Воспитание и образование в Древнем Китае
Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру и образовательную систему.
В основе педагогических традиций Древнего Китая, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху. Китайцы уделяли большое внимание вопросу воспитания детей. Они учили своих детей так, чтобы добиться успеха в «достижении гармоничной семейной жизни, управлении нацией и победы над врагами» человек, прежде всего, должен совершенствовать свою нравственность и добродетель.
Жизнь в семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений:
- у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев;
- все члены семьи соблюдали правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. ;
- вера в существование божества, следящего за нравственностью;
- присутствие атрибутики в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.
В Древнем Китае под одной кровлей уживались несколько поколений. Пожилые члены семьи пользовались большим почтением. Основа воспитательных отношений в такой семье - уважение младших к старшим. С самого раннего возраста детям внушали, что они младшие и должны знать свое место, всегда поступаться личными интересами во имя блага семьи, то есть, прежде всего, старшего поколения.
И мальчики и девочки раннее детство проводили с матерью. В Древнем Китае под одной кровлей уживались несколько поколений. Пожилые члены семьи пользовались большим почтением. Основа воспитательных отношений в такой семье - уважение младших к старшим. С самого раннего возраста детям внушали, что они младшие и должны знать свое место, всегда поступаться личными интересами во имя блага семьи, то есть, прежде всего, старшего поколения.
В семилетнем возрасте детей разделяли.
Мальчики отправлялись к учителю, который преподавал вежливые манеры, танцы, стрельбу из лука, управление лошадьми.
За лень и нерадивость наказывали беспощадно. Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.
Девочки оставались на женской половине, где учились ткать, прясть, шить, кормить шелковичных червей.
С 12 лет девочку начинали готовить к новой жизни: учили вести хозяйство, заниматься рукоделием, а если позволяли средства, давали приличное образование. Богатые китаянки умели читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже сочинять стихи.
Девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела право самовольно выйти к гостям, без спросу вступить с ними в разговор, а громкий смех считался верхом неприличия.
Одежду она носила темную, без ярких вышивок, и никаких украшений – это все полагалось только замужней женщине.
Педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, вежливого человека, умеющего познать себя и установить гармонию в своей душе.
Приобретение образования считалось крайне важным делом.
Деятельность учителя считалась весьма почетной.
Обучение строилось на согласии между учеником и учителем и самостоятельности учащихся.
В Древнем Китае были сформированы следующие принципы образования:
- пресекать дурное, пока оно не обнаружилось;
- учиться, пока не упущено время;
- соблюдать последовательность в учении;
- учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.
Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э. и назывались сян и сюй.
Сян возникли на месте поселения престарелых членов общины, которые
брались обучать и наставлять молодежь.
В сюй учили военному делу, в
частности, стрельбе из лука.
Учились только мальчики, девочек
в школу не принимали – они получали
воспитание в домашних условиях.
Позднее для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться).
В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей.
В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
В эпоху династии Шан (Инь) (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае появилось первое высшее учебное заведение - своего рода университет «Да Сюэ». Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.
Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы.
Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет.
В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения.
Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ- в столице) и менее родовитой знати (сансюэ- в провинцальных городах). Главная цель обучения - освоение иероглифического письма. Формула обучения - легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров.
В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование.
Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до нашей эры.
К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство.
Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Конфуций (551 —479 до н.э.) - китайский мыслитель и педагог.
Методика преподавания в школе
Конфуция основывалась на:
- диалоге учителя с учениками;
- создание классификаций и сравнение фактов и явлений, подражание образцам;
- умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы.
Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать благородством, стремлением к истине, богатой духовной культурой.
В деле воспитания и обучения нельзя делать различий между людьми, но нужно учитывать возможности каждого в постижении мудрости.
Конфуций открыл первую в мире частную школу, основанную на принципах уважения к ученику, где пример учителя - основа воспитания; пример терпимости, единства учения и жизни.
Разработанная им программа обучения предполагала две ступени:
Задача учителя сводилась к открытию новой перспективы размышления ученика.
- изучение шести искусств (письма, арифметики, морали, музыки, стрельбы из лука, управления колесницей);
- и четырех наук (добродетели, политики, управления, литературы и языка)
Во II в. до н.э. во времена династии Хань конфуцианство было объявлено официальной идеологией императорского Китая.
К этому времени сеть школ, появившихся в Древнем Китае еще в конце II тысячелетия до н.э., охватила страну.
В начальных школах дети учились с 7 лет. Они овладевали иероглифической письменностью.
В столице существовала императорская школа, окончившие которую после сдачи экзаменов могли получить чиновничью должность. Успешно сдавшие экзамены продолжали учиться в средних и провинциальных школах. Главное внимание в них уделялось изучению конфуцианских канонов.
Таким образом, можно сказать, что в Древнем Китае воспитание и образование способствовало закреплению за каждым человеком определённой общественной функции, определённого социального статуса.
Его важнейшей задачей всегда оставалось сохранение существующих традиций и порядков.
Спасибо за внимание!