СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока литературы по теме: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: понять, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества, определить нравственные пороки общества, изображенные в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить обучающихся с отдельными фактами биографии Салтыкова-Щедрина;
  • показать особенности жанра сказки в творчестве писателя;
  • показать художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина;
  • формировать навыки исследовательской работы с текстом;
  • актуализировать понятия сказка, сатира, рассмотрение понятий нравственность, порок, их отражение в сказке;

определение нравственных пороков общества через анализ и взаимоотношения главных героев;

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока литературы по теме: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».»

М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869 год)

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869 год)

Как два генерала оказались на необитаемом острове? 1. В результате кораблекрушения 2. По щучьему велению, по моему хотению 3.Прилетели на ковре-самолете.
  • Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1. В результате кораблекрушения

2. По щучьему велению, по моему хотению

3.Прилетели на ковре-самолете.

В чем мужик варил суп?  1. В котелке         2. В пригоршне 3.В кокосовой скорлупке
  • В чем мужик варил суп?

1. В котелке        

2. В пригоршне

3.В кокосовой скорлупке

Какую газету читали генералы на необитаемом острове? 1. «Московскую правду» 2.«Московские ведомости» 3. «Вестник Москвы».
  • Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
  • 1. «Московскую правду»
  • 2.«Московские ведомости»
  • 3. «Вестник Москвы».
Как генералы отыскали на острове мужика? 1. По следам, оставленным на песке 2. По его храпу 3. По запаху мякинного хлеба

Как генералы отыскали на острове мужика?

  • 1. По следам, оставленным на песке
  • 2. По его храпу
  • 3. По запаху мякинного хлеба
Кем этот мужик работал в Петербурге? 1. Поваром 2. Кузнецом 3. Маляром

Кем этот мужик работал в Петербурге?

  • 1. Поваром
  • 2. Кузнецом
  • 3. Маляром
В каком виде два генерала прибыли на остров? 1. В мундирах 2. В ночных рубашках 3. В шубах и валенках

В каком виде два генерала прибыли на остров?

  • 1. В мундирах
  • 2. В ночных рубашках
  • 3. В шубах и валенках
Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? 1. Пуговицу 2. Орден 3. Платок.

Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

  • 1. Пуговицу
  • 2. Орден
  • 3. Платок.
Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду? 1. Научиться работать 2. Всё время спать 3. Найти мужика
  • Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?
  • 1. Научиться работать
  • 2. Всё время спать
  • 3. Найти мужика
На какой улице в Петербурге жили генералы? 1. На Невском проспекте 2.На Фонтанной 3.На Подьяческой
  • На какой улице в Петербурге жили генералы?
  • 1. На Невском проспекте
  • 2.На Фонтанной
  • 3.На Подьяческой
Из чего мужик сделал силки для птиц? 1. Из собственных волос 2. Из собственной рубахи 3. Из собственных лаптей

Из чего мужик сделал силки для птиц?

  • 1. Из собственных волос
  • 2. Из собственной рубахи
  • 3. Из собственных лаптей
Как генералы мужика при себе удерживали? 1. Цепью приковали 2. Веревочкой привязали 3. Смирительную рубашку надели .          

Как генералы мужика при себе удерживали?

  • 1. Цепью приковали
  • 2. Веревочкой привязали
  • 3. Смирительную рубашку надели .

         

Как генералы вернулись домой? 1. Заснули и проснулись дома 2. Так же как и попали на остров 3. Мужик построил корабль.

Как генералы вернулись домой?

  • 1. Заснули и проснулись дома
  • 2. Так же как и попали на остров
  • 3. Мужик построил корабль.
Чем генералы наградили мужика? 1. Дали много денег 2. Медалью 3. Рюмкой водки и пятаком
  • Чем генералы наградили мужика?
  • 1. Дали много денег
  • 2. Медалью
  • 3. Рюмкой водки и пятаком
Проверь себя! Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить. 1. «Служили генералы всю жизнь в регистратуре» 2. «Стали искать, где север и где юг». 3. «Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». 4. «Попробовал полезть – ничего не вышло, только штаны изорвал». 5. «Выслали ему рюмку водки да пятак золота».

Проверь себя!

Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

1. «Служили генералы всю жизнь в регистратуре»

2. «Стали искать, где север и где юг».

3. «Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

4. «Попробовал полезть – ничего не вышло, только штаны изорвал».

5. «Выслали ему рюмку водки да пятак золота».

Проверь себя! Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.  6. «И выстроил он корабль». 7. «Генералы соскучились по прежней жизни». 8. «Перед ними с одной стороны расстилалось море…» 9. «Проснулись и видят: оба на одной подушке лежат» 10. «До того изловчился, что стал даже в пригоршне кашу варить».

Проверь себя!

Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

6. «И выстроил он корабль».

