твороге (14%). Молоко содержит 3% белков, а хлеб – 7-8%.Рассчитайте массу каждого из этих продуктов, обеспечивающую дневную потребность взрослого человека в белках, равную 200г.

Решение задач с практическим содержанием

Задача . Больше всего белка в сыре (до 25%), мясных продуктах (в свинине 8 – 15, баранине – 16-17, говядине 16 – 20%), в птице (21%), рыбе (13 – 21%), яйцах (13%), твороге (14%). Молоко содержит 3% белков, а хлеб – 7-8%.Рассчитайте массу каждого из этих продуктов, обеспечивающую дневную потребность взрослого человека в белках, равную 200г.

Белки – обязательная составная часть всех живых клеток, они играют важную роль в живой природе, являются главным и незаменимым компонентом питания. Это связанно с той огромной ролью, которую они играют в процессах развития и жизни человека. Белки являются основой структурных элементов и тканей, поддерживают обмен веществ и энергии, участвуют в процессах роста и размножения, обеспечивают механизмы движения, развитие иммунных реакций, необходимы для функционирования всех органов и систем организма.

Можно без преувеличения сказать, что белок играет в организме самую важную роль. Из белков строится все наше тело. Каждый белок определяет какое-нибудь свойство организма: цвет глаз, волос, строение внутренних органов и т. д. Есть белки воспринимающие также тепло, запах, вкус, механические колебания. Раздражители «дергают» за кончик белкового «клубка», начиная его разматывать. В результате возбуждение передается нервным клеткам. По такому же принципу работает белок гемоглобина, разносящий по нашему телу кислород.

Белковые вещества составляют громадный класс органических углеродисто-азотистых соединений, неизбежно встречаемых в каждом организме. Роль белков в организме огромна.

Закрепление нового материала:  Ответить на вопросы теста

Закрепление нового материала:

Ответить на вопросы теста

Ответы к тесту Вариант 1:  1 - б, 2 - б, 3 - а, 4 - г, 5 - б, 6 – 1 -а,в; 2 -б,г, 7 -б, 8 -а, 9 -б, 10 -в Вариант 2 : 1 - б, 2 - г, 3 - а, 4 - а, 5 - в, 6 – 1б, 2 -б, 3 -а, 4 -а; 7 - г, 8 - б, 9 - в, 10 - г

Ответы к тесту

Вариант 1:

  • 1 - б,
  • 2 - б,
  • 3 - а,
  • 4 - г,
  • 5 - б,
  • 6 – 1 -а,в; 2 -б,г,
  • 7 -б,
  • 8 -а,
  • 9 -б,
  • 10 -в

Вариант 2 :

  • 1 - б,
  • 2 - г,
  • 3 - а,
  • 4 - а,
  • 5 - в,
  • 6 – 1б, 2 -б, 3 -а, 4 -а;
  • 7 - г,
  • 8 - б,
  • 9 - в,
  • 10 - г
Критерии оценок: 6 – 7 правильных ответов - «3»  8 - 10 правильных ответов - «4» 11 - 13 правильных ответов - «5»

Критерии оценок:

6 – 7 правильных ответов - «3»

8 - 10 правильных ответов - «4»

11 - 13 правильных ответов - «5»

« Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир не мог бы существовать, если бы был так просто устроен.» Гете

« Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир не мог бы существовать, если бы был так просто устроен.»

Гете

Домашнее задание: Изучить страницы учебника:  А.П. Нечаев «Органическая химия» стр. 291-296 2 . Подготовиться к лабораторной работе.

Домашнее задание:

  • Изучить страницы учебника:

А.П. Нечаев «Органическая химия» стр. 291-296

2 . Подготовиться к лабораторной работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!