Приёмы мнемотехники в развитии речи
детей дошкольного возраста с ОНР
О.И.Штрошерер,
воспитатель МДОУ «Д/с №157»
«Учите ребёнка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей школьного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу обучения.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания - развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем:
односложная речь;
неспособность построить распространенное предложение;
бедность речи;
недостаточный словарный запас;
трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);
отсутствие навыков культурной речи.
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребёнка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами необходимо использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникают проблемы с речью, например ребёнок заикается. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребёнок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы её действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники это картинка на шкафчике в детском саду. Запоминая её, он без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц. Эффективность их использования в развитии связной речи детей подтверждена многочисленными исследованиями.
Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:
Для младшего и среднего возраста:
1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2.Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
Старшим дошкольникам даётся усложнение:
1. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. (Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами. Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель.)
2. Таблица воспроизводится ребёнком при её показе ему.
Алгоритм при разучивании стихотворений:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребёнка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребёнком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребёнком стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Алгоритм при пересказе:
1. Чтение взрослым текста.
2.Рассматривание мнемотаблицы.
3. Ответы на вопросы по содержанию.
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
Рассказ «Осень»
К концу подготовительной группы дети с нарушениями речи уверенно пользуются схемами, самостоятельно зарисовывают опыты и результаты наблюдений, составляют наглядные планы рассказов.
Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше ребенок будет подготовлен к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Список литературы
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
2.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. 3.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши
4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников
5.Полянская Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
6. Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам