СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования читательской грамотности (из опыта работы учителя русского языка и литературы Дубровиной О.С.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы формирования читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности (из опыта работы учителя русского языка и литературы Дубровиной О.С.)»

Приёмы формирования читательской грамотности Из опыта работы учителя  русского языка и литературы МОУ «СОШ № 8» г.Железногорска Дубровиной О.С

Приёмы формирования читательской грамотности

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 8» г.Железногорска Дубровиной О.С

Творческие читательские дневники Письма литературным героям Лингвистические сказки Работа с текстом

Творческие читательские дневники

Письма литературным героям

Лингвистические сказки

Работа с текстом

Творческие читательские дневники

Творческие читательские дневники

Творческие читательские дневники

Творческие читательские дневники

Творческие читательские дневники

Творческие читательские дневники

Письма литературным героям

Письма литературным героям

Письма литературным героям Здравствуй, Иван. Меня зовут Даша, я учусь в 7классе. Я прочитала рассказ о тебе и твоих подвигах. Мне очень тяжело было читать о тебе, я боялась за тебя и переживала. Но благодаря таким как ты война закончилась, и наступил мир. Побольше бы было на свете таких людей как ты … У меня вызывают чувство гордости твои поступки. Ведь ты был ещё так юн, а уже так много сделал… Не каждый взрослый выполнил бы те задания, с которыми справлялся ты. Тебе пришлось пережить многое. Побывать в партизанских отрядах, в лагере смерти, потерять родителей и сестрёнку. Иван, ты очень отважный, смелый мальчик, по праву заслуживший доверие и уважение офицеров. При выполнении очередного задания ты был пойман фашистами. Ты мужественно вёл себя на допросе, а после был расстрелян. Очень жаль, что ты погиб. Для нас ты настоящий герой.

Письма литературным героям

Здравствуй, Иван.

Меня зовут Даша, я учусь в 7классе. Я прочитала рассказ о тебе и твоих подвигах. Мне очень тяжело было читать о тебе, я боялась за тебя и переживала. Но благодаря таким как ты война закончилась, и наступил мир. Побольше бы было на свете таких людей как ты …

У меня вызывают чувство гордости твои поступки. Ведь ты был ещё так юн, а уже так много сделал… Не каждый взрослый выполнил бы те задания, с которыми справлялся ты. Тебе пришлось пережить многое. Побывать в партизанских отрядах, в лагере смерти, потерять родителей и сестрёнку.

Иван, ты очень отважный, смелый мальчик, по праву заслуживший доверие и уважение офицеров.

При выполнении очередного задания ты был пойман фашистами. Ты мужественно вёл себя на допросе, а после был расстрелян. Очень жаль, что ты погиб. Для нас ты настоящий герой.

Письма литературным героям Здравствуйте, дорогой Акакий Акакиевич.  После долгих размышлений решаю написать Вам. Подтолкнуло меня на это непонимание Вас и ваших ценностей. Акакий, вы же губите сами себя! Для Вас не интересны ни любовь, ни дружба, вместо этого Вы предпочли работу. Монотонность дней, что за цель? Разве может устраивать отношение других к Вам? Почему Вы не принимаете предложения о более высокой должности? Повторюсь, мне искренне вас не понять, мы совершенно разные люди.  Помимо этого, Акакий Акакиевич, ситуация с шинелью нелепа и абсурдна. Удивительно, как так вышло. Но если вы перестанете сидеть на месте и начнете действовать, то ваша жизнь заиграет красками, Вы сможете купить новую шинель и даже не одну. Будьте разумнее!

Письма литературным героям

Здравствуйте, дорогой Акакий Акакиевич.

После долгих размышлений решаю написать Вам. Подтолкнуло меня на это непонимание Вас и ваших ценностей. Акакий, вы же губите сами себя! Для Вас не интересны ни любовь, ни дружба, вместо этого Вы предпочли работу. Монотонность дней, что за цель? Разве может устраивать отношение других к Вам? Почему Вы не принимаете предложения о более высокой должности? Повторюсь, мне искренне вас не понять, мы совершенно разные люди. Помимо этого, Акакий Акакиевич, ситуация с шинелью нелепа и абсурдна. Удивительно, как так вышло. Но если вы перестанете сидеть на месте и начнете действовать, то ваша жизнь заиграет красками, Вы сможете купить новую шинель и даже не одну.

Будьте разумнее!

   Приём «Лингвистическая сказка»  Морфемы поссорились  Однажды в королевстве Морфемика поссорились суффиксы и приставки. Они никак не могли определиться, кто из них важнее и ближе к королю Корню. Жители королевства устроили голосование. Многие были на стороне приставок, потому что они стоят перед корнем и служат для образования новых слов: лесок-перелесок, думать-придумать.  Но сторонников суффиксов тоже было достаточно. Не важно, что они находятся после корня, они так же нужны для образования новых слов: например, то же слово «лесок» без замечательного суффикса –ок- просто не существовало бы.  И только окончания молчали и не возмущались, хотя ближе всех были к суффиксам. Они ничего не могли изменить кроме формы слова. Долго бы спорили морфемы, если бы королю Корню не надоело все это слушать. Корень сказал: «Дорогие мои приставки и суффиксы, вы все для меня важны и очень мне нужны. Я без вас в новых словах просто не справлюсь». После веского слова короля жители Морфемики больше не ссорились и жили в мире и согласии.

  Приём «Лингвистическая сказка»

Морфемы поссорились

Однажды в королевстве Морфемика поссорились суффиксы и приставки. Они никак не могли определиться, кто из них важнее и ближе к королю Корню. Жители королевства устроили голосование. Многие были на стороне приставок, потому что они стоят перед корнем и служат для образования новых слов: лесок-перелесок, думать-придумать.

