СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Животный мир степной зоны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе, по учебнику Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова  ("Окружающий мир" 3 класс ).Данная работа  направлена на формирование представлений учащихся о растительности, об особенностях животного мира степной зоны;  на умение  сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений. Презентация подробно раскрывает тему урока.  В данной работе описаны и перечислены основные способы приспособления обитателей степи к особенностям ландшафта.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Животный мир степной зоны"»

Животные степи.

Животные степи.

В степной зоне наибольшая плотность животных наблюдается около водоемов. В степи нет ярусности растительного покрова, поэтому основная масса обитателей степей — наземные животные. Доминируют беспозвоночные. Из позвоночных животных для степей наиболее характерны травоядные копытные и многочисленные норные грызуны. Все обитатели степей вынуждены тщательно приспосабливаться к особенностям ландшафта

В степной зоне наибольшая плотность животных наблюдается около водоемов. В степи нет ярусности растительного покрова, поэтому основная масса обитателей степей — наземные животные. Доминируют беспозвоночные. Из позвоночных животных для степей наиболее характерны травоядные копытные и многочисленные норные грызуны. Все обитатели степей вынуждены тщательно приспосабливаться к особенностям ландшафта

Из позвоночных животных для степей наиболее характерны травоядные копытные и многочисленные норные грызуны.

Из позвоночных животных для степей наиболее характерны травоядные копытные и многочисленные норные грызуны.

В степи много грызунов и норных животных. Например, сурок, суслик, тушканчик, мыши-полёвки, светлый и чёрный хорёк. А такие, в высшей степени приспособившиеся к подземной жизни, млекопитающие, как слепушонка , алтайский цокор и гигантский слепыш, вообще не покидают своих нор.

В степи много грызунов и норных животных. Например, сурок, суслик, тушканчик, мыши-полёвки, светлый и чёрный хорёк. А такие, в высшей степени приспособившиеся к подземной жизни, млекопитающие, как слепушонка , алтайский цокор и гигантский слепыш, вообще не покидают своих нор.

Все обитатели степей вынуждены тщательно приспосабливаться к особенностям ландшафта следующими способами: а)  Колониальность . Важнейшим отличительным свойством степной зоны является открытость ландшафта, поэтому «мирным» животным необходимо совместно наблюдать за опасностью. Связь в колонии обычно осуществляется при помощи звуковых сигналов, так, например, предупредительными и призывными криками пользуются суслик, сурок, сеноставка и др. б)  Стадность — главная особенность жизни степных копытных животных. Она облегчает защиту слабых членов стада от крупных хищников. Много лет назад стада в 50—100 голов (а иногда и 1000) тарпанов (истреблены полностью) и куланов (покинули зону степей) кочевали по степи. Сейчас сохранились только сайгаки- Они могут развивать скорость бега 90 км/час и преодолевать за сутки 100—150 км. Для того, чтобы выдержать длительные переходы, быстрые перемены погоды в степи, заставляющие подолгу оставаться без корма, степным копытным животным нужно обладать большой выносливостью.

Все обитатели степей вынуждены тщательно приспосабливаться к особенностям ландшафта следующими способами:

  • а)  Колониальность . Важнейшим отличительным свойством степной зоны является открытость ландшафта, поэтому «мирным» животным необходимо совместно наблюдать за опасностью. Связь в колонии обычно осуществляется при помощи звуковых сигналов, так, например, предупредительными и призывными криками пользуются суслик, сурок, сеноставка и др.
  • б)  Стадность — главная особенность жизни степных копытных животных. Она облегчает защиту слабых членов стада от крупных хищников. Много лет назад стада в 50—100 голов (а иногда и 1000) тарпанов (истреблены полностью) и куланов (покинули зону степей) кочевали по степи. Сейчас сохранились только сайгаки- Они могут развивать скорость бега 90 км/час и преодолевать за сутки 100—150 км. Для того, чтобы выдержать длительные переходы, быстрые перемены погоды в степи, заставляющие подолгу оставаться без корма, степным копытным животным нужно обладать большой выносливостью.

в) Маскирующая окраска. Защитная роль степной растительности невелика, многие обитатели степи приобрели маскирующую окраску (под цвет почвы, выгоревшей травы), что делает их менее заметными. г)    Жизнь в подземном ярусе. Жизнь 72 из 92 видов степных животных Евразии связана с норами. Копательные подземные работы — одно из главных занятий степных млекопитающих. Нора — это место, где зверьки прячутся от летнего зноя и зимней стужи, где хранятся запасы корма, где выводится и воспитывается потомство. Норы могут быть довольно простыми (большой тушканчик] и многоэтажными лабиринтами (степная пищуха). Приспособленное для рытья тяжелое тело, короткие конечности делают зверьков очень неуклюжими на поверхности почвы. Поэтому при выходе из норы суслики и сурки тщательно и подолгу осматривают местность, вытягиваясь в рост и приседая на задние лапы. Стойка столбиком — важнейший ландшафтный признак степных животных. Он присущ не только грызунам, но и таким хищникам, как хорек, ласка. В хорошо устроенных комфортабельных норах грызуны и некоторые степные хищники проводят большую часть жизни. А такие, в высшей степени приспособившиеся к подземной жизни, млекопитающие, как слепушонка, алтайский цокор и гигантский слепыш, вообще не покидают своих нор.

