Просмотр содержимого документа
«Презентация занятия "Кукла - брелок"»
Презентация занятия «Кукла – брелок»
Разработка педагога дополнительного образования, руководителя Изостудии «Отражение» МБОУ ДОД ЦВР г.Кольчугино Владимирской области,
Иванычевой Елены Владимировны
Вид деятельности: декоративно – прикладное искусство;
художественная обработка материалов (пряжи).
Возраст обучающихся: 9 - 10 лет.
Время работы: два учебных часа.
Цель занятия : возрождение и применение в современных условиях старинных русских традиций и технологий.
Основные задачи занятия:
- Знакомство детей с традициями использования русских обрядовых нитяных кукол («мартиничек»);
- Стилизация традиционных кукол для применения в современных условиях;
- Изготовление нитяной куклы – брелка.
Ожидаемые результаты:
- Активное участие детей в беседе и в игровом моменте;
- Проявление собственной фантазии и воображения;
- Успешно выполнение практического задания
- Закрепление в памяти обучающихся изученного материала.
Обеспечение занятия
- Зрительный ряд: традиционные русские куклы «мартинички», свадебные обрядовые куклы, демонстрационная (крупная) нитяная кукла, варианты нитяных кукол – брелков, презентация изображений и направленности различных обрядовых кукол.
- Материалы и инструменты : нитки разных цветов, крупные бусины и бисер, проволока, клей ПВА, ножницы.
План занятия
- 1 – Постановка цели и задач перед детьми;
- 2 – Беседа по теоретической части с демонстрацией наглядного ряда и презентации;
- 3 – Игровой момент;
- 4 – Определение детьми образов будущих кукол;
- 5 – Первый этап практической работы, параллельно с педагогом;
- 6 – Второй этап практической работы – индивидуальный;
- 7 – Подведение итогов занятия.
Беседа по теоретической части
- Кукла, современные люди, особенно дети, привыкли считать, что это просто игрушка. Нет ничего проще, чем сходить в магазин и купить понравившуюся куклу, но когда-то все было совсем не так. Кукол делали своими руками и использовали для различных целей: кукла – тотем; обрядовый символ и, конечно, игрушка. Например:
«Кубышка - травница» следит за здоровьем в доме
«Владимирская столбушка» Помогающая загадать девице на жениха
«Закрутка» - символ достатка и благополучия
мартинички
- В старину, в России отмечали сразу несколько весенних праздников, их называли обрядом «заклинания» весны. Одним из обязательных атрибутом таких праздников являлись маленькие нитяные куколки «мартинички»,
- Куколок вязали парами (демонстрация кукол): мартинички из белых ниток – символ уходящей зимы. Красная мартинички символизировала приход весны и жаркого солнца. Такие пары куколок молодежь развешивала на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер, приближая весну.
Мировое дерево
- Но в давние времена мартинички исполняли еще одну важную обрядовую роль. На старинной русской свадьбе непременно присутствовали другие обрядовые куклы – Жених и Невеста, символизирующие неразрывные связи в семье. Их вязали из лоскутков ткани и крепили на лучине так, что казалось, будто Жених и Невеста стоят в обнимку друг с другом. Во время свадьбы такие куклы подвязывались под дугой упряжки лошадей, а затем помещались в красном углу избы, под иконами.
- Со временем, такие куклы становились не только мужем и женой, но еще и родителями. Тогда их «объятья» раздвигались, и на плечи мамы и папы подвешивались детки, роль которых исполняли мартинички.
Игровой момент
- Демонстрируется пара свадебных кукол и детям предлагается подвесить мартиничек между родителями. Считалось, что такая декоративная семейка сплотит настоящую семью и убережет её от бед и несчастий.
Трансформация традиционной куклы в современную
- Знать традиции своего народа интересно и нужно, но время не стоит на месте, так что попробуем соединить старинные традиции с современным временем и сделаем оригинальный брелок на основе технологии изготовления мартиничек.
