СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация занятия "Кукла - брелок"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентацияиллюстрирует методическую разработку "Кукла - брелок"

Просмотр содержимого документа
«Презентация занятия "Кукла - брелок"»

Презентация занятия «Кукла – брелок» Разработка педагога дополнительного образования, руководителя Изостудии «Отражение» МБОУ ДОД ЦВР г.Кольчугино Владимирской области,  Иванычевой Елены Владимировны  Вид деятельности: декоративно – прикладное искусство; художественная обработка материалов (пряжи). Возраст обучающихся: 9 - 10 лет. Время работы: два учебных часа.

Презентация занятия «Кукла – брелок»

Разработка педагога дополнительного образования, руководителя Изостудии «Отражение» МБОУ ДОД ЦВР г.Кольчугино Владимирской области,

Иванычевой Елены Владимировны

Вид деятельности: декоративно – прикладное искусство;

художественная обработка материалов (пряжи).

Возраст обучающихся: 9 - 10 лет.

Время работы: два учебных часа.

Цель занятия :  возрождение и применение в современных условиях старинных русских традиций и технологий.   Основные задачи занятия: Знакомство детей с традициями использования русских обрядовых нитяных кукол («мартиничек»); Стилизация традиционных кукол для применения в современных условиях; Изготовление нитяной куклы – брелка.

Цель занятия : возрождение и применение в современных условиях старинных русских традиций и технологий.

Основные задачи занятия:

  • Знакомство детей с традициями использования русских обрядовых нитяных кукол («мартиничек»);
  • Стилизация традиционных кукол для применения в современных условиях;
  • Изготовление нитяной куклы – брелка.

Ожидаемые результаты: Активное участие детей в беседе и в игровом моменте; Проявление собственной фантазии и воображения; Успешно выполнение практического задания Закрепление в памяти обучающихся изученного материала.

Ожидаемые результаты:

  • Активное участие детей в беседе и в игровом моменте;
  • Проявление собственной фантазии и воображения;
  • Успешно выполнение практического задания
  • Закрепление в памяти обучающихся изученного материала.
Обеспечение занятия Зрительный ряд: традиционные русские куклы «мартинички», свадебные обрядовые куклы, демонстрационная (крупная) нитяная кукла, варианты нитяных кукол – брелков, презентация изображений и направленности различных обрядовых кукол. Материалы и инструменты : нитки разных цветов, крупные бусины и бисер, проволока, клей ПВА, ножницы.

Обеспечение занятия

  • Зрительный ряд: традиционные русские куклы «мартинички», свадебные обрядовые куклы, демонстрационная (крупная) нитяная кукла, варианты нитяных кукол – брелков, презентация изображений и направленности различных обрядовых кукол.
  • Материалы и инструменты : нитки разных цветов, крупные бусины и бисер, проволока, клей ПВА, ножницы.
План занятия 1 – Постановка цели и задач перед детьми; 2 – Беседа по теоретической части с демонстрацией наглядного ряда и презентации; 3 – Игровой момент; 4 – Определение детьми образов будущих кукол; 5 – Первый этап практической работы, параллельно с педагогом; 6 – Второй этап практической работы – индивидуальный; 7 – Подведение итогов занятия.

План занятия

  • 1 – Постановка цели и задач перед детьми;
  • 2 – Беседа по теоретической части с демонстрацией наглядного ряда и презентации;
  • 3 – Игровой момент;
  • 4 – Определение детьми образов будущих кукол;
  • 5 – Первый этап практической работы, параллельно с педагогом;
  • 6 – Второй этап практической работы – индивидуальный;
  • 7 – Подведение итогов занятия.