Но сторонников суффиксов тоже было достаточно. Не важно, что они находятся после корня, они так же нужны для образования новых слов: например, то же слово «лесок» без замечательного суффикса –ок- просто не существовало бы.

И только окончания молчали и не возмущались, хотя ближе всех были к суффиксам. Они ничего не могли изменить кроме формы слова. Долго бы спорили морфемы, если бы королю Корню не надоело все это слушать. Корень сказал: «Дорогие мои приставки и суффиксы, вы все для меня важны и очень мне нужны. Я без вас в новых словах просто не справлюсь». После веского слова короля жители Морфемики больше не ссорились и жили в мире и согласии.

Приём «Лингвистическая сказка» Сказка «Что случилось с буквой О?» Вызвали букву О из алфавита без всяких объяснений: зачем и почему? Буква удивилась: - Здравствуйте. Зачем вы меня вызвали? - Мы хотели вас отправить из алфавита в текст, чтобы вы помогли строить слова, о то вы долго стоите без дела. - Я ведь не справлюсь, - робко сказала буква. - Справитесь. Поверьте, это нетрудно. - И куда мне теперь, в какое слово? – спросила буква О. - В слово милое, но важное – «ребёнок». - А нет других вариантов? Но букву О уже никто не слушал. Отправилась буква в слово «ребёнок». И первое время ей даже нравилось там, особенно когда взрослые люди говорили, умиляясь, «ребёночек». Но потом слово начали склонять: ребёнка, ребёнку, о ребёнке. Потерялась буква О и в прямом и в переносном смысле. Обидно ей стало. Сбежала она от этих страшных, строгих и злых косвенных падежей. И возвращалась только к любимому именительному падежу

Приём «Лингвистическая сказка»

Сказка «Что случилось с буквой О?»

Вызвали букву О из алфавита без всяких объяснений: зачем и почему?

Буква удивилась:

- Здравствуйте. Зачем вы меня вызвали?

- Мы хотели вас отправить из алфавита в текст, чтобы вы помогли строить слова, о то вы долго стоите без дела.

- Я ведь не справлюсь, - робко сказала буква.

- Справитесь. Поверьте, это нетрудно.

- И куда мне теперь, в какое слово? – спросила буква О.

- В слово милое, но важное – «ребёнок».

- А нет других вариантов?

Но букву О уже никто не слушал.

Отправилась буква в слово «ребёнок». И первое время ей даже нравилось там, особенно когда взрослые люди говорили, умиляясь, «ребёночек». Но потом слово начали склонять: ребёнка, ребёнку, о ребёнке. Потерялась буква О и в прямом и в переносном смысле. Обидно ей стало. Сбежала она от этих страшных, строгих и злых косвенных падежей. И возвращалась только к любимому именительному падежу

Работа с текстом Прочитайте, спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. 1.Находясь в Кремле нельзя не испытать особого волну..щего чу..ства которое мне хочет..ся назвать чу..ством Москвы. 2.Оно с трудом поддаёт..ся определению и истоки его кроют..ся в оч..ровани.. Кремля в г..ниальной мн..гоцветности его разновреме(н,нн)ых пам..тников столько говорящих открыт..му душевному взору. 3.Кремль строила вся страна и теперь вы почу..ству.те в нём родное и бли..кое. 4. Лев Толстой однажды заметил (Г,г)лядя на Москву каждый русский пон..мает что она мать. 5. Москва нач..лась с Кремля и поныне без кремлёвских сооружений великий город даже нельзя пре..ставить. 6.В обширной Москве много прекрас..ного величестве(н,нн)ого трогат..льного уд..вит..льного но Кремль как говорят в народе всему голова. (Е. Осетров)

Работа с текстом

Прочитайте, спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1.Находясь в Кремле нельзя не испытать особого волну..щего чу..ства которое мне хочет..ся назвать чу..ством Москвы. 2.Оно с трудом поддаёт..ся определению и истоки его кроют..ся в оч..ровани.. Кремля в г..ниальной мн..гоцветности его разновреме(н,нн)ых пам..тников столько говорящих открыт..му душевному взору. 3.Кремль строила вся страна и теперь вы почу..ству.те в нём родное и бли..кое.

4. Лев Толстой однажды заметил (Г,г)лядя на Москву каждый русский пон..мает что она мать. 5. Москва нач..лась с Кремля и поныне без кремлёвских сооружений великий город даже нельзя пре..ставить. 6.В обширной Москве много прекрас..ного величестве(н,нн)ого трогат..льного уд..вит..льного но Кремль как говорят в народе всему голова. (Е. Осетров)

Задание к тексту Среди предложений 1-3 укажите односоставное безличное. Среди предложений 1-3 укажите сложноподчиненное. Из предложений 4-6 выпишите деепричастие. Укажите количество грамматических основ в 5 предложении. Замените словосочетание «кремлёвских сооружений», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Как вы понимаете фразу: «Кремль, как говорят в народе, всему голова»?

Задание к тексту

  • Среди предложений 1-3 укажите односоставное безличное.
  • Среди предложений 1-3 укажите сложноподчиненное.
  • Из предложений 4-6 выпишите деепричастие.
  • Укажите количество грамматических основ в 5 предложении.
  • Замените словосочетание «кремлёвских сооружений», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  • Как вы понимаете фразу: «Кремль, как говорят в народе, всему голова»?
Приём «Диктант значений» - Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик - Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик - Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - каменщик

Приём «Диктант значений»

- Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик

- Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик

- Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - каменщик

Благодарю за внимание

Благодарю за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!