Тема: Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба».
Цель:
1. Сопоставить смерти трех главных героев, выявить отношение автора к героям.
2. Выяснить, как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры.
3. Попытаться найти ответ на проблемный вопрос, является ли поступок
Андрия изменой?
Тип урока: :
урок обобщения знаний
Вид урока:
урок-проектТема: Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба».
Просмотр содержимого документа
«Презентацияк уроку Тарас бульба»
Эпиграф к уроку
- Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество . Сколько ни живу я на веку, не слышал я , паны-братья, чтобы казак покинул , где или продал как-нибудь своего товарища
товарищество
подвиг
Любовь
героизм
предательство
УРОК по произведению Н,В.ГОГОЛЯ «Тарас Бульба»
- Урок обобщения и систематизации
Н.В. ГОГОЛЬ «Тарас бульба»
Цели и задачи
- - образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
- - развивающие : развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;
- - воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой
- придать занятию проблемно-творческий характер;
- - развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;
- - развивать умение анализировать текст повести, умение давать сравнительную
- характеристику героев, подбирать цитаты, которые подтверждают высказываемую мысль.
Лист самооценки ____________ класс , литература
дата
Индивидуальные ответы
2 б
Работа в парах
Работа в группах
Норма оценки:
1-3 б
6-9 баллов – оценка «3»
1-4 б
Устные и письменные ответы на этапе исследователь ской деятельности
2 б
Работа на этапе изучения
10-13 баллов – оценка «4»
2 б
Более 14-17 баллов – оценка «5»
Работа на этапе закрепления
Участие в подведении итогов
2 б
2 б
Сумма баллов
оценка
ПЛАН
обсуждения и размышления
- Сыновья: 1. Отношение к Отечеству, дому, матери. 2. Отношение к учению. 3. Отношение к товарищам. 4. Поведение в бою 5. Черты характера.
- Тарас Бульба: 1. Черты характера Тараса 2.Тарас и сыновья. 3Поведение в бою 4. Отношение к товарищам 5. Отношение к Отечеству
Остап
1. Отношение к Отечеству, дому, матери...
2. Отношение к учению
3. Отношение к товарищам
4. Черты характера.
АндрИй
1. Отношение к Отечеству, дому, матери...
2. Отношение к учению
3. Отношение к товарищам
4. Черты характера
Тарас Бульба
1. Тарас и АндрИй
2. Тарас и Остап
3. Отношение к Отечеству и к товарищам-
казакам
4. Черты характера Тараса
2 группа Предательство – Предатель – Любовь -
- 1 группа
- Героизм –
- Герой -
- Отчизна –
- 3 группа
- Товарищество –
- Товарищ –
Словарная работа
- Героизм –
- Герой –
- Отчизна –
- Товарищество –
- Товарищ –
-
- Предательство –
- Предатель –
- Любовь -
- Словарная работа
- Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке .
- Герой – человек, решившийся на
критический поступок
- Отчизна – Родина
-
- Товарищество – близость, основанная на товарищеских отношениях
- Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни .
-
- Предательство – поступок предателя .
- Предатель – человек, который предал , изменник.
- Любовь – высокое чувство
Товарищество
Героизм
Отчизна
Предательство
Найдите среди ключевых слов: Товарищество, героизм, предательство Отчизна,любовь - слово которое определяет интригу произведения
Любовь
в чем истоки героического поступка Остапа и предательства АндрИя, опираясь на текст и таблицу
Истоки героизма Остапа
Истоки предательства АндрИя
Скрытая, трепетная любовь к матери.
Осознанная храбрость, расчетливость в поступках, стойкость, мужество, преданность идеям казачества, вере, товариществу. Любовь к Родине.
Равнодушное отношение к матери.
Неоправданная храбрость. Необдуманность поступков,
Вывод: Преданность казачеству, любовь к Родине
сила страсти, безудержность натуры, жажда подвига любой ценой. Стремление и умение увертываться от наказания .
Вывод: Изменил отчизне, потому что полюбил. Любовь к женщине ценил выше, чем любовь к казачеству, Родине.
- Только надуманная любовь поддается укрощению, истинная же не слушает приказов и спастись от нее нельзя . ( А.Дюма).
- Только надуманная любовь поддается укрощению, истинная же не слушает приказов и спастись от нее нельзя . ( А.Дюма).
- Жизнь-долг, обязанность, следовательно, любовь- тоже долг … ( И. Гончаров).
- Жизнь-долг, обязанность, следовательно, любовь- тоже долг … ( И. Гончаров).
- Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца . ( К. Паустовский)
- Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца .
- ( К. Паустовский)
Каким героям повести вы отнесли бы эти цитаты, обоснуйте свой ответ
«3»
«4»
«5»
Работа над эпиграфом
- «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество . Сколько ни живу я на веку, не слышал я , паны-братья, чтобы казак покинул , где или продал как-нибудь своего товарища»
в
Обратимся к основному конфликту произведения
В чем от заключается?
Перед нами двойной конфликт: политический и личностный
- Какие слова является ключевыми словами в речи Тараса Бульбы, которые были эпиграфом нашего урока
- «честь казака соблюсти Товарищество,
не слышал чтобы казак покинул, продал как-нибудь своего товарища».
Домашнее задание: по выбору
- На столах лежат, прописанные темы домашнего задания, они по выбору, в зависимости от сложности - выберите свое задание.
- Высокий балл - Творческое:
- – написать речь «Прощальное слово» героев (Остапа, Андрия, Тараса).
- На достаточном уровне - Напишите мини сочинение «Что ты считаешь подвигом?»
- Удовлетворительно - Письменно ответить на вопрос: Почему В.Г.Белинский назвал повесть Н.В.Гоголя «поэмой о любви к родине»?
Спасибо за урок