СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы ансамблевой игры на шестиструнной гитаре.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по обучению детей игре в ансамбле на шестиструнной гитаре.

Просмотр содержимого документа
«Приемы ансамблевой игры на шестиструнной гитаре.»

ПРИЕМЫ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ.


Климова Римма Васильевна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДУМ «Мечта»


Ансамблевое творчество пустило довольно глубокие корни в инструментальную музыку. Развитие музыкальных творческих способностей юных гитаристов тесно связано с ансамблевым музицированием.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Ансамблист находится в особо выгодных условиях - наряду с репертуаром, адресованным собственно гитаре, он может пользоваться также оркестровыми партитурами, аранжировками камерно-инструментальных и вокальных произведений. Иными словами, ансамблевая игра - постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений и “открытий”, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию “центра музыкальности - “эмоциональной отзывчивости” на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение, музыкальное мышление заметно улучшается, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким. Любой вид творчества имеет свою специфику, особенности, технику. Не исключение в этом и ансамблевая игра. Одной из ее особенностей является умение играть с одним или несколькими партнерами. Для формирования мастерства исполнителя это умение чрезвычайно важно. Гитаристы, как правило, занимаются сольным исполительством, в связи с чем детали и общий план произведения музыкант обдумывает один. В ансамбле – это совместный, коллективный труд, где произведение реализуется совместными усилиями партнеров.

В сравнении с сольным испонительством в ансамбле также иной процесс вызревания художественного замысла. Суть его заключается в воспроизведении пьесы: солист играет всю пьесу, ансамблист – только свою партию. И как бы каждый из партрнеров хорошо ни знал свою партию, ансамблистом он может стать только в результате совместной работы. В этом еще одна важная особенность ансамблевой игры. Хороший ансамбль предполагает наличие у юных музыкантов некоторых особых качаств, и прежде всего – умение слушать. Это крайне необходимо в сольной игре, однако в ансамбле этот навык становится еще более тонким и совершенным.

Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию и других специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных (“технических”) навыков. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха благодаря обогащению фактуры, поскольку в ансамблевом репертуаре значительное место занимают переложения. Совместно с педагогом ученик ведет поиск различных тембровых красок, применяя различные регистры, динамических нюансов, штриховых эффектов, пытаясь передать на аккордеоне тембральную специфику звучания отдельных оркестровых групп. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувства ритма - важнейшая задача музыкальной педагогики. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Чувство ритма образуется из темпа, акцента, соотношения длительностей во времени. Все это складывается в музыкально-ритмическую способность. Ансамблевая игра не только дает преподавателю возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощющение. Исполнение любой музыки сопровождается “веской” акцентировкой при игре. Чувство метрической пульсации, подчеркивание начальных долей такта в ансамблевом исполнении проявляется особо ярко. Вот некоторые более сложные проблемы музыкально-исполнительского ритма:

темпо-ритм (музыкальная пульсация) - категория качественная. При ансамблевой игре партнеры должны определить темп, еще не начав совместного исполнения. В ансамбле темпо-ритм должен быть коллективным. При всей строгости он должен быть естественным и органичным. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано со свойственной тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности - эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; или в стремительных пассажах, а также в сложных для исполнения местах. Технические трудности вызывают желание возможно скорее “проскочить” опасные такты. При объединении в дуэте двух гитаристов, страдающих таким недостатком, возникшее ускорение развивается с неумолимостью цепной реакции и увлекает партнеров к неизбежному срыву. Если же этот недостаток присущ только одному из участников, то второй оказывается верным помощником. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения. В своей работе я отметила, что не все традиционные техники по обучению ансамблевой игры направлены на формирование плавности, ритмичности, четкости и точности движений - поэтому я обратилась к этой теме.

Для себя поставила цель – помочь детям решить проблемы по освоению игры в ансамбле почувствовать уверенность в себя и свои силы, зажечь огонёк радости от творчества.  В ходе обучения игры на гитаре происходит развитие интеллекта, который растёт пропорционально получаемой информации; своевременное и полноценное психологическое развитие, активно развивается речь. Разная техника извлечения звука развивает различные части руки.

Проведя исследовательскую работу, разработала методические рекомендации приемов и техники ансамблевой игры на гитаре. Свои инновационные технологии : «Цепочка», «Речь с движением», «Слуховая и зрительная гимнастика» использую  в ансамблевой игре гитаристов, что позволяет быстрее освоить данный вид игры.

В ансамбле следует работать не только над качеством звука оттенками, штрихами, а главное над согласованностью исполнения, что и позволяет моя методика.

Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой обогащает ребенка, способствует его развитию как сольного исполнителя. Таким образом, ансамбль как  вид творчества в кружке «Гитарная музыка» способствует росту общей исполнительской культуры юного музыканта. В совместном музицировании происодит активное интеллектуальное развитие ребенка, этому способствует широкий круг исполнительских задач ансамблевой формы творчества. Общение с другими исполнителями развивает  культуру и эстетический вкус учащегося. В ансамбле дети играют всегда с большим желанием и игровым тонусом. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой обогащает ребенка, способствует его развитию как сольного исполнителя.

Таким образом, рассмотрев развивающие возможности ансамблевой игры, можно сделать следующие выводы:

1. Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембродинамического).

2. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а так же овладеть более сложными метроритмическими категориями (агогика, пауза и т.д.)

3. Ансамблевая игра способствует развитию аналитической, логической, рациональной памятью.

4. Работа над ансамблем гитаристов интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщенных музыкальных понятий.

5. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.

6. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся по классу гитары.

7. Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя. Позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Выступает как коллективный вид деятельности.

8. Важным являются: особенность посадки, приемы звуковедения, достижение синхронности исполнения, работа над артикуляцией, темпо-ритмическим единством, динамическим разнообразием.

9. Идейное раскрытие художественного образа, эмоциональная насыщенность, поэтическая фантазия, способность переживать исполнение музыки, гибкое проникновение в содержание произведения требует в ансамбле единства творческой мысли всех исполнителей. Взаимопонимание и согласие лежит в основе создания единого плана интерпретации. Умение общаться с партнером - обязательный элемент ансамбля. Осознавание звучащей у другого исполнителя музыкальной фразы и интонирование своего ответа на нее как согласие, сомнение, отрицание и т.п. - и есть процесс общения.

Игра в ансамбле в полной мере отвечает специфике начального этапа обучения учащихся, позволяет преодолеть ряд трудностей возрастного и психологического порядка. Помогает с первых шагов включить учащихся в музыкальную среду.

Не столь важно, вырастут из участников ансамбля музыканты-любители или профессионалы, главное это будут люди, приобщившиеся к музыке и коллективному творчеству, способные к творческой самореализации. Во имя этой цели трудятся тысячи преподавателей и музыкантов. Следовательно, ансамбль как  вид творчества в кружке гитары способствует росту общей исполнительской культуры юного музыканта.

Спасибо за внимание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!