7. «Генералы соскучились по прежней жизни».

8. «Перед ними с одной стороны расстилалось море…»

9. «Проснулись и видят: оба на одной подушке лежат»

10. «До того изловчился, что стал даже в пригоршне кашу варить».

Словарная работа Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма Рандеву – свидание Частный пристав - начальник полицейского участка в городе Фестиваль - здесь: пиршество Действительный статский советник – чин четвёртого класса в гражданской службе

Словарная работа

Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма

Рандеву – свидание

Частный пристав - начальник полицейского участка в городе

Фестиваль - здесь: пиршество

Действительный статский советник – чин четвёртого класса в гражданской службе

Учимся понимать текст - Где начинается действие произведения? Подьячим на Руси с 16 до началеа18 века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии. Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях. - Почему так названа улица? (Расположено много канцелярских учреждений). -Кто герои произведения? - Почему местом действия выбран необитаемый остров?

Учимся понимать текст

- Где начинается действие произведения?

Подьячим на Руси с 16 до началеа18 века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии.

Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

- Почему так названа улица?

(Расположено много канцелярских учреждений).

-Кто герои произведения?

- Почему местом действия выбран необитаемый остров?

Композиция сказки -Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров). - Где кульминация произведения? (Генералы нашли мужика). Где развязка? (Возвращение героев в Петербург). - Композиция произведения кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.

Композиция сказки

-Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).

- Где кульминация произведения? (Генералы нашли мужика).

  • Где развязка?

(Возвращение героев в Петербург).

- Композиция произведения кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.

Повторим! Сатира – это … 1) беспощадное осмеяние, критика существующей действительности, человека, явлений; 2) осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; 3) едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

Повторим!

Сатира – это …

1) беспощадное осмеяние, критика существующей действительности, человека, явлений;

2) осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

3) едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869 год)

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869 год)

Особенности жанра повести Можно ли «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки?

Особенности жанра повести

Можно ли «Повесть о том,

как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки?

Что такое сказка?  Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Что такое сказка?

Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сказочные выражения… Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит- растут деревья, а на деревьях всякие плоды …  Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились . Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!  ·        Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство  –  этого ни пером описать, ни в сказке сказа ть. Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли –  того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Сказочные выражения…

Сказано сделано.

Пошел один генерал направо и

видит- растут деревья,

а на деревьях всякие плоды

Долго ли, коротко ли,

однако генералы соскучились .

Оказалось, что мужик знает даже

Подьяческую, что он там был,

мед-пиво пил, по усам

текло, а в рот не попало!

·        Сколько набрались страху

генералы во время пути от бурь

да от ветров разных,

сколько они ругали

мужичину за его тунеядство

этого ни пером

описать, ни в сказке сказа ть.

Поехали они в казначейство,

а сколько тут

денег загребли

того ни в сказке сказать,

ни пером описать!

Сказочное в «Повести…»  1.Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать.     2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль.     3. Три раза плакали – сказочная цифра 3   

Сказочное в «Повести…» 1.Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать.   2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль.   3. Три раза плакали – сказочная цифра 3  

  Реальное в «Повести…»   -Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет?  (Описание петербургской жизни генералов: их  служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Причина, по которой произошло перемещение генералов на остров:  «оба были легкомысленны»).   

Реальное в «Повести…» -Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет? (Описание петербургской жизни генералов: их  служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Причина, по которой произошло перемещение генералов на остров:  «оба были легкомысленны»).  

Кто является главными героями?

Кто является главными героями?

Характеристика мужика  - Кто такой мужик? (зависимый крестьянин). Каким же изображен в сказке мужик? Найдите его портрет.  («Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы»). Каким мы видим мужика в сказке? ( Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу). - Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?  

Характеристика мужика

- Кто такой мужик? (зависимый крестьянин).

  • Каким же изображен в сказке мужик? Найдите его портрет.

(«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы»).

  • Каким мы видим мужика в сказке?

( Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу).

- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?

 

Характеристика мужика -Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?          (Мужик совершенно спокоен - он отдыхает от трудов. Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому  положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде и что он должен на них работать).  -Почему он не наелся сам после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?          (Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои пра ва.)   

Характеристика мужика

-Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?

         (Мужик совершенно спокоен - он отдыхает от трудов. Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому  положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой.

Генералы убеждены в том, что мужик есть везде и что он должен на них работать).

-Почему он не наелся сам после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

         (Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои пра ва.)

 

Характеристика мужика - Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие? ( Салтыков ‑ Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие). -Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?

Характеристика мужика

- Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

( Салтыков ‑ Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие).

-Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?

Характеристика мужика Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова)  Пороки  – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства

Характеристика мужика

Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова) Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства

Характеристика генералов - Кто такой генерал? - Что мы знаем о петербургской жизни генералов? (Автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными).    - В Петербурге они жили своим трудом? - Какой была регистратура, в которой служили генералы?