д) Зимняя спячка . 19 видов норных степных млекопитающих впадают в зимнюю спячку. Умение хорошо отоспаться является замечательным приспособлением к жизни в суровых условиях. Для степняков, впадающих в зимнюю спячку, не существует ни ненастной осени, ни студеной зимы, ни весенней распутицы. Спящие зимой зверьки образуют зимовочные группы. Сбиваясь в теплые компании, прижавшись друг к другу, они экономно расходуют накопленные за лето в подкожном слое жира энергетические ресурсы, которых им хватает на долгую и холодную степную зиму. Для некоторых животных характерна и летняя спячка (в сильную засуху).

е)  Запасание кормов на зиму. Из 72 видов степных животных Евразии 53 деятельны в течение всего года. Большинство из них — 50 видов — вынуждены заготавливать корм на зиму. Многие запасают сено, срезая и высушивая растения в начале лета, в момент их наибольшей кормовой ценности. Сено хранят в норах, в пустотах под камнями или под открытым небом в виде небольших стожков. Подсчитано, что степная пищуха ставит стожки из сена и засушенных веточек общим весом до 3 кг. На каждую особь приходится до 20 кг запасенного сена.

ж) Использование в качестве источника пищи подземных частей растений. Подземные части многих степных растений обладают более высокой кормовой ценностью, чем их зеленые части. Луковицы и корневища в течение всего года сохраняют большое количество воды. Этим обильным кормом пользуются слепушонка, алтайский цокор, гигантский слепыш.

з)   Использование нор других животных. Так, норы сусликов используют 250 видов животных, и)   Способность обходиться  без питьевой  воды.    Приспосабливаются к особенностям ландшафта степей хищные птицы, суслики, сурки, ящерицы, змеи.

з)   Использование нор других животных. Так, норы сусликов используют 250 видов животных,

и)   Способность обходиться  без питьевой  воды.    Приспосабливаются к особенностям ландшафта степей хищные птицы, суслики, сурки, ящерицы, змеи.

1 Колониальность 2 Стадность 3 Маскирующая окраска 4 Жизнь в подземном ярусе 5 Использование нор других животных 6 Запасание кормов на зиму 7 Скорость 8 Острое зрение, обоняние, слух 9 Способность обходиться без питьевой воды

1 Колониальность

2 Стадность

3 Маскирующая окраска

4 Жизнь в подземном ярусе

5 Использование нор других животных

6 Запасание кормов на зиму

7 Скорость

8 Острое зрение, обоняние, слух

9 Способность обходиться без питьевой воды

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых. Количество видов насекомых, населяющих степи, исчисляется тысячами. Большинство шестиногого населения связано своей жизнью с почвой. Это муравьи, мухи, жуки, бабочки. Очень своеобразна степная дыбка – один из самых крупных кузнечиков в нашей стране. Длина тела насекомого достигает восьмидесяти миллиметров. Типичный ночной хищник, часами может сидеть неподвижно в траве или на кустах в ожидании добычи. Степная дыбка занесена в Красную книгу России. Кузнечик Шмель Дыбка

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых.

Количество видов насекомых, населяющих степи, исчисляется тысячами. Большинство шестиногого населения связано своей жизнью с почвой. Это муравьи, мухи, жуки, бабочки. Очень своеобразна степная дыбка – один из самых крупных кузнечиков в нашей стране. Длина тела насекомого достигает восьмидесяти миллиметров. Типичный ночной хищник, часами может сидеть неподвижно в траве или на кустах в ожидании добычи. Степная дыбка занесена в Красную книгу России.

Кузнечик

Шмель

Дыбка

Обильны различные муравьи. В отличие от лесных муравьев, строящих огромные гнезда в виде надземных куполов, степные устраивают гнезда глубоко в почве. Муравьи-жнецы питаются исключительно семенами растений. Муравьи-фаэтончики – хищники, лучшие бегуны в мире насекомых. В брюшке муравьев находится ядовитая железа. Во время защиты муравьи выбрасывают яд на расстояние до полуметра. Это в сто раз больше, чем длина тела муравья.

Обильны различные муравьи. В отличие от лесных муравьев, строящих огромные гнезда в виде надземных куполов, степные устраивают гнезда глубоко в почве. Муравьи-жнецы питаются исключительно семенами растений. Муравьи-фаэтончики – хищники, лучшие бегуны в мире насекомых. В брюшке муравьев находится ядовитая железа. Во время защиты муравьи выбрасывают яд на расстояние до полуметра. Это в сто раз больше, чем длина тела муравья.

