СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Введение в геометрию"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Введение в геометрию"  презназначена для проведения первого занятия по геометрии в 7 классе. Она содержит исторические сведения об Евклиде и его "Началах",  рассказывает о простейших геометрических фигурах, дает определение  прямой, отрезка, представление о взаимном расположении точек и прямых.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Введение в геометрию"»

Введение в геометрию  7 класс

Введение в геометрию

7 класс

Евклидова геометрия ЕВКЛИД (ок. 365 — 300 до н. э.)

Евклидова геометрия

ЕВКЛИД

(ок. 365 — 300 до н. э.)

Одна из легенд рассказывает, что царь Птолемей решил изучить геометрию.  Но оказалось, что сделать это не так-то просто.  Тогда он призвал Евклида и попросил указать ему легкий путь к математике.  «К геометрии нет царской дороги», — ответил ему ученый.  Так в виде легенды дошло до нас это ставшее крылатым выражение.
  • Одна из легенд рассказывает, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Тогда он призвал Евклида и попросил указать ему легкий путь к математике. «К геометрии нет царской дороги», — ответил ему ученый. Так в виде легенды дошло до нас это ставшее крылатым выражение.
Царь Птолемей I, чтобы возвеличить свое государство, привлекал в страну ученых и поэтов, создав для них храм муз — Мусейон. Здесь были залы для занятий, ботанический и зоологический сады, астрономический кабинет, астрономическая башня, комнаты для уединенной работы и главное — великолепная библиотека. В числе приглашенных ученых оказался и Евклид, который основал в Александрии — столице Египта — математическую школу и написал для ее учеников свой фундаментальный труд.
  • Царь Птолемей I, чтобы возвеличить свое государство, привлекал в страну ученых и поэтов, создав для них храм муз — Мусейон. Здесь были залы для занятий, ботанический и зоологический сады, астрономический кабинет, астрономическая башня, комнаты для уединенной работы и главное — великолепная библиотека. В числе приглашенных ученых оказался и Евклид, который основал в Александрии — столице Египта — математическую школу и написал для ее учеников свой фундаментальный труд.
Именно в Александрии Евклид основывает математическую школу и пишет большой труд по геометрии, объединенный под общим названием «Начала» — главный труд своей жизни. Полагают, что он был написан около  325 года до нашей эры. Предшественники Евклида — Фалес, Пифагор, Аристотель и другие много сделали для развития геометрии. Но все это были отдельные фрагменты, а не единая логическая схема.
  • Именно в Александрии Евклид основывает математическую школу и пишет большой труд по геометрии, объединенный под общим названием «Начала» — главный труд своей жизни. Полагают, что он был написан около 325 года до нашей эры.
  • Предшественники Евклида — Фалес, Пифагор, Аристотель и другие много сделали для развития геометрии. Но все это были отдельные фрагменты, а не единая логическая схема.
Как современников, так и последователей Евклида привлекала систематичность и логичность изложенных сведений. «Начала» состоят из тринадцати книг, построенных по единой логической схеме.  Каждая из тринадцати книг начинается определением понятий (точка, линия, плоскость, фигура и т. д.), которые в ней используются, а затем на основе небольшого числа основных положений  (5 аксиом и 5 постулатов),  принимаемых без доказательства,  строится вся система геометрии.
  • Как современников, так и последователей Евклида привлекала систематичность и логичность изложенных сведений. «Начала» состоят из тринадцати книг, построенных по единой логической схеме. Каждая из тринадцати книг начинается определением понятий (точка, линия, плоскость, фигура и т. д.), которые в ней используются, а затем на основе небольшого числа основных положений (5 аксиом и 5 постулатов), принимаемых без доказательства, строится вся система геометрии.
 В то время развитие науки и не предполагало наличия методов практической математики. Книги I—IV охватывали геометрию, их содержание восходило к трудам пифагорейской школы. В книге V разрабатывалось учение о пропорциях. В книгах VII—IX содержалось учение о числах, представляющее разработки пифагорейских первоисточников. В книгах Х—ХІІ содержатся определения площадей в плоскости и пространстве (стереометрия), теория иррациональности (особенно в Х книге); в XIII книге помещены исследования правильных тел.

В то время развитие науки и не предполагало наличия методов практической математики.