Беседа по теоретической части Кукла, современные люди, особенно дети, привыкли считать, что это просто игрушка. Нет ничего проще, чем сходить в магазин и купить понравившуюся куклу, но когда-то все было совсем не так. Кукол делали своими руками и использовали для различных целей: кукла – тотем; обрядовый символ и, конечно, игрушка. Например: «Кубышка - травница» следит за здоровьем в доме «Владимирская столбушка» Помогающая загадать девице на жениха «Закрутка» - символ достатка и благополучия

Беседа по теоретической части

  • Кукла, современные люди, особенно дети, привыкли считать, что это просто игрушка. Нет ничего проще, чем сходить в магазин и купить понравившуюся куклу, но когда-то все было совсем не так. Кукол делали своими руками и использовали для различных целей: кукла – тотем; обрядовый символ и, конечно, игрушка. Например:

«Кубышка - травница» следит за здоровьем в доме

«Владимирская столбушка» Помогающая загадать девице на жениха

«Закрутка» - символ достатка и благополучия

мартинички В старину, в России отмечали сразу несколько весенних праздников, их называли обрядом «заклинания» весны. Одним из обязательных атрибутом таких праздников являлись маленькие нитяные куколки «мартинички», Куколок вязали парами (демонстрация кукол): мартинички из белых ниток – символ уходящей зимы. Красная мартинички символизировала приход весны и жаркого солнца. Такие пары куколок молодежь развешивала на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер, приближая весну.

мартинички

  • В старину, в России отмечали сразу несколько весенних праздников, их называли обрядом «заклинания» весны. Одним из обязательных атрибутом таких праздников являлись маленькие нитяные куколки «мартинички»,
  • Куколок вязали парами (демонстрация кукол): мартинички из белых ниток – символ уходящей зимы. Красная мартинички символизировала приход весны и жаркого солнца. Такие пары куколок молодежь развешивала на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер, приближая весну.
Мировое дерево Но в давние времена мартинички исполняли еще одну важную обрядовую роль. На старинной русской свадьбе непременно присутствовали другие обрядовые куклы – Жених и Невеста, символизирующие неразрывные связи в семье. Их вязали из лоскутков ткани и крепили на лучине так, что казалось, будто Жених и Невеста стоят в обнимку друг с другом. Во время свадьбы такие куклы подвязывались под дугой упряжки лошадей, а затем помещались в красном углу избы, под иконами. Со временем, такие куклы становились не только мужем и женой, но еще и родителями. Тогда их «объятья» раздвигались, и на плечи мамы и папы подвешивались детки, роль которых исполняли мартинички.

Мировое дерево

  • Но в давние времена мартинички исполняли еще одну важную обрядовую роль. На старинной русской свадьбе непременно присутствовали другие обрядовые куклы – Жених и Невеста, символизирующие неразрывные связи в семье. Их вязали из лоскутков ткани и крепили на лучине так, что казалось, будто Жених и Невеста стоят в обнимку друг с другом. Во время свадьбы такие куклы подвязывались под дугой упряжки лошадей, а затем помещались в красном углу избы, под иконами.
  • Со временем, такие куклы становились не только мужем и женой, но еще и родителями. Тогда их «объятья» раздвигались, и на плечи мамы и папы подвешивались детки, роль которых исполняли мартинички.
Игровой момент Демонстрируется пара свадебных кукол и детям предлагается подвесить мартиничек между родителями. Считалось, что такая декоративная семейка сплотит настоящую семью и убережет её от бед и несчастий.

Игровой момент

  • Демонстрируется пара свадебных кукол и детям предлагается подвесить мартиничек между родителями. Считалось, что такая декоративная семейка сплотит настоящую семью и убережет её от бед и несчастий.
Трансформация традиционной куклы в современную Знать традиции своего народа интересно и нужно, но время не стоит на месте, так что попробуем соединить старинные традиции с современным временем и сделаем оригинальный брелок на основе технологии изготовления мартиничек. Русские обрядовые куклы практически все – безликие, это связано с особым отношением к кукле, как к живому человеку, которого можно «сглазить». Мы тоже не станем делать лицо нашим куклам, но вот об образе – позаботимся. Образы могут быть самыми разными, например, сказочными (принцессы; рыцари; феи). Образ куклы может быть современным: робот; космонавт; клоун; инопланетянин. А может, ваша кукла будет изображать просто ягоду или какое-нибудь животное.

