III этап. Объяснение нового материала. Цель – объяснить новый материал на репродуктивном уровне | Итак, на этом уроке мы будем говорить об очень важных, но непростых понятиях, таких, как свобода, долг, ответственность, труд и учение. Узнаем, как эти понятия рассматриваются в мировых религиях, и составим таблицу. (Учитель раздаёт готовые таблицы группам, которые они будут вместе с учителем заполнять) (Приложение № 1) Учитель делит класс на 2 группы. Задание: каждая группа должна найти в толковом словаре С.И. Ожегова данные слова и рассказать другим учащимся их значение. Слайд 5. 1 группа – свобода, труд 2 группа – долг, ответственность - учение, разберём вместе. Слайд 6. Свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Слайд 7. «Умные мысли» Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности. А. Камю Свобода человека состоит не в том, чтобы делать что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь. Ж.Ж. Руссо Когда слова теряют свой смысл — люди теряют свободу. Конфуций Слайд 8. А теперь обратимся к учебнику. - Христианство, ислам и иудаизм говорят том, что человек внутренне свободен. Конечно, на него влияют самые разные внешние обстоятельства: окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование и т.д. Но всё-таки в конечном итоге человек сам имеет возможность выбирать тот или иной путь, только он решает, поверит он Богу или нет. - При этом в душе человека есть помощник, которого верующие считают своего рода голосом Бога. Этот голос может быть тихим, мы можем его не слушать, но он всегда с нами, это голос совести. Очень важно научиться слышать голос совести и слушать его. Слайд 9. А теперь найдите и вклейте соответствующие определение с точки зрения религий, отношение к слову «свобода» -Христианство, ислам, иудаизм утверждают: человек является свободным, сам выбирает тот или иной путь. Но в душе у человека есть голос (совесть) важно его слышать. Слайд 10. Долг – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. Слайд 11. «Умные мысли» Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга. Цицерон Наше уважение к общим правилам нравственности и есть собственно чувство долга. Смит А. Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь. Толстой Л. Н. Слайд 12, 13, 14, 15,16 (Учитель приводит разные примеры долга: родительский долг, профессиональный долг, моральный долг, денежный долг) Слайд 17. А теперь обратимся к учебнику. -Долг проявляется во всех религиях. У каждого человека есть свой долг – круг обязанностей, которые необходимо выполнить независимо от своих желаний. - А теперь найдите и вклейте соответствующие определение с точки зрения религий, отношение к слову «долг» Слайд 18. А что означает слово «труд». Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Слайд 19. «Умные мысли» ..маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! М. Горький, русский писатель …почти во всех делах самое трудное — начало. Ж.-Ж. Руссо, французский писатель и философ Слайд 20. И снова мы обращаемся к учебнику. - Труд – основной долг верующего. - Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только требует, чтобы труд был честен и приносил пользу. - Ислам призывает занимать активную позицию и выполнять своё предназначение: завести семью, родить детей, трудиться. - Иудаизм учит почитать труд и порицает (неодобрение) всякое праздное удовольствие, праздность. - Буддизм запрещает монахам трудиться, они обязаны жить только подаянием. А мирянам положено трудиться, но так, чтобы обеспечить лишь свой жизненный минимум. Физкультминутка. Слайд 21. Игра «Собери пословицы» (Приложение № 2) (звучит музыка и ребята подходят к интерактивной доске и собирают пословицы) Слайд 22. Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт о своих действиях, поступках. (Учитель приводит разные примеры ответственности) - Родители несут ответственность за детей, а дети – за порученные им дела. Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. Слайд 23. «Умные мысли» Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. Фазиль Искандер, русский писатель. «Трусость всегда стремится переложить ответственность на кого-нибудь другого.» Кортасар Х. аргентинский поэт. «Чем больше свободы, тем больше ответственности.» Лири Т. американский писатель Слайд 24. И снова мы обращаемся к учебнику. - Ответственность проявляется во всех религиях. Человек должен заботиться о Земле, растениях и животных. - А теперь найдите и вклейте соответствующие определение с точки зрения религий. Слайд 25. Учение – это значит усваивать какие-нибудь знания, навыки; приобретать опыт. Слайд 26. «Умные мысли» Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев. Саади Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна. Екатерина II Алексеевна Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. Аристотель Делаем общий вывод: -Учение тоже проявляется во всех религиях. Учение – основной долг верующего. - Найдите и вклейте это в таблицы. | (У каждой группы толковый словарь) Ученики работают со словарями. 1 группа даёт определение слову свобода. Ученики выражают свое мнение о данных высказываниях. Комментированное чтение (по желанию учеников) . Дети вклеивают в свои таблицы. 2 группа даёт определение слову долг. Ученики выражают свое мнение о данных высказываниях. Комментированное чтение Дети в группе вклеивают соответствующее значение в таблицу. 1 группа даёт определение слову труд. Ученики выражают свое мнение о данных высказываниях. Комментированное чтение Дети в группе обсуждают и вклеивают соответствующее значение в таблицу. Дети собирают пословицы. 2 группа даёт определение слову ответственность. (из словаря) Ученики читают и выражают свое мнение о данных высказываниях. Ученики заполняют таблицу. Все вместе ищем в словаре значение слова «учиться» Ученики читают и выражают свое мнение о данных высказываниях. Ученики заполняют таблицу. |