  • Книги I—IV охватывали геометрию, их содержание восходило к трудам пифагорейской школы.
  • В книге V разрабатывалось учение о пропорциях.
  • В книгах VII—IX содержалось учение о числах, представляющее разработки пифагорейских первоисточников.
  • В книгах Х—ХІІ содержатся определения площадей в плоскости и пространстве (стереометрия), теория иррациональности (особенно в Х книге);
  • в XIII книге помещены исследования правильных тел.
Рафаэль Санти, Евклид, деталь1508-11,  фреска

Рафаэль Санти, Евклид, деталь1508-11, фреска "Афинская школа"

Станц делла Сеньятура, Ватикан, Рим, Италия

«Начала» Евклида представляют собой изложение той геометрии, которая известна и поныне под названием евклидовой геометрии. Она описывает метрические свойства пространства, которое современная наука называет евклидовым пространством. Евклидово пространство является ареной физических явлений классической физики, основы которой были заложены Галилеем и Ньютоном.
  • «Начала» Евклида представляют собой изложение той геометрии, которая известна и поныне под названием евклидовой геометрии. Она описывает метрические свойства пространства, которое современная наука называет евклидовым пространством. Евклидово пространство является ареной физических явлений классической физики, основы которой были заложены Галилеем и Ньютоном.
Пять постулатов Евклида «От всякой точки до всякой точки можно провести прямую линию». «Ограниченную прямую можно непрерывно продолжить по прямой». «Из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг». «Все прямые углы равны»

Пять постулатов Евклида

  • «От всякой точки до всякой точки можно провести прямую линию».
  • «Ограниченную прямую можно непрерывно продолжить по прямой».
  • «Из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг».
  • «Все прямые углы равны»
Учение о параллельных и знаменитый пятый постулат («Если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы меньшие двух прямых, то продолженные неограниченно эти две прямые встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых») определяют свойства евклидова пространства и его геометрию, отличную от неевклидовых геометрий.
  • Учение о параллельных и знаменитый пятый постулат («Если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы меньшие двух прямых, то продолженные неограниченно эти две прямые встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых») определяют свойства евклидова пространства и его геометрию, отличную от неевклидовых геометрий.
Обычно о «Началах» говорят, что после Библии это самый популярный написанный памятник древности. Книга имеет свою, весьма примечательную историю. В течение двух тысяч лет она являлась настольной книгой школьников, использовалась как начальный курс геометрии. «Начала» пользовались исключительной популярностью, и с них было снято множество копий трудолюбивыми писцами в разных городах и странах. Позднее «Начала» с папируса перешли на пергамент, а затем на бумагу. На протяжении четырех столетий «Начала» публиковались 2500 раз: в среднем выходило ежегодно 6—7 изданий. До XX века книга считалась основным учебником по геометрии не только для школ, но и для университетов.  «Начала» Евклида были основательно изучены арабами, а позднее европейскими учеными. Они были переведены на основные мировые языки.
  • Обычно о «Началах» говорят, что после Библии это самый популярный написанный памятник древности. Книга имеет свою, весьма примечательную историю.
  • В течение двух тысяч лет она являлась настольной книгой школьников, использовалась как начальный курс геометрии. «Начала» пользовались исключительной популярностью, и с них было снято множество копий трудолюбивыми писцами в разных городах и странах. Позднее «Начала» с папируса перешли на пергамент, а затем на бумагу.
  • На протяжении четырех столетий «Начала» публиковались 2500 раз: в среднем выходило ежегодно 6—7 изданий. До XX века книга считалась основным учебником по геометрии не только для школ, но и для университетов.
  • «Начала» Евклида были основательно изучены арабами, а позднее европейскими учеными. Они были переведены на основные мировые языки.
  Геометрия – наука, изучающая свойства фигур Планиметрия Стереометрия Раздел геометрии, изучающий Раздел геометрии изучающий, свойства фигур на плоскости . свойства фигур в пространстве.

Геометрия

наука, изучающая свойства фигур

Планиметрия

Стереометрия

Раздел геометрии, изучающий

Раздел геометрии изучающий,

свойства фигур на плоскости .

свойства фигур в пространстве.

примеры  фигур   Треугольник цилиндр прямоугольник   куб   круг

примеры фигур

Треугольник

цилиндр

прямоугольник

куб

круг

   Основные понятия Обозначения (.)A А .  точка   . В прямая  (AB) a . или А a

Основные понятия

Обозначения

(.)A

А

.

точка

.

В

прямая

(AB)

a

.

или

А

a

Взаимное расположение  точек и прямых.  а  . А ∊a . А B B ∊a . C C ∉a  Аксиома1 :Существуют точки, лежащие на прямой  и не лежащие на этой прямой.   Аксиома2 :Через две точки на плоскости можно  провести прямую, и притом только одну.

Взаимное расположение

точек и прямых.

а

.

А ∊a

.

А

B

B ∊a

.

C

C ∉a

Аксиома1 :Существуют точки, лежащие на прямой и не лежащие на этой прямой.

Аксиома2 :Через две точки на плоскости можно провести прямую, и притом только одну.

Задание 1: - Назовите прямую разными способами;  Укажите на рисунке точки,  лежащие на прямой;  не лежащие на прямой. Сделайте соответствующие записи в тетради

Задание 1:

- Назовите прямую разными способами;

  • Укажите на рисунке точки, лежащие на прямой; не лежащие на прямой.