Трансформация традиционной куклы в современную

  • Знать традиции своего народа интересно и нужно, но время не стоит на месте, так что попробуем соединить старинные традиции с современным временем и сделаем оригинальный брелок на основе технологии изготовления мартиничек.
  • Русские обрядовые куклы практически все – безликие, это связано с особым отношением к кукле, как к живому человеку, которого можно «сглазить». Мы тоже не станем делать лицо нашим куклам, но вот об образе – позаботимся. Образы могут быть самыми разными, например, сказочными (принцессы; рыцари; феи). Образ куклы может быть современным: робот; космонавт; клоун; инопланетянин. А может, ваша кукла будет изображать просто ягоду или какое-нибудь животное.
Определение детьми образов будущих кукол Голова будущей куклы – бусина, тело – нитяные пряди. Нужно выбрать цвета ниток и бусину, а затем, исходя из этого выбора, придумать образ будущей куклы и нарисовать её эскиз.

Определение детьми образов будущих кукол

  • Голова будущей куклы – бусина, тело – нитяные пряди. Нужно выбрать цвета ниток и бусину, а затем, исходя из этого выбора, придумать образ будущей куклы и нарисовать её эскиз.
Первый этап практической работы, параллельно с педагогом. После того, как выбраны нитки и бусина, заготовлен эскиз, начинается непосредственное выполнение куклы. Первые этапы – одинаковые для всех (выполняем вместе) 1. Наматываем несколько прядей разноцветных или однотонных ниток.

Первый этап практической работы, параллельно с педагогом.

  • После того, как выбраны нитки и бусина, заготовлен эскиз, начинается непосредственное выполнение куклы. Первые этапы – одинаковые для всех (выполняем вместе)

1. Наматываем несколько прядей разноцветных или однотонных ниток.

Последовательность работы над куклой 2. Связываем их посередине в один пучок тонкой проволокой. 3. Соединяем концы проволоки и продеваем их в крупную бусину, затем закрепляем проволоку, раздвоив концы и продевая их в маленькую бусину, навстречу друг другу, закручиваем концы. Этой проволокой можно, впоследствии, закрепить брелок на специальном кольце. 4. От пучка ниток отсоединяем две пряди – будущие руки куклы, и перевязываем их посередине нитками. Часть оставшейся на конце кисти отрезаем. 5. Оставшийся пучок перевязываем почти под руками, образуя маленькое туловище, и обозначив талию куклы.

Последовательность работы над куклой

  • 2. Связываем их посередине в один пучок тонкой проволокой.
  • 3. Соединяем концы проволоки и продеваем их в крупную бусину, затем закрепляем проволоку, раздвоив концы и продевая их в маленькую бусину, навстречу друг другу, закручиваем концы. Этой проволокой можно, впоследствии, закрепить брелок на специальном кольце.
  • 4. От пучка ниток отсоединяем две пряди – будущие руки куклы, и перевязываем их посередине нитками. Часть оставшейся на конце кисти отрезаем.
  • 5. Оставшийся пучок перевязываем почти под руками, образуя маленькое туловище, и обозначив талию куклы.
Этапы работы над вариативной куклы Прежде чем дети начнут самостоятельную работу, идет объяснение вариантов дальнейшей работы над куклой,  например: Формирование ног, коленей, локтей куклы; Создание прически; Дополнение декоративными элементами

Этапы работы над вариативной куклы

  • Прежде чем дети начнут самостоятельную работу, идет объяснение вариантов дальнейшей работы над куклой, например:
  • Формирование ног, коленей, локтей куклы;
  • Создание прически;
  • Дополнение декоративными элементами
Второй этап практической работы – индивидуальный.

Второй этап практической работы – индивидуальный.

Подведение итогов занятия. Ребята демонстрируют друг другу свои изделия. Педагог отмечает общий уровень работы и отмечает наиболее оригинальные изделия. Обозначается практическая направленность кукол. Их можно подарить друзьям или родственникам, повесить дома в качестве оберега, прицепить на школьную сумку в качестве украшения.

Подведение итогов занятия.

