Приёмы и методы работы,
позволяющие подготовить учащихся
к ВПР и итоговой аттестации по русскому языку
(из опыта работы)
Вспомним задание №1 ВПР.
Это текст, который необходимо списать, вставить буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Данные тексты насыщены орфограммами. Конечно, при подготовке к ВПР мы, что называется, просчитываем процент успеха, потому что всегда есть слабые учащиеся, которые имеют очень нестабильные результаты (кто-то может написать на "3", а получает "2"). И мы всегда переживаем за каждого ученика, как напишет ВПР, как поведёт себя в данной ситуации. Такие дети как раз не могут работать с орфограммами, не могут ставить недостающие знаки препинания, потому что не разбираются в структуре предложения. На мой взгляд, 1-е задание не для неуспевающих учащихся. Если посчитать количество орфограмм в текстах ВПР, оно колеблется от 10 до 40 орфограмм. А ошибок можно сделать только 5, больше - уже ведёт к нулевому результату. Что же делать? Как готовить?
1- Давать тексты данного формата. Применяю дифференцированный подход. И особенно в начале подготовки даю такую таблицу:
"Слово - Орфограмма - Объяснение"
Можно давать не целиком заполненную таблицу для учащихся "более сильных": дети вспоминают, называют и объясняют орфограмму, заполняют сами ячейки. А вот слабоуспевающим учащимся можно дать таблицу частично и даже целиком заполненную. (Орфограмма и объяснения даны, нужно только вставить букву.) Как правило, дети начинают работать, не обращая внимание на объяснения: пишут лОдок, не видя проверочное слово лЁд. А ведь сами записали слово, в котором вообще нет орфограммы, гласная-то ударная. Надо писать лЕдок. Можно добиться этим заданием формирования универсальных действий: развить алгоритм работы с орфограммами.
Требую от детей чёткой работы при работе с буквой-орфограммой:
1-морфема
Если корень, букву проверяем, работаем с чередованием или запоминаем.
Если суффикс или окончание:
2- определяем часть речи и обращаемся к таблице, которую спрашиваю наизусть, но слабым ученикам приходится иметь её перед глазами постоянно.
Далее поговорим о пунктуационной грамотности. Ребёнок должен уметь анализировать предложение, давать ему характеристику. В основе моей работы лежит следующая система: Учащиеся должны понимать, какие функции должны выполнять запятые: запятая может либо разделять, либо выделять. Разделяет части сложного предложения и однородные члены. А выделяет обращения (5-6 класс). Повторяем функции тире: Разделяет подлежащее и сказуемое.
Я использую таблицу, которая позволяет сэкономить время, и мы записываем в неё не сами предложения, а номера. Ещё предусматриваем графу "Нет условий для постановки запятой", так как дети часто ставят запятые лишние. Учащиеся, которые плохо разбираются в структуре предложений, чаще спрашивают: "Сколько запятых в 1-м абзаце, во 2-м?" Я обычно называю количество. Так дети могут избежать какое-то количество ошибок. Это же задание поможет разобраться и с 8-м заданием на ВПР.
Задание № 2. Разборы. Выполнив их правильно, можно заработать 9 баллов. Если дети хорошо ориентируются в частях речи, их признаках, то и работа с орфографией идёт лучше, поэтому с разборами надо работать постоянно. Особенно слежу за выполнением домашней работы, ведь там (в домашних упражнениях) разборы есть почти всегда.
Фонетический.
Учащиеся ошибаются в характеристике звуков, в их количестве. Я даю и отрабатываю не план разбора, а памятку. Здесь развиваем навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Учащиеся говорят: "Я сделал, но не знаю, правильно ли". Эта памятка помогает ребёнку проверить самому себя или товарища.
Морфемный разбор.
Важно ученику показать отличие однокоренных слов от формы одного и того же слова. Это помогает правильно выполнять морфемный разбор.
Ещё я использую такую таблицу: «Деление слова на слоги, для переноса и деление на морфемы». Это тоже полезная работа буквально во всех классах.
Для словообразовательного разбора даю такую памятку. (Слайд 15)
Например: Учащиеся не ошибутся в словах: грибок (суффиксальный), пришёл (приставочный). Дальше надо объяснять. Не – это приставка для сущ., прил., наречий, поэтому слово интересный образовано приставочным способом. Надо исходить от лексического значения слова, поэтому подарочный образовано от слова подарок при помощи суффикса. И надо ЗАПОМНИТЬ, что бессуфиксным способом образуются только существительные со значением действия. Такие сущ. нельзя нарисовать как предмет (слово забег). А вот заморский образовано приставочно-суффиксальным способом.
Морфологический разбор.
Предлагаю такую таблицу, где "+" обозначают наличие признака у данной части речи, а "-" отсутствие. Ещё закрашиваем определённым цветом постоянные и непостоянные признаки той или иной части речи. Обращаем внимание, что какой-то признак у одной части речи может быть постоянным, у другой части речи он же является непостоянным (н-р, род).
Синтаксический разбор.
Особенно сложно для учащихся называть вид сказуемых, второстепенных членов предложения. Здесь, конечно, тоже помогают опорные конспекты и таблицы-шпаргалки, которые мы готовим, изучая учебный материал.
Например, задание 6 (для 5 класса) "Обращение". Это новая тема. Детям даётся с трудом. Как я работаю, чтобы минимизировать количество трудностей.
Сравниваем 2 предложения. Чем они отличаются? Выделим грамматические основы. В 1-м предложении непонятно, кому мы говорим, а во втором есть слово Коля, называющее того, к кому мы обращаемся с речью.
Все эти примеры работы с учащимися для подготовки к ВПР помогают учащимся и выпускных классов для итоговой аттестации. Папка с опорными конспектами и таблицами есть у каждого моего ученика. Из урока в урок и из года в год папка пополняется, а ученики отрабатывают навык работы с этими таблицами и опорными конспектами. Срабатывает и зрительная память.
Успехов нашим детям! Успехов нам всем!