Сделайте соответствующие записи в тетради

Начертите прямую а,  отметьте на ней точки А, В и С Говорят, что  Точка В лежит между точками А и С;  Точки А и С лежат по разные стороны от точки В;  Точки А и В лежат по одну сторону от точки С,  точки В и С лежат по одну сторону от точки А. Аксиома3 : Из трёх точек на прямой одна и только одна лежит между двумя другими.

Начертите прямую а, отметьте на ней точки А, В и С

Говорят, что

  • Точка В лежит между точками А и С;
  • Точки А и С лежат по разные стороны от точки В;
  • Точки А и В лежат по одну сторону от точки С, точки В и С лежат по одну сторону от точки А.

Аксиома3 : Из трёх точек на прямой одна и только одна лежит между двумя другими.

Задание 2: Назовите точки,  Лежащие по одну сторону от точки А, С;  По разные стороны от точки В, С;  Между точками В и D, А и D.

Задание 2:

Назовите точки,

  • Лежащие по одну сторону от точки А, С;
  • По разные стороны от точки В, С;
  • Между точками В и D, А и D.
 отрезок Отрезок  . Определение: Часть прямой, ограниченная двумя точками, называется отрезком. D .  С    CD – отрезок Точки С и D – концы отрезка    Обозначается - [ CD ]

отрезок

Отрезок

.

Определение:

Часть прямой, ограниченная двумя точками, называется отрезком.

D

.

С

CD – отрезок

Точки С и D – концы отрезка

Обозначается - [ CD ]

Задание 3: - Назовите различные отрезки на рисунке;  Укажите на рисунке точки,  лежащие на прямой АС; на отрезке АС  не лежащие на прямой АС, на отрезке АС. Сделайте соответствующие записи в тетради

Задание 3:

- Назовите различные отрезки на рисунке;

  • Укажите на рисунке точки, лежащие на прямой АС; на отрезке АС не лежащие на прямой АС, на отрезке АС.

Сделайте соответствующие записи в тетради

Задание: С помощью 15 сантиметровой линейки построить 22 сантиметровый отрезок.

Задание:

С помощью 15 сантиметровой линейки построить 22 сантиметровый отрезок.

Провешивание прямой на местности   Похожие действия совершаются при провешивании прямой на местности. Сначала отмечают две точки, и в них втыкают две «вехи» ( веха – это прямой шест высотой около 1.5-2 метра). Один человек встает к первой вехе - он называется наблюдателем. Второй человек, идет устанавливать третью веху. Он ставит её таким образом, чтобы уже вставленные вехи закрывали её от наблюдателя. Потом наблюдатель перемещается ко второй вехе, и устанавливают еще одну веху по такому же принципу. Очевидно, что таким способом, можно построить сколь угодно длинный отрезок прямой на местности.

Провешивание прямой на местности

 

Похожие действия совершаются при провешивании прямой на местности. Сначала отмечают две точки, и в них втыкают две «вехи» ( веха – это прямой шест высотой около 1.5-2 метра).

Один человек встает к первой вехе - он называется наблюдателем. Второй человек, идет устанавливать третью веху. Он ставит её таким образом, чтобы уже вставленные вехи закрывали её от наблюдателя. Потом наблюдатель перемещается ко второй вехе, и устанавливают еще одну веху по такому же принципу. Очевидно, что таким способом, можно построить сколь угодно длинный отрезок прямой на местности.

Взаимное расположение двух прямых          m   2. 1. а О  . n b  a ⋂ b m ‖ n a ⋂ b = О Аксиома4 : Две прямые имеют одну общую  точку, либо не имеют общих точек.

Взаимное расположение двух прямых

m

2.

1.

а

О

.

n

b

a ⋂ b

m n

a ⋂ b = О

Аксиома4 : Две прямые имеют одну общую точку, либо не имеют общих точек.

( ) ( )

( )

( )

Задание 4: Решение:

Задание 4:

Решение:

Задание 5: Дана прямая EF, точка А не лежит на этой прямой.  а) точка В лежит на отрезке EF; б) точка В не лежит на отрезке EF. Вопрос: а) Может ли прямая АВ пересекать отрезок EF; б) Может ли прямая АВ пересекать прямую EF.

Задание 5:

Дана прямая EF, точка А не лежит на этой прямой. а) точка В лежит на отрезке EF;

б) точка В не лежит на отрезке EF.

Вопрос:

а) Может ли прямая АВ пересекать отрезок EF;

б) Может ли прямая АВ пересекать прямую EF.

Домашнее задание:  с. 3-4 ( читать) с. 5-6, записи в тетради – учить с.7 упр.1, 4, 5, 7. Принести рабочую тетрадь

Домашнее задание:

с. 3-4 ( читать)

с. 5-6, записи в тетради – учить

с.7 упр.1, 4, 5, 7.

Принести рабочую тетрадь


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!