Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»
Сообщение из опыта работы
на тему:
«Народная кукла, как средство
воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста
в рамках реализации ФГОС»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Пономарева Любовь Алексеевна
г. Бокситогорск
2017 год
Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста и является сквозным механизмом развития ребёнка
(пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей.
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
(народная мудрость)
Кукла -одна из интереснейших страниц в истории культуры и связана с человеком физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Кукла, как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад.
Праздники
Заклички
Песни
Обряды
Пословицы и поговорки
Народная кукла
Сказки
Приметы
Потешки
Загадки
Хороводы,
пляски
Народные игры
Цель: способствовать развитию патриотических чувств дошкольника в процессе приобщения к национальным традициям.
Перед собой поставила следующие задачи :
1. Воспитание патриотических чувств у детей по средствам тряпичной куклы.
2. Продолжать учить детей осознавать себя принадлежащим к русской культуре и русскому народу; осознавать себя наследником традиций.
3. Знакомство детей с традиционной народной куклой, изготовление ее.
4. Познакомить детей с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
5. Продолжать совершенствовать у детей навыков связной речи и навыки общения, обогащать их словарный запас.
Ожидаемый результат:
- наличие представлений об отечественных традициях и праздниках;
- сформированность творческого воображения и фантазии, творческой активности;
- наличие умения доброжелательно и конструктивно общаться со сверстниками и участвовать в совместной деятельности;
- обогащение активного словаря; развитие речевого творчества;
- укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- доверие, партнёрство, сотрудничество проявляемые детьми во взаимодействиях с родителями и педагогами.
Принципы организации образовательного процесса:
1. Принцип деятельности - включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип интеграции - интегративное использование дидактических средств.
4. Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в ходе развития личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
5. Принцип доминирования интересов (приоритет интересов ребёнка)
6. Принцип психофизической комфортности - заключается в снятии по возможности стрессовых факторов в ходе обучения.
7. Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
Методы и приемы
• наглядный;
• практический;
• проблемно - поисковый;
• словесный;
• элемент загадочности;
• создание воображаемой ситуации;
• использование технических средств, музыки.
Формы и методы организации работы с детьми:
• Совместная игра воспитателя с ребенком;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Тематические праздники и развлечения;
• Занятия - игры
• Отгадывание загадок, занимательных вопросов, чтение русских народных сказок.
Затем составила план работы, рассчитанный на три года.
1. Познакомить детей с народная кукла, формирование у них представления о народной кукле. Цель - закрепить в сознании детей связь между куклой и жизнью, и бытом народа.
- рассматривание традиционной куклы, познакомить детей с особенностями их изготовления, внешним видом.
- рассказ о традиционной кукле, как одной из частей культурного наследия русского народа.
2. Познакомить детей через традиционную куклу с русским фольклором, с праздниками и традициями русского народа, с русским народными играми.
3. Закрепление знаний через традиционную куклу о различных видах деятельности.
«Пасха»
«Троица»
Успех в работе с детьми может быть,
достигнут при тесном взаимодействии педагога с родителями.
«Работа – победительница»
«Книжки-самоделки»
«День матери»
«Игры»
«Танцы»
«70-летие ВОВ»
Спасибо за внимание!