Характеристика генералов

- Кто такой генерал?

- Что мы знаем о петербургской жизни генералов? (Автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными).

  - В Петербурге они жили своим трудом?

- Какой была регистратура, в которой служили генералы?

Характеристика генералов - Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов? (Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.). - Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове (нет людей)? (найти в тексте).

Характеристика генералов

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове (нет людей)? (найти в тексте).

Анализ эпизода «На острове» - Какие эпизоды показывают беспомощность генералов? - Приспособлены ли они к жизни? (Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»). - О чем они думают? ( Мысли о еде, поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь) - Для чего упоминается газета “Московские ведомости”? ( Попытка отвлечься чтением от чувства голода). - О чем пишут в газете? Найти в тексте. (ничтожность тем, глупость и бессмысленность публикаций)

Анализ эпизода «На острове»

- Какие эпизоды показывают беспомощность генералов?

- Приспособлены ли они к жизни? (Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»).

- О чем они думают? ( Мысли о еде, поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”? ( Попытка отвлечься чтением от чувства голода).

- О чем пишут в газете? Найти в тексте. (ничтожность тем, глупость и бессмысленность публикаций)

Анализ эпизода - Что можно сказать об уме генералов? Как они приспособлены к самостоятельной жизни? - О чём говорят генералы? Какие у них интересы? Как они объясняют смену времени суток, вавилонское столпотворение и потоп? - Как генералы говорят друг с другом? Как характеризует генералов их речь? ( Ордена – главное, что отличало их. Речь генералов - глупая, ни о чем, примитивная, несвязная).

Анализ эпизода

- Что можно сказать об уме генералов? Как они приспособлены к самостоятельной жизни?

- О чём говорят генералы? Какие у них интересы? Как они объясняют смену времени суток, вавилонское столпотворение и потоп?

- Как генералы говорят друг с другом? Как характеризует генералов их речь?

( Ордена – главное, что отличало их. Речь генералов - глупая, ни о чем, примитивная, несвязная).

Анализ эпизода - Какой выход находят генералы? - О каком отношении к мужику, простому народу говорят реплики генералов? (Неуважение, живя за счет труда народа, считают, что мужик должен их кормить, и живет он только для этого). - К кому можно отнести слово тунеядец?

Анализ эпизода

- Какой выход находят генералы?

- О каком отношении к мужику, простому народу говорят реплики генералов? (Неуважение, живя за счет труда народа, считают, что мужик должен их кормить, и живет он только для этого).

- К кому можно отнести слово тунеядец?

Анализ эпизода - Как мужик угодил генералам? - Изменилось ли отношение генералов к мужику? («Не дать ли мужику частичку? Однако и о мужике не забыли…»). - Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»? - Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать? - Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург?

Анализ эпизода

- Как мужик угодил генералам?

- Изменилось ли отношение генералов к мужику? («Не дать ли мужику частичку? Однако и о мужике не забыли…»).

- Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»?

- Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать?

- Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург?

Подведём итоги: Генералы Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые, интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья, лежебок.   Мужик  Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому.  

Подведём итоги:

Генералы

Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые, интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья, лежебок.

  Мужик

Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому.

 

 Сравнительно - сопоставительная характеристика героев   генералы мужик громаднейший мужчина в ночных рубашках, на шее по ордену Внешний облик трудолюбивый, ловкий, находчивый жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни Отношение к труду догадливый, умный  «…ничего не понимали», слов никаких не знали Умственные способности чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ Отношение к другим людям легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы

Сравнительно - сопоставительная характеристика героев

генералы мужик

громаднейший мужчина

в ночных рубашках, на шее по ордену

Внешний облик

трудолюбивый, ловкий, находчивый

жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни

Отношение к труду

догадливый, умный

«…ничего не понимали», слов никаких не знали

Умственные способности

чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ

Отношение к другим людям

легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы

Выводы:  В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в

Выводы:

В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку не является положительным героем. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему "я", готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что "заработал": "рюмку водки да пятак серебра".

Художественные приёмы и средства  - Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик. Сатирик -  обличитель отрицательных явлений действительности. -Проблемы общества автор показывает через использование сатиры. Сатира  – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

Художественные приёмы и средства

- Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

Сатирик - обличитель отрицательных явлений действительности.

-Проблемы общества автор показывает через использование сатиры.

Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

Художественные приёмы и средства  Основными приёмами сатиры является: - Аллегория  – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе. - Гипербола  – преувеличение. - Фантастика - Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Художественные приёмы и средства

Основными приёмами сатиры является:

- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

- Гипербола – преувеличение.

- Фантастика

- Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Домашнее задание Составить подробный цитатный план сказки.

Домашнее задание

Составить подробный цитатный план сказки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!