СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникают проблемы с речью, например ребёнок заикается. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребёнок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР»











Приёмы мнемотехники в развитии речи

детей дошкольного возраста с ОНР









О.И.Штрошерер,

воспитатель МДОУ «Д/с №157»











«Учите ребёнка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей школьного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу обучения.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания - развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем:

  • односложная речь;

  • неспособность построить распространенное предложение;

  • бедность речи;

  • недостаточный словарный запас;

  • трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);

  • отсутствие навыков культурной речи.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребёнка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами необходимо использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникают проблемы с речью, например ребёнок заикается. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребёнок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы её действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники это картинка на шкафчике в детском саду. Запоминая её, он без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц. Эффективность их использования в развитии связной речи детей подтверждена многочисленными исследованиями.



Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

Для младшего и среднего возраста:

1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2.Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.


Старшим дошкольникам даётся усложнение:

1. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.  (Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами. Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель.)

2. Таблица воспроизводится ребёнком при её показе ему.


Алгоритм при разучивании стихотворений:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребёнка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребёнком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребёнком стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Алгоритм при пересказе:

1. Чтение взрослым текста.

2.Рассматривание мнемотаблицы.

3. Ответы на вопросы по содержанию.

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Рассказ «Осень»

К концу подготовительной группы дети с нарушениями речи уверенно пользуются схемами, самостоятельно зарисовывают опыты и результаты наблюдений, составляют наглядные планы рассказов.

Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше ребенок будет подготовлен к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.











Список литературы

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники

2.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. 3.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши

4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольни­ков

5.Полянская Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

6. Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!