- Русские обрядовые куклы практически все – безликие, это связано с особым отношением к кукле, как к живому человеку, которого можно «сглазить». Мы тоже не станем делать лицо нашим куклам, но вот об образе – позаботимся. Образы могут быть самыми разными, например, сказочными (принцессы; рыцари; феи). Образ куклы может быть современным: робот; космонавт; клоун; инопланетянин. А может, ваша кукла будет изображать просто ягоду или какое-нибудь животное.
Определение детьми образов будущих кукол
- Голова будущей куклы – бусина, тело – нитяные пряди. Нужно выбрать цвета ниток и бусину, а затем, исходя из этого выбора, придумать образ будущей куклы и нарисовать её эскиз.
Первый этап практической работы, параллельно с педагогом.
- После того, как выбраны нитки и бусина, заготовлен эскиз, начинается непосредственное выполнение куклы. Первые этапы – одинаковые для всех (выполняем вместе)
1. Наматываем несколько прядей разноцветных или однотонных ниток.
Последовательность работы над куклой
- 2. Связываем их посередине в один пучок тонкой проволокой.
- 3. Соединяем концы проволоки и продеваем их в крупную бусину, затем закрепляем проволоку, раздвоив концы и продевая их в маленькую бусину, навстречу друг другу, закручиваем концы. Этой проволокой можно, впоследствии, закрепить брелок на специальном кольце.
- 4. От пучка ниток отсоединяем две пряди – будущие руки куклы, и перевязываем их посередине нитками. Часть оставшейся на конце кисти отрезаем.
- 5. Оставшийся пучок перевязываем почти под руками, образуя маленькое туловище, и обозначив талию куклы.
Этапы работы над вариативной куклы
- Прежде чем дети начнут самостоятельную работу, идет объяснение вариантов дальнейшей работы над куклой, например:
- Формирование ног, коленей, локтей куклы;
- Создание прически;
- Дополнение декоративными элементами
Второй этап практической работы – индивидуальный.
Подведение итогов занятия.
- Ребята демонстрируют друг другу свои изделия. Педагог отмечает общий уровень работы и отмечает наиболее оригинальные изделия.
- Обозначается практическая направленность кукол. Их можно подарить друзьям или родственникам, повесить дома в качестве оберега, прицепить на школьную сумку в качестве украшения.
Итоговые вопросы на закрепление темы занятия
Задаются вопросы:
- Почему нитяные куколки называются мартиничками?
- Каких цветов они бывают и чем это обусловлено?
- В каких обрядах, и в каком качестве участвуют мартинички?
- Каких еще русских народных обрядовых кукол вы знаете?
- Конечным аккордом могут послужить стихи, фразы из которых предлагается закончить ребятам.
Весны пушистая сестричка
Смешная кукла (?) мартиничка,
В такой вот мартовский денёк
Её мы превратим в (?) брелок.
Используемая литература:
- « Русские обряды и традиции. Народная кукла» авторы: И.Н.Котова; А.С.Котова., издательство «Паритет» Санкт-Петербург 2008 год.
Анализ занятия.
Проведение занятия будет признано удачным если:
- Цель занятия, возрождение и применение в современных условиях старинных русских традиций и технологий, будет достигнута за счет выполнения основных задач:
- Дети ознакомятся с традициями использования русских обрядовых нитяных кукол («мартиничек»);
- Смогут стилизовать традиционную куклу под разнообразные образы, актуальные в современных условиях.
- Выполнят практическую часть занятия – нитяную куклу – брелок.
Ожидаемые результаты оправдаются если:
- Дети охотно будут участвовать в беседе и игровом моменте;
- Во время самостоятельной работы будут не только копировать демонстрационных кукол, но и проявят собственную фантазию;
- Успешно выполнят свою работу и будут ею довольны;
- В конце занятия вспомнят кто такие «мартинички» и в каких обрядах они участвуют;
- Смогут назвать ещё несколько народных обрядовых кукол.
Сведения о педагоге
- Иванычева Елена Владимировна, педагог высшей квалификационной категории. Общий стаж педагогической деятельности – 28 лет. Руководитель Изостудии «Отражение» МБОУ ДОД «ЦВР» города Кольчугино – 15 лет.
- Занятие, презентация которого была выше, является частью авторской образовательной программы «О чем рассказывают куклы»