  • Ребята демонстрируют друг другу свои изделия. Педагог отмечает общий уровень работы и отмечает наиболее оригинальные изделия.
  • Обозначается практическая направленность кукол. Их можно подарить друзьям или родственникам, повесить дома в качестве оберега, прицепить на школьную сумку в качестве украшения.
Итоговые вопросы на закрепление темы занятия  Задаются вопросы: Почему нитяные куколки называются мартиничками? Каких цветов они бывают и чем это обусловлено? В каких обрядах, и в каком качестве участвуют мартинички? Каких еще русских народных обрядовых кукол вы знаете? Конечным аккордом могут послужить стихи, фразы из которых предлагается закончить ребятам. Весны пушистая сестричка  Смешная кукла (?) мартиничка,  В такой вот мартовский денёк  Её мы превратим в (?) брелок.

Итоговые вопросы на закрепление темы занятия

Задаются вопросы:

  • Почему нитяные куколки называются мартиничками?
  • Каких цветов они бывают и чем это обусловлено?
  • В каких обрядах, и в каком качестве участвуют мартинички?
  • Каких еще русских народных обрядовых кукол вы знаете?
  • Конечным аккордом могут послужить стихи, фразы из которых предлагается закончить ребятам.

Весны пушистая сестричка

Смешная кукла (?) мартиничка,

В такой вот мартовский денёк

Её мы превратим в (?) брелок.

Используемая литература: « Русские обряды и традиции. Народная кукла» авторы: И.Н.Котова; А.С.Котова., издательство «Паритет» Санкт-Петербург 2008 год.

Используемая литература:

  • « Русские обряды и традиции. Народная кукла» авторы: И.Н.Котова; А.С.Котова., издательство «Паритет» Санкт-Петербург 2008 год.
Анализ занятия.  Проведение занятия будет признано удачным если: Цель занятия, возрождение и применение в современных условиях старинных русских традиций и технологий, будет достигнута за счет выполнения основных задач: Дети ознакомятся с традициями использования русских обрядовых нитяных кукол («мартиничек»); Смогут стилизовать традиционную куклу под разнообразные образы, актуальные в современных условиях. Выполнят практическую часть занятия – нитяную куклу – брелок.   Ожидаемые результаты оправдаются если: Дети охотно будут участвовать в беседе и игровом моменте; Во время самостоятельной работы будут не только копировать демонстрационных кукол, но и проявят собственную фантазию; Успешно выполнят свою работу и будут ею довольны; В конце занятия вспомнят кто такие «мартинички» и в каких обрядах они участвуют; Смогут назвать ещё несколько народных обрядовых кукол.

Анализ занятия.

Проведение занятия будет признано удачным если:

  • Цель занятия, возрождение и применение в современных условиях старинных русских традиций и технологий, будет достигнута за счет выполнения основных задач:
  • Дети ознакомятся с традициями использования русских обрядовых нитяных кукол («мартиничек»);
  • Смогут стилизовать традиционную куклу под разнообразные образы, актуальные в современных условиях.
  • Выполнят практическую часть занятия – нитяную куклу – брелок.

  Ожидаемые результаты оправдаются если:

  • Дети охотно будут участвовать в беседе и игровом моменте;
  • Во время самостоятельной работы будут не только копировать демонстрационных кукол, но и проявят собственную фантазию;
  • Успешно выполнят свою работу и будут ею довольны;
  • В конце занятия вспомнят кто такие «мартинички» и в каких обрядах они участвуют;
  • Смогут назвать ещё несколько народных обрядовых кукол.
Сведения о педагоге Иванычева Елена Владимировна, педагог высшей квалификационной категории. Общий стаж педагогической деятельности – 28 лет. Руководитель Изостудии «Отражение» МБОУ ДОД «ЦВР» города Кольчугино – 15 лет. Занятие, презентация которого была выше, является частью авторской образовательной программы «О чем рассказывают куклы»

Сведения о педагоге

  • Иванычева Елена Владимировна, педагог высшей квалификационной категории. Общий стаж педагогической деятельности – 28 лет. Руководитель Изостудии «Отражение» МБОУ ДОД «ЦВР» города Кольчугино – 15 лет.
  • Занятие, презентация которого была выше, является частью авторской образовательной программы «О чем рассказывают куклы»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!