Просмотр содержимого документа
«Презентация "Введение в геометрию"»
Введение в геометрию
7 класс
Евклидова геометрия
ЕВКЛИД
(ок. 365 — 300 до н. э.)
- Одна из легенд рассказывает, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Тогда он призвал Евклида и попросил указать ему легкий путь к математике. «К геометрии нет царской дороги», — ответил ему ученый. Так в виде легенды дошло до нас это ставшее крылатым выражение.
- Царь Птолемей I, чтобы возвеличить свое государство, привлекал в страну ученых и поэтов, создав для них храм муз — Мусейон. Здесь были залы для занятий, ботанический и зоологический сады, астрономический кабинет, астрономическая башня, комнаты для уединенной работы и главное — великолепная библиотека. В числе приглашенных ученых оказался и Евклид, который основал в Александрии — столице Египта — математическую школу и написал для ее учеников свой фундаментальный труд.
- Именно в Александрии Евклид основывает математическую школу и пишет большой труд по геометрии, объединенный под общим названием «Начала» — главный труд своей жизни. Полагают, что он был написан около 325 года до нашей эры.
- Предшественники Евклида — Фалес, Пифагор, Аристотель и другие много сделали для развития геометрии. Но все это были отдельные фрагменты, а не единая логическая схема.
- Как современников, так и последователей Евклида привлекала систематичность и логичность изложенных сведений. «Начала» состоят из тринадцати книг, построенных по единой логической схеме. Каждая из тринадцати книг начинается определением понятий (точка, линия, плоскость, фигура и т. д.), которые в ней используются, а затем на основе небольшого числа основных положений (5 аксиом и 5 постулатов), принимаемых без доказательства, строится вся система геометрии.
В то время развитие науки и не предполагало наличия методов практической математики.
- Книги I—IV охватывали геометрию, их содержание восходило к трудам пифагорейской школы.
- В книге V разрабатывалось учение о пропорциях.
- В книгах VII—IX содержалось учение о числах, представляющее разработки пифагорейских первоисточников.
- В книгах Х—ХІІ содержатся определения площадей в плоскости и пространстве (стереометрия), теория иррациональности (особенно в Х книге);
- в XIII книге помещены исследования правильных тел.
Рафаэль Санти, Евклид, деталь1508-11, фреска "Афинская школа"
Станц делла Сеньятура, Ватикан, Рим, Италия
- «Начала» Евклида представляют собой изложение той геометрии, которая известна и поныне под названием евклидовой геометрии. Она описывает метрические свойства пространства, которое современная наука называет евклидовым пространством. Евклидово пространство является ареной физических явлений классической физики, основы которой были заложены Галилеем и Ньютоном.
Пять постулатов Евклида
- «От всякой точки до всякой точки можно провести прямую линию».
- «Ограниченную прямую можно непрерывно продолжить по прямой».
- «Из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг».
- «Все прямые углы равны»
- Учение о параллельных и знаменитый пятый постулат («Если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы меньшие двух прямых, то продолженные неограниченно эти две прямые встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых») определяют свойства евклидова пространства и его геометрию, отличную от неевклидовых геометрий.
- Обычно о «Началах» говорят, что после Библии это самый популярный написанный памятник древности. Книга имеет свою, весьма примечательную историю.
- В течение двух тысяч лет она являлась настольной книгой школьников, использовалась как начальный курс геометрии. «Начала» пользовались исключительной популярностью, и с них было снято множество копий трудолюбивыми писцами в разных городах и странах. Позднее «Начала» с папируса перешли на пергамент, а затем на бумагу.
- На протяжении четырех столетий «Начала» публиковались 2500 раз: в среднем выходило ежегодно 6—7 изданий. До XX века книга считалась основным учебником по геометрии не только для школ, но и для университетов.
- «Начала» Евклида были основательно изучены арабами, а позднее европейскими учеными. Они были переведены на основные мировые языки.
Геометрия –
наука, изучающая свойства фигур
Планиметрия
Стереометрия
Раздел геометрии, изучающий
Раздел геометрии изучающий,
свойства фигур на плоскости .
свойства фигур в пространстве.
примеры фигур
Треугольник
цилиндр
прямоугольник
куб
круг
Основные понятия
Обозначения
(.)A
А
.
точка
.
В
прямая
(AB)
a
.
или
А
a
Взаимное расположение
точек и прямых.
а
.
А ∊a
.
А
B
B ∊a
.
C
C ∉a
Аксиома1 :Существуют точки, лежащие на прямой и не лежащие на этой прямой.
Аксиома2 :Через две точки на плоскости можно провести прямую, и притом только одну.
Задание 1:
- Назовите прямую разными способами;
- Укажите на рисунке точки, лежащие на прямой; не лежащие на прямой.
Сделайте соответствующие записи в тетради
Начертите прямую а, отметьте на ней точки А, В и С
Говорят, что
- Точка В лежит между точками А и С;
- Точки А и С лежат по разные стороны от точки В;
- Точки А и В лежат по одну сторону от точки С, точки В и С лежат по одну сторону от точки А.
Аксиома3 : Из трёх точек на прямой одна и только одна лежит между двумя другими.
Задание 2:
Назовите точки,
- Лежащие по одну сторону от точки А, С;
- По разные стороны от точки В, С;
- Между точками В и D, А и D.
отрезок
Отрезок
.
Определение:
Часть прямой, ограниченная двумя точками, называется отрезком.
D
.
С
CD – отрезок
Точки С и D – концы отрезка
Обозначается - [ CD ]
Задание 3:
- Назовите различные отрезки на рисунке;
- Укажите на рисунке точки, лежащие на прямой АС; на отрезке АС не лежащие на прямой АС, на отрезке АС.
Сделайте соответствующие записи в тетради
Задание:
С помощью 15 сантиметровой линейки построить 22 сантиметровый отрезок.
Провешивание прямой на местности
Похожие действия совершаются при провешивании прямой на местности. Сначала отмечают две точки, и в них втыкают две «вехи» ( веха – это прямой шест высотой около 1.5-2 метра).
Один человек встает к первой вехе - он называется наблюдателем. Второй человек, идет устанавливать третью веху. Он ставит её таким образом, чтобы уже вставленные вехи закрывали её от наблюдателя. Потом наблюдатель перемещается ко второй вехе, и устанавливают еще одну веху по такому же принципу. Очевидно, что таким способом, можно построить сколь угодно длинный отрезок прямой на местности.
Взаимное расположение двух прямых
m
2.
1.
а
О
.
n
b
a ⋂ b
m ‖ n
a ⋂ b = О
Аксиома4 : Две прямые имеют одну общую точку, либо не имеют общих точек.
( )
( )
Задание 4:
Решение:
Задание 5:
Дана прямая EF, точка А не лежит на этой прямой. а) точка В лежит на отрезке EF;
б) точка В не лежит на отрезке EF.
Вопрос:
а) Может ли прямая АВ пересекать отрезок EF;
б) Может ли прямая АВ пересекать прямую EF.
Домашнее задание:
с. 3-4 ( читать)
с. 5-6, записи в тетради – учить
с.7 упр.1, 4, 5, 7.
Принести рабочую тетрадь