Открытая степь бедна бабочками, но в зарослях степных кустарников их великое множество. Это голубянки, белянки, зорьки . В степных лесочках могут быть встречены ранее украшавшие природу и ставшие теперь редкими такие виды, как махаон, аполлон, мнемозина, поликсена, совка шпорниковая, медведица.

Открытая степь бедна бабочками, но в зарослях степных кустарников их великое множество. Это голубянки, белянки, зорьки . В степных лесочках могут быть встречены ранее украшавшие природу и ставшие теперь редкими такие виды, как махаон, аполлон, мнемозина, поликсена, совка шпорниковая, медведица.

 Аполлон

Аполлон

Мнемозина

Мнемозина

Поликсена

Поликсена

Совка шпорниковая

Совка шпорниковая

Медведица красноточечная.

Медведица красноточечная.

Немало беспокойства доставляют в степи человеку и домашним животным комары, слепни, оводы.

Немало беспокойства доставляют в степи человеку и домашним животным комары, слепни, оводы.

Внимание привлекают многочисленные навозники: лунные и испанские копры, священный скарабей. Скарабей, как и копры, лепит навозные шары, которые укатывает иногда на десятки метров. Скарабея обожествляли древние египтяне: в катании шара они видели символ движения Солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Зубцы на голове и голенях передних ног скарабея являются замечательным инструментом для рытья.

Внимание привлекают многочисленные навозники: лунные и испанские копры, священный скарабей.

Скарабей, как и копры, лепит навозные шары, которые укатывает иногда на десятки метров. Скарабея обожествляли древние египтяне: в катании шара они видели символ движения Солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Зубцы на голове и голенях передних ног скарабея являются замечательным инструментом для рытья.

Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц.

Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц.

Степной жаворонок

Степной жаворонок

Дрофа

Дрофа

Стрепет

Стрепет

Серая куропатка

Серая куропатка

Журавль-красавка

Журавль-красавка

Степной лунь

Степной лунь

Степной орел

Степной орел

Пустельга

Пустельга

Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле.

Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле.

Волк

Волк

ЗАЯЦ-РУСАК 

ЗАЯЦ-РУСАК 

Пищуха степная

Пищуха степная

Степной сурок или байбак.

Степной сурок или байбак.

Слепыш

Слепыш

Слепушонка

Слепушонка

Суслики

Суслики

Хомяки

Хомяки

Тушканчики

Тушканчики

Мыши-полевки

Мыши-полевки

Степная гадюка

Степная гадюка

   Окрас у степных животных часто под цвет растительности

Окрас у степных животных часто под цвет растительности

Источники: Картинки-https://www.google.ru/search?q=%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8&newwindow=1&client=firefox-a&hs=Ia1&rls=org.mozilla:ru:official&channel=fflb&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=hYm7UtafHeqq4ASqy4CwAQ&ved=0CCkQsAQ&biw=1360&bih=596#facrc=0%3B%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&imgdii=_&imgrc=_  Шаблон презентации - http:// prezentacii.com/biologiya/3330-zhivotnye-stepey.html  Информационный материал - http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=& esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CC4QFjAB&url=http%3A%2F%2Falenaponomareowa.narod.ru%2Folderfiles%2F1%2FStep.ppt&ei=Cou7UsqaLOiC4ATQpICIBw&usg=AFQjCNHX-wwF5ZfXdedvof6AffZasPWINg&bvm=bv.58187178,d.bGE&cad=rjt ;  Комплексная домашняя контрольная работа. 4 Класс (2012-2013 учебный год)-http://cl.rushkolnik.ru/docs/6404/index-52172.htm

Источники:

  • Картинки-https://www.google.ru/search?q=%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8&newwindow=1&client=firefox-a&hs=Ia1&rls=org.mozilla:ru:official&channel=fflb&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=hYm7UtafHeqq4ASqy4CwAQ&ved=0CCkQsAQ&biw=1360&bih=596#facrc=0%3B%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&imgdii=_&imgrc=_
  • Шаблон презентации - http:// prezentacii.com/biologiya/3330-zhivotnye-stepey.html
  • Информационный материал - http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=& esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CC4QFjAB&url=http%3A%2F%2Falenaponomareowa.narod.ru%2Folderfiles%2F1%2FStep.ppt&ei=Cou7UsqaLOiC4ATQpICIBw&usg=AFQjCNHX-wwF5ZfXdedvof6AffZasPWINg&bvm=bv.58187178,d.bGE&cad=rjt ;
  • Комплексная домашняя контрольная работа. 4 Класс (2012-2013 учебный год)-http://cl.rushkolnik.ru/docs/6404/